Рабочая программа учебного предмета "Музыка", 5-7 классы, ФГОС, 2020-2021
рабочая программа по музыке
Программа рассчитана на 105 часов из рассчета 1 час в неделю (35 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-7_klass_rabochaya_programma_2020-2021gg.docx | 79.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №115 г.ЧЕЛЯБИНСКА», 454014, г.Челябинск, Комсомольский проспект, д.55а, тел.741-04-10, 741-64-92, e-mail: moull115@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО ______________/Чуманова Л.Л./ | Согласовано Заместитель директора по УР ___________/Мирошниченко Е.С./ | Утверждаю Директор _____________ / Пикатова Н.Б./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная область | «Искусство» |
Учебный предмет | Музыка |
Класс | 5-7 |
Составитель: Калинина Е.А., учитель музыки
г.Челябинск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа 5-7 класс по предмету «Музыка» (основное общее образование)
Аннотация к рабочей программе предмета «Музыка»
При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основные требования действующей Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Реализация программы учебного предмета «Музыка» в 5-7 классах обеспечивается учебно-методическим комплектом, разработанным творческим коллективом под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента, члена-корреспондента МАНПО Г.П.Сергеевой. Данный комплект рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в перечень-каталог учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений. В учебно-методический комплект по предмету «Музыка» входят: учебники «Музыка» 5, 6, 7 классы; творческие тетради по предмету «Музыка». 5,6,7 классы; хрестоматии музыкального материала для учителя 5, 6, 7 классы; фонохрестоматия музыкального материала для учителя 5, 6, 7 классы.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в 5-7 классах из расчёта – 1 час в неделю. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель – 35 часов в год.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
5 класс:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
6 класс:
- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, свое го края;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
7 класс:
- чувство гордости за свою Родину, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
5 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение определять цели и задачи своей деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
- умение анализировать собственную учебную деятельность;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
6 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
7 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение адекватно оценивать собственные возможности решения учебной задачи, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
- Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности.
5 класс:
- развитие основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- становление общих музыкальных способностей школьника (музыкальной памяти и слуха), а так же ассоциативного и образного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-целостного отношения к явлениям жизни и искуцсства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально0творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
6 класс:
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
- развитие музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
7 класс:
- умение ориентироваться в стилевом многообразии современной музыки (музыки XX века)
- умение определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему стилю;
- владение навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
- умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- умение высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений;
- умение воспринимать и сравнивать различные образцы музыки
- умение развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- умение проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для родителей и др.);
- совершенствовать умения навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и т.д.
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание музыкального образования в программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв», «Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв», «Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XI вв.», «Современная музыкальная жизнь», «Значение музыки в жизни человека». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Интонация – носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита) , их возможности в развитии и воплощении музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (основные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения ( хоровое, соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII-XVIII вв, русская музыкальная культура XIX в.(основные стили, жанры, характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII-XVIII вв, зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов ХХ-ХХI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки ХХ-ХХI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Му3зыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно - джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно – коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Урала и составляет 15% учебного времени. Целью является приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям культуры Южного Урала, формирование высших эстетических ценностей, патриотизма, любви к родному краю, развитие толерантного отношения к различным культурам и традициям людей, живущих на Урале, актуализация способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Название раздела программы | Количество часов | Темы уроков |
Музыка и литература | 18 | Что роднит музыку с литературой. (Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы) |
Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…) НРЭО. Музыкальные образы родного края | ||
Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…) | ||
Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…) | ||
Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…). НРЭО. Музыкальный фольклор Южного Урала. | ||
Жанры инструментальной и вокальной музыки (Мелодией одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…) | ||
Вторая жизнь песни. («Живительный родник творчества») | ||
Всю жизнь мою несу родину в душе… («Перезвоны»). | ||
Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? | ||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. («Слово о мастере») | ||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Гармонии задумчивый поэт»). | ||
" Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...». «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…». | ||
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!). НРЭО, Музыкальные театры родного города. | ||
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. («Балетная мозаика». «Балет-сказка «Щелкунчик»). | ||
Музыка в театре, кино, на телевидении | ||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | ||
Мир композитора. НРЭО. Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова. | ||
Обобщающий урок. НРЭО. Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело» | ||
Музыка и изобразительное искусство | 17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. |
Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...». | ||
Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край...». | ||
Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища» | ||
Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...». НРЭО. Масленица на Южном Урале. | ||
Музыкальная живопись и живописная музыка. «И это всё — весенних дней приметы!». «Фореллен-квинтет». | ||
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко...» | ||
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...». | ||
Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира». НРЭО. Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев). | ||
Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой!». | ||
Застывшая музыка. «Содружество муз в храме». | ||
Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса...» | ||
Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...». НРЭО, Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов. | ||
Контрольная работа. | ||
О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины». НРЭО, Военные песни Южного Урала. | ||
В каждой мимолетности вижу я миры…«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете...». «Музыкальная живопись Мусоргского» | ||
Мир композитора. «С веком наравне».Заключительный урок-обобщение. НРЭО. Композиторы Южного Урала. |
6 класс
Название раздела программы | Количество часов | |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | Удивительный мир музыкальных образов |
Образы романсов и песен русских композиторов | ||
Два музыкальных посвящения | ||
Портрет в музыке и живописи | ||
«Уноси мое сердце в звенящую даль…» | ||
Музыкальный образ и мастерство исполнителя | ||
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. НРЭО. Жанры уральских песен. | ||
Образы песен зарубежных композиторов | ||
Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка | ||
Духовный концерт | ||
В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской» | ||
Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва | ||
«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха | ||
Образы скорби и печали | ||
«Фортуна правит миром…» | ||
Авторская песня: прошлое и настоящее. НРЭО. Композиторы Южного Урала. О.Митяев | ||
Джаз – искусство XX века. НРЭО. Джаз на Южном Урале | ||
Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | Вечные темы искусства и жизни. НРЭО Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей. |
Могучее царство Ф.Шопена | ||
Ночной пейзаж | ||
Инструментальный концерт | ||
Космический пейзаж | ||
«Быть может, вся природа – мозаика цветов?». НРЭО. Музыкальная культура Южного Урала. | ||
Образы симфонической музыки | ||
«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | ||
Симфоническое развитие музыкальных образов | ||
Связь времен. НРЭО. Праздники народов Урала. | ||
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | ||
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» | ||
Балет "Ромео и Джульетта" | ||
Контрольная работа | ||
Образы киномузыки. НРЭО. Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала. | ||
Лёгкая и серьёзная музыка. НРЭО. Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль». | ||
Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера | ||
Обобщение тем года |
7 класс
Название раздела программы | Количество часов | Темы уроков |
Особенности драматургии сценической музыки | 16 | Классика и современность. НРЭО. Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов. |
В музыкальном театре. Опера. НРЭО. Музыкальные театры родного города. | ||
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | ||
Опера «Князь Игорь» | ||
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря | ||
Портрет половчан. Плач Ярославны | ||
В музыкальном театре. Балет | ||
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» | ||
Героическая тема в русской музыке. НРЭО. Героические образы в музыке уральских композиторов. | ||
Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». НРЭО. Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд». | ||
Опера Ж.Бизе «Кармен» | ||
Новое прочтение оперы Бизе | ||
Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита» | ||
Сюжеты и образы религиозной музыки | ||
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» | ||
Музыка к драматическому спектаклю. НРЭО, Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка». | ||
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. |
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. НРЭО. Масленица на Южном Урале. | ||
Камерная инструментальная музыка | ||
Транскрипция | ||
Циклические формы инструментальной музыки | ||
Соната | ||
Сонаты Моцарта, Бетховена, Прокофьева | ||
Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта | ||
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна | ||
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №5 П.И.Чайковского | ||
Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева | ||
Контрольная работа | ||
Симфоническая картина К. Дебюсси «Празднества» | ||
Инструментальный концерт. | ||
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | ||
Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре. НРЭО. Творчество уральского композитора Валерия Ярушина. | ||
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | ||
Пусть музыка звучит! НРЭО. Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова | ||
Урок-повторение.НРЭО. Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала» |
Национально-региональный компонент реализуется в количестве 15% учебного времени, что соответствует требованиям ОБУП. Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.
№ урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Количество часов |
5 класс | |||
2 | Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…) | Музыкальные образы родного края | 0,5 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…). | Музыкальный фольклор Южного Урала | 0,5 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!). | Музыкальные театры родного города. | 0,5 |
17 | Мир композитора. | Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова. | 0,5 |
18 | Обобщающий урок. | Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело» | 0,75 |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...». | Масленица на Южном Урале. | 0,5 |
27 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира». | Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев) | 0,5 |
31 | Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...». | Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов | 0,5 |
33 | О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины». | Военные песни Южного Урала. | 0,5 |
35 | Мир композитора. «С веком наравне».Заключительный урок-обобщение. | Композиторы Южного Урала | 0,5 |
6 класс | |||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | Жанры уральских песен | 0,5 |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | Композиторы Южного Урала. Олег Митяев | 0,75 |
17 | Джаз – искусство XX века. | Джаз на Южном Урале | 0,75 |
18 | Вечные темы искусства и жизни. | Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей | 0,5 |
23 | «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». | Музыкальная культура Южного Урала. | 0,5 |
27 | Связь времен. | Праздники народов Урала. | 0,5 |
32 | Образы киномузыки. | Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала. | 0,75 |
33 | Лёгкая и серьёзная музыка. | Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль». | 0,5 |
7 класс | |||
1 | Классика и современность. | Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов. | 0,5 |
2 | В музыкальном театре. Опера. | Музыкальные театры родного города. | 0,5 |
9 | Героическая тема в русской музыке. | Героические образы в музыке уральских композиторов. | 0,75 |
10 | Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». | Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд». | 0,5 |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. | Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка». | 0,75 |
18 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. | Масленица на Южном Урале. | 0,5 |
32 | Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре. | Творчество уральского композитора Валерия Ярушина. | 0,5 |
34 | Пусть музыка звучит! | Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова | 0,75 |
35 | Урок-повторение | Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала» | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 5 класс
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости | Корректировка | |
План | Факт | ||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. (Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы) | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
2 | Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…) | 1 | Музыкальные образы родного края | Слушание музыки. Хоровое пение. | |||
3 | Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…) | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение | ||||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…) | 1 | Музыкально-ритмические движения | ||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…) | 1 | Музыкальный фольклор Южного Урала | Музыкально-ритмические движения | |||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки (Мелодией одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…) | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
7 | Вторая жизнь песни. («Живительный родник творчества») | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
8 | Всю жизнь мою несу родину в душе… («Перезвоны»). | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
9 | Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. («Слово о мастере») | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Гармонии задумчивый поэт»). | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов. | ||||
12 | " Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...». «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…». | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов | ||||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!) | 1 | Музыкальные театры родного города. | Слушание музыки. Хорове пение. | |||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. («Балетная мозаика». «Балет-сказка «Щелкунчик»). | 1 | Музыкально-ритмические движения | ||||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Слушание музыки. Чтение стихов. | ||||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Слушание музыки. Разучивание песен | ||||
17 | Мир композитора. | 1 | Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова. | Слушание музыки. Разучивание песен | |||
18 | Обобщающий урок. | 1 | Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело» | Музыкальная викторина | |||
19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен | ||||
20 | Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...». | 1 | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен | ||||
21 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край...». | 1 | Разучивание новых и повторение ранее изученных песен | ||||
22 | Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища» | 1 | Слушание музыки. Разучивание песен | ||||
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...». | 1 | Масленица на Южном Урале. | Слушание музыки. Разучивание песен | |||
24 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «И это всё — весенних дней приметы!». «Фореллен-квинтет». | 1 | Хоровое пение | ||||
25 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко...» | 1 | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения | ||||
26 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...». | 1 | Слушание музыки. Разучивание песен | ||||
27 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира». | 1 | Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев) | Хоровое пение | |||
28 | Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой!». | 1 | Хоровое пение | ||||
29 | Застывшая музыка. «Содружество муз в храме». | 1 | Хоровое пение | ||||
30 | Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса...» | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение | ||||
31 | Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...». | 1 | Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов | Слушание музыки. Хоровое пение | |||
32 | Контрольная работа | 1 | Тестирование | ||||
33 | О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины». | 1 | Военные песни Южного Урала. | Слушание музыки. Повторение ранее изученных песен | |||
34 | В каждой мимолетности вижу я миры…«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете...». «Музыкальная живопись Мусоргского» | 1 | Слушание музыки. Повторение ранее изученных песен | ||||
35 | Мир композитора. «С веком наравне». Заключительный урок-обобщение. | 1 | Композиторы Южного Урала | Слушание музыки. Повторение ранее изученных песен |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 6 класс
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости | Корректировка | |
План | Факт | ||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | Выразительное исполнение русских романсов | ||||
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | Слушание и анализ музыки | ||||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Слушание музыки. Исполнение песен о Родине | ||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | Жанры уральских песен | Музицирование. Интонационно-образный анализ | |||
