Публикация о Флейте
статья по музыке
О том что такое флейта о игре нак ней и не только
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_igre_na_fleyte.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Составлена декабрь 2020 года
ОБ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ |
Что такое Флейта (Flute) ?
Европейская история этого небольшого инструмента довольно драматична. Чрезвычайно популярная в античные времена, флейта вышла из употребления в Западной Европе после падения Римской империи в V веке, чтобы вновь возродиться через пятьсот-шестьсот лет.
В эпоху барокко для флейты много писали А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и другие, менее крупные мастера XVIII века. На заре музыкального классицизма в 1777-78 годах молодой Моцарт создаёт несколько квартетов для флейты.
В начале XIX века флейты изготовлялись из самшита, черного дерева, кокосовой пальмы или слоновой кости. В 30-е годы XIX века немецкий флейтист, мастер и ювелир Теобальд Бём (1794-1881) начинает совершенствовать инструмент, а к 1847 создаёт флейту Бёма, практически ничем не отличающуюся от сегодняшней. Из конструкции инструмента уходит дерево, которое первоначально заменяется серебром, иногда золотом. Звук флейты становится более сильным и однородным по всему диапазону; исполнение хроматических нот и пассажей существенно облегчается.
С уходом дерева, к сожалению, была частично утрачена теплота флейтового звука. Что делать, не только искусство, но и прогресс время от времени требуют жертв.
Популярность флейты возросла с возникновением публичной концертной жизни в XIX веке, что повлекло за собой расцвет любительского музицирования. Флейта, отличающаяся относительной легкостью звукоизвлечения и богатыми техническими и выразительными возможностями, вошла в моду среди любителей из высоких и средних слоев общества.
В XX веке деликатный и холодноватый тембр флейты особенно привлекал французских композиторов; расширению сольного и камерного репертуара для этого инструмента способствовали Клод Дебюсси, Артюр Онеггер, Дариус Мийо.
Современная оркестровая поперечная флейта, или так называемая большая флейта, имеет прямой цилиндрический канал и изготовляется из металла. Длина инструмента около 66см, диаметр канала – 2 см.
Флейта разбирается на три компактные части: головку с отверстием (дульцем) для вдувания воздуха, находящимся сбоку от закрытого конца инструмента, и подвижным коленом (для регулирования строя) и двух основных колен со звуковыми отверстиями и клапанами.
Звук извлекается путем вдувания струи воздуха по касательной к дульцу. Звукоряд хроматический, диапазон свыше 3 октав, нижний тон – до'. Инструмент имеет 13 основных звуковых отверстий и несколько меньших отверстий, благодаря которым облегчается исполнение трелей и других технически сложных приёмов. Эффективная система клапанов позволяет добиваться виртуозной игры.
Поток вдуваемого воздуха, а следовательно, характер звучания флейты контролируется губами исполнителя, таким образом правильная постановка амбушюра – один из ключевых моментов техники игры на флейте.
Профессиональный флейтист владеет всеми видовыми инструментами флейтового семейства: пикколо (или малой флейтой), а также альтовой и басовой флейтами.
Альтовая флейта звучит на кварту ниже обычной, однако ей доступен диапазон основного инструмента вплоть до верхнего до. Механика такая же, как и у основной флейты, если не считать небольших изменений, обусловленных размерами. Встречается она в очень немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и значительность.
Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).
Длинные звуки на флейте и не только…
Музыканты-духовики играют длинные звуки (далее - ДЗ) уже сотни лет и ничего лучшего для работы над качеством звучания пока не придумано. Поколения флейтистов по всему свету считали их необходимыми. Не обойтись без ДЗ и современным музыкантам. Не следует воспринимать их исполнение как докучливое упражнение на терпение и выносливость.
Во время игры ДЗ музыкант работает над:
• широтой и управляемостью дыхания,
• стабильностью постановки,
• тембром,
• динамикой,
• интонацией,
• различными типами артикуляции,
• выразительностью.
Ежедневно начинайте свои занятия именно с игры ДЗ. Впрочем, некоторые знаменитые учителя, например Мишель Дебост (Michel Debost), бывший профессор Парижской консерватории – советуют предварительно поиграть гаммы, т. к. считают, что игра ДЗ, возможно, самое трудное из упражнений и к нему надо подготовиться.
