Формирование основных вокальных навыков.
статья по музыке (5 класс)
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция, дыхание, ансамбль, строй, изучение нотного и литературного текста, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 14.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: звукообразованием, звуковедением, артикуляцией, дикцией, дыханием, ансамблем, строем, изучением нотного и литературного текста. Постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Певческая установка.
Главное условие пения – это полная физическая свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы, выпрямленные колени, ноги с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч – также в спокойном состоянии. Все должно быть просто и естественно.
Певческое дыхание.
Дыхание – нижнереберное, диафрагмальное, звук упругий, на «опоре». Важный элемент правильного дыхания – это расходование дыхания при пении. В вокально-педагогической практике существует понятие как «опертый звук». Дыхание может быть легким, глубоким, но всегда эластичным. Поющий должен усвоить, что искусство певческого дыхания заключается не в количестве вдыхаемого воздуха, а в умении эластично и экономно расходовать, распределять воздух.
Звукообразование. Атака звука. Резонаторы. Регистры.
Сглаживание регистров. Единая манера звукообразования. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных. Атака звука – переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому /технический прием, связанный с началом пения/. В пении существует три вида атаки звука: мягкая, твердая и придыхательная. В начале обучения полезна спокойная, мягкая атака, но не вялая. Певческий аппарат имеет нижние и верхние резонаторные полости /усилители звука/. К верхним /головным/ резонаторам относятся: полость глотки, 12 ротовая полость, нос, придаточные пазухи носа, твердое небо, зубы, лобная пазуха. Верхнее резонирование придает голосу яркость, полетность, звонкость, то есть высокую певческую позицию. К нижним /грудным/ резонаторам относятся: полости, лежащие в грудной клетке. Умение пользоваться грудными резонаторами придает голосу теплоту, задушевность. Часть диапазона голоса, находящегося в определенных тесситурных условиях и отличающаяся звуковой окраской, называется регистром. Существуют головной, грудной и микстовый /смешанный/ регистры певческого голоса. Смысл сглаживания регистров состоит в том, чтобы головное звучание проникло в область грудного регистра, и наоборот. Сглаживание регистров певческого голоса является важнейшим этапом в развитии диапазона певческого голоса. Развитие диапазона голоса требует осторожной, строго систематической, настойчивой работы над формированием качественного звучания. Чистота интонирования. Развитие вокального слуха. Воспитание слухового контроля. Нечеткая интонация возникает при слабости голосового аппарата, мышечной расслабленности, при вялой работе артикуляционных мышц, отсутствия слухового внимания и контроля. Артикуляция. Педагог должен добиваться того, чтобы все гласные звучали тембрально одинаково. При выравнивании гласных целесообразно пение упражнений на «йотированные» гласные, которые помогают избежать форсированного пения. Так же полезно пение на одном звуке. При активном участии верхних резонаторов, дающих свободу движений мягкого неба, голос приобретает подвижность. Звуковедение. Умение пользоваться дыханием обуславливает очень важный момент – пение с различными приемами звуковедения, вытекающими из характера данного произведения. Их можно свести к трем категориям: Legato /пение без толчков, плавный, ровный переход от звука к звуку/. Non legato /прием предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука/. Staccato /пение 13 отрывистое, короткими длительностями. Marcato /яркое подчеркивание каждого звука мелодии/.
Осмысленность, эмоциональность и музыкальность исполнения.
Литературный текст следует прочитать целиком, необходимо понять замысел автора поэтического текста. Полезно выделить основную идею произведения, отметить эмоциональные контрасты. Составить разговор о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором, и помогающих полнее раскрыть основную идею произведения. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности усовершенствования способов выполнения задания, его закрепление, уточнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока вокала на тему: "Формирование вокальных навыков у подростков"
Развернутый конспект открытого урока по вокалу. Тема урока: "Формирование вокальных навыков у подростков"....
Презентация к уроку вокала на тему:"Формирование вокальных навыков у подростков"
Презентация к уроку вокала. Тема: "Формирование вокальных навыков у подростков"....
Формирование основных компонентов навыка чтения
Формирование основных компонентов навыка чтения Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении техникой чтения. Это очень сложный процесс. Ошибки ,чаще всего,связаны с...
Тема урока вокального кружка: «Формирование вокальных навыков у подростков»
Цель занятий вокального кружка: создание положительной установки на ход и результаты урока.Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат ...
Развитие основных вокально-хоровых навыков
В статье описываются основные вокально-хоровые навыки...
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...