ИТК на уроках музыки.
статья по музыке

Артюшкина Юлия Михайловна

применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным, формируя положительное отношение к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИТК на уроках музыки.

Новые технические средства доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, перестав быть экзотикой, довеском к традиционному преподаванию и учению, будучи мощным источником информации, самообразования. Опыт подсказывает, что проблемы внедрения новых технологий в школу не сводятся лишь к их эксплуатации. В центре внимания должен быть школьник, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники, как инструмента познания, вписанного в учебный процесс. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Среди технических средств, которые используются в школе, приоритетными являются компьютеры и видеосистемы.

Важным средством в достижении эффективного  результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка».

В настоящее время в связи с обновлением программы по музыке актуальной становится необходимость учить «размышлять об искусстве». Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, учителя определяют для себя некоторые ведущие направления:

•  Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

•  Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

•  Важнейшей составляющей успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося, особенно в начальной школе, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ во все уроки музыки. Используя мультимедийную  презентацию на уроке нужно  стремиться повысить интерес обучающихся к учебной деятельности. Так, например, в презентацию к уроку в 3 классе по теме «Образы утренней природы в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, Э. Грига и М.П. Мусоргского и репродукции  картин русских и зарубежных художников. Ребятам предлагается сравнить «Образы утренней природы» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется приём сравнения и анализа. Благодаря  мультимедийным  пособиям,  дети стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительно-го искусства, архитектурой, скульптурой и т. п.

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.  Информация представленная на компьютерных дисках позволяет проводить виртуальные путешествия по разным странам и эпохам. Огромную помощь в работе мне оказывают такие компьютерные диски,  как «Шедевры музыки», «Энциклопедия классической музыки», аудиоэнциклопедии «Как звучат музыкальные инструменты» и «Народные инструменты», серия дисков по циклам «Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов, мультфильмов. Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика начальных классов. Так, например, для объяснения музыкального жанра Мюзикл, можно показать детям м/ф «Голубой Щенок» (4 класс). В 1 классе ребята с увлечением смотрят музыкальный м/ф «Два весёлых гуся», после чего детям объясняю понятия «минор» и «мажор». По теме «Ничего на свете лучше нет» предлагаю ребятам просмотр отрывков из м/ф «Бременские музыканты» (1 класс). Мультфильм по теме «Симфоническая сказка «Петя и Волк» во 2 классе помогает слушателю соотнести звучание музыкальных инструментов с конкретными персонажами. Очень хорошей визуальной поддержкой считаю м/ф «Избушка на курьих ножках» и м/ф «Балет невылупившихся птенцов», созданные по одноимённым пьесам из цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Для повышения познавательной активности и мотивации усвоения знаний считаю эффективным включение в урок игрового момента. В урочной деятельности и во время кружковых занятий «Весёлые нотки» я широко использую компьютерные музыкальные игры. Программы «Алиса и «Времена года» Антонио Вивальди, «Волшебная флейта», «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса в доступной форме приближают каждого обучающегося к познанию тайн музыкального искусства. Программы включают в себя игры и задания на развитие музыкальности, чувства ритма, музыкальные термины, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту.

В своей работе учителя широко используют физкульт-минутки, проводят гимнастику для глаз. Детям очень нравится такая гимнастика в форме игры, где ребята следят за передвигающимися предметами на экране в сопровождении спокойной, релаксирующей музыки.

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным, формируя положительное отношение к предмету. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование профессионального мастерства. Электронная техника позволяет снять множество сложностей повысить эффективность учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....