8 | Образы песен зарубежных композиторов | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
9 | Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка | 1 | Слушание и анализ музыки | ||||
10 | Духовный концерт | 1 | Слушание и анализ музыки | ||||
11 | В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской» | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
12 | Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
13 | «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
14 | Образы скорби и печали | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
15 | «Фортуна правит миром…» | 1 | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов | ||||
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | Композиторы Южного Урала. Олег Митяев | Музыкальная викторина | |||
17 | Джаз – искусство XX века | 1 | Джаз на Южном Урале | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов (картин) | |||
18 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. | |||
19 | Могучее царство Ф.Шопена | 1 | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. | ||||
20 | Ночной пейзаж | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
21 | Инструментальный концерт | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
22 | Космический пейзаж | 1 | Образный анализ картины. Образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
23 | «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | Музыкальная культура Южного Урала. | Образный анализ картины. Образный анализ музыки. Хоровое пение | |||
24 | Образы симфонической музыки | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
25 | «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
27 | Связь времен | 1 | Праздники народов Урала. | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. | |||
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 1 | Слушание и анализ музыки. Хоровое пение | ||||
29 | Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» | 1 | Хоровое пение | ||||
30 | Балет "Ромео и Джульетта" | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
31 | Контрольная работа | 1 | Тестирование | ||||
32 | Образы киномузыки | 1 | Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала. | Выразительное исполнение музыки из кинофильмов | |||
33 | Лёгкая и серьёзная музыка | 1 | Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль». | Выразительное исполнение Музыки из кинофильмов | |||
34 | Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера | 1 | Интонационно-образный анализ музыки.Хоровое пение | ||||
35 | Обобщение тем года | 1 | Хоровое пение. |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 7 класс
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости | Корректировка | |
План | Факт | ||||||
1 | Классика и современность | 1 | Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов. | Слушание и анализ музыки. | |||
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Музыкальные театры родного города. | Слушание и анализ музыки. | |||
3 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
4 | Опера «Князь Игорь» | 1 | Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение песен | ||||
5 | Русская эпическая опера. Ария князя Игоря | 1 | Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение песен | ||||
6 | Портрет половчан. Плач Ярославны | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
7 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Выразительное исполнение песен | ||||
8 | Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» | 1 | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов (картин) | ||||
9 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Героические образы в музыке уральских композиторов. | Выразительное исполнение фрагментов из опер | |||
10 | Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 1 | Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд». | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов (картин) | |||
11 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | 1 | Выразительное исполнение фрагментов из опер | ||||
12 | Новое прочтение оперы Бизе | 1 | Выразительное исполнение фрагментов из опер | ||||
13 | Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов (картин) | ||||
14 | Сюжеты и образы религиозной музыки | 1 | Исполнение хоровых произведений | ||||
15 | Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» | 1 | Слушание и анализ музыки. Анализ художественных образов ) | ||||
16 | Музыка к драматическому спектаклю | 1 | Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка». | Музыкальная викторина | |||
17 | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 | Исполнение хоровых произведений | ||||
18 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | Масленица на Южном Урале. | Исполнение хоровых произведений | |||
19 | Камерная инструментальная музыка | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
20 | Транскрипция | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
21 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
22 | Соната | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
23 | Сонаты Моцарта, Бетховена, Прокофьева | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
24 | Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
25 | Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
26 | Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №5 П.И.Чайковского | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
27 | Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева | 1 | Музицирование. Интонационно-образный анализ | ||||
28 | Контрольная работа | 1 | Интонационно-образный анализ | ||||
29 | Симфоническая картина К. Дебюсси «Празднества» | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
30 | Инструментальный концерт. | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. | ||||
31 | Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||||
32 | Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре | 1 | Творчество уральского композитора Валерия Ярушина. | Слушание музыки. Исполнение песен о Родине | |||
33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок -опер | Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение песен | |||||
34 | Пусть музыка звучит! | 1 | Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова | Тестировнаие | |||
35 | Урок - повторение | 1 | Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала» | Выразительное исполнение песен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5-9 классы на 2020-2021 уч.год
Программа составлена на базовом уровне в общеобразовательных классах...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс, ФГОС, 2020-2021 уч.год
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для будущего гражданина своей страны, любящего ...
Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...
Рабочая программа по истории для 9 класса на 2020-2021 учебный год
Данная рабочая программа расчитана для 9 класса и соответствует ФГОС Основного общего образования, рассчитана на 2 часа в неделю и охватывает период Истории Росиии и Всеобщей истории с начала XIX века...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс за 2020-2021 уч.год
Рабочая программа по русскому языку 8 класс за 2020-2021 уч.год...
Рабочая программа по географии для 6А класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа соответствует нормативным документам:программе основного общего образования по географии с учетом авторской программы 5-9 классы по географии основного общего образования5-9 кл...
Рабочая программа по географии для 7А класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7класса ступени основного общего образования разработана на основе:Примерной программы по географии 5 -9 классы под редакцией И.В. Душин...