Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.
статья (5, 6 класс)

Малькевич Елена Юрьевна

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумёны»

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  через применение нетрадиционных художественных техник  рисования.

                                                                               Учитель по предмету

                                                                                              «Изобразительное искусство»

                                                                                            Малькевич Елена Юрьевна

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают,  что детское творчество помогает  ребенку овладеть средствами самовыражения, то есть надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и другие).

Трудно переоценить влияние изобразительной деятельности на ребенка. Именно через развитие творческих и изобразительных способностей получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.

Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют воспитанию эстетических чувств.

 Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали – ребенок живет чувствами. Для него не столько важно как  что-то нарисовано – сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество – это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

В нашей школе учатся ребята  с разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.   Но каждый из них уникален – это целый мир нереализованных возможностей. И  задача учителя ИЗО, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством постараться преодолеть или сгладить присущие таким детям  недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке. Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А., ребята должны рисовать только  карандашами. И в программе Рау М. Ю. предлагаются самые простые способы рисования.  Но я считаю, что работа красками  оказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств.

В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные техники: рисование поролоном, ватными палочками, солью, манной крупой.

Начинаю с техники рисования восковыми и акварельными мелками, в среднем звене добавляю технику рисования воском. Очень интересна в работе и смешанная техника, которая сочетает рисование разными материалами:  задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами или мелками, затем при помощи кисти поверх наносят акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. 

Для изображения таких образов как цыплёнок, снеговик, медведь более приемлема техника рисования поролоном. Это достаточно сложно для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой пальцев рук, так как поролон для начала работы необходимо закрепить в прищепку. Но результат применения этой техники вызывает такую искреннюю радость, когда дети видят результат своей работы: пушистый цыплёнок, лохматый мишка, весёлый снеговик, при изображении которого на кусок поролона необходимо положить рядом сразу две краски: белую и голубую.

Техника рисования ватными палочками в сочетании рисования пятном даёт возможность получить изображение более выразительное: прорисовать колючки у ёжика, мех у кошечки и белочки.

Очень часто  у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, дети редко проявляют фантазию, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Применение  нетрадиционных техник изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционных техник рисования  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.   Как порой не слушаются пальчики, когда впервые для выделения деталей рисунка начинаем использовать соль и манную крупу.

 Для изображения зеркального отражения объектов использую монотипию и кляксографию. Техника печати пальчиками и ладонью позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.  

В своей работе применяю индивидуально-дифференцированный подход. Такой подход повышает самооценку ученика, придаёт уверенность, мотивирует учащихся  на успешное выполнение задания. В конце урока  дети  не сравнивают рисунки друг с другом, а учатся подмечать особенности изобразительных приёмов  каждого, находить «изюминку»  в рисунке одноклассника.

Детям свойственно стремление рисовать. Рисунок для ребёнка  является не искусством, а речью. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

В процессе работы очень помогают упражнения с элементами арт–терапии. Через рисунок ребёнок выражает свои эмоции. Рисуя, дети выплёскивают свои переживания: радость, любовь, страх. И нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирования предлагаемого  образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

От урока к уроку у учеников расширяется кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости и удовлетворения. Конечно же, есть и неуверенные в себе дети, бывает, что они боятся рисовать. В этом случае необходимо  убеждать их в том, что они могут нарисовать всё, что угодно, и неважно, что их изображение совсем не такое, как на картинке или в жизни, они умеют рисовать, просто сегодня получилось так – не хуже или лучше, а просто иначе. И  оценка в конце урока должна содержать элемент понимания.

Ежегодно  в нашей школе проводятся выставки на различные темы: «Моя семья», «Творчество юных за безопасность дорожного движения», «Друзья детства», «Мой любимый литературный герой», «Экологические проблемы Земли», конкурс стенгазет «Как прекрасен этот мир», «Если случится беда», «Ребёнок и закон», «На страже отечества», «Что за прелесть эти сказки», «Земля наш хрупкий — дом» и другие. Дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых районным Домом детского творчества, и занимают призовые места. Также ученики нашей школы принимают участие в выставках рисунков, организуемых Кировским отделением Российского  детского фонда. И в своих, уже самостоятельных работах, учащиеся, в том числе и старших классов применяют и комбинируют разные техники изображения.

 Можно с уверенностью сказать, что уроки изобразительного искусства имеют высокое психокоррекционное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья. Через применение нетрадиционных техник рисования развиваются художественно-творческие способности детей  - фантазии, эмоциональное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образная память, формируется эмоционально-нравственная отзывчивость. Таким образом, обеспечивается возможность для коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

В презентации раскрываются особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.В зависимости от формы интеллектуальной недостаточности можно выделить ряд эмоционал...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...

Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187109","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю. Реализация адаптированных общеобразовательныхпрогр...