Играйте ДЗ, начиная с ноты ДО первой октавы или СИ малой (если она есть на вашей флейте), затем по хроматизму поднимайтесь вверх. Сосредоточьтесь и слушайте внимательно качество звучания каждой ноты, добивайтесь хорошего звука.
Естественно сразу же возникнет вопрос: «А что же такое – хороший звук?» Попробую на него ответить, но обратите внимание - я буду говорить не о красоте звука, т. к. это вещь абсолютно субъективная, а только о свойствах звука воспринимаемых более или менее объективно.
Итак ХОРОШИМ считается звук, когда он:
• появляется немедленно в момент атаки звука,
• мягкий и открытый,
• не содержит шипа и посторонних призвуков,
• не меняет тембровой окраски,
• не меняет высоты,
• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.
КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?
Ответ на этот вопрос требует написания книги (и вероятно не одной). Для начала я дам некоторые рекомендации насчёт постановки.
Прежде всего, надо стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения. (Необходимо заметить, что в прежние времена считалось правильным несколько выставлять вперёд левую ногу). Руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию. Во время игры желательно не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха. Губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения (даже при исполнении нижних и особенно верхних нот). При формировании амбушюра не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой. Голова не должна быть опущена вниз. Откройте горло. Опустите нижнюю челюсть. Во время игры ДЗ попробуйте зевнуть - это даст правильное расстояние между верхней и нижней челюстью и правильное положение языка. В нижнем регистре это положение должно быть, как при пении гласной «У», в среднем - как при пении «А», а в верхнем – как при пении «И».
При игре в нижнем регистре, постарайтесь придать звуку яркость верхнего регистра.
При игре в верхнем, дайте ему мягкость и теплоту нижнего.
Посещайте выступления знаменитых флейтистов, внимательно слушайте их аудиозаписи и формируйте представление об «идеальном звуке», которого хотите добиться. Этот звук должен возникать в вашем воображении прежде, чем вы начнёте играть.
Попробуйте записать свою игру на аудиокассету (а ещё лучше используя хороший микрофон - на компьютер) – это очень хорошо помогает понять собственные недостатки.
Следует сказать о нетерпении молодых музыкантов желающих без особого труда иметь приличное звучание. Иным из них скучно тянуть ДЗ, другим жаль тратить своё драгоценное время, и они предпочитают поиграть какие-либо медленные пьесы. На это можно сказать следующее:
во-первых, если играть ДЗ правильно, пристально обращая внимание на наличие всех признаков хорошего звука – скучать не придётся,
во-вторых – игра ДЗ при условии, что каждый из них длится 16 четвертей при темпе 60 ударов в минуту (чего вполне достаточно для эффективной работы), а через каждую октаву вы будете делать перерыв на 10-15 секунд - займёт всего лишь 15 минут.
Конечно, поначалу при отсутствии серьёзного опыта в работе над звуком времени будет уходить несколько больше.
И кстати, насчёт лирических пьес - не существует такого произведения, в котором присутствовали бы все ноты флейтового диапазона - от первой до четвёртой октавы.
Игра ДЗ требует соблюдения нескольких условий. Непосредственно перед ДЗ не следует бегать, прыгать выполнять каких-либо физических упражнений или пить газированную воду – дыхание будет сбиваться и занятия станут бессмысленны. Музыкант должен быть сыт – иначе головокружение и «сосание под ложечкой» не позволит вам заниматься должным образом.
Когда идёт работа над звуком не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная (или моторная) память.
Желательно заниматься ДЗ в отдельном помещении, а не в одном классе с трубой или кларнетом. Работая над ДЗ не надо смотреть телевизор, слушать радио или читать книгу. Не следует расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю.
При игре технических упражнений всегда обращайте внимание на качество звука
Воспроизведение звука соль первой октавы ведется без нот. Ноты будут только отвлекать внимание ученика и создавать дополнительные трудности. Но к изучению нотной записи тех звуков, которые ученик играет, можно уже приступать. У ученика должна быть нотная тетрадь, в которую сначала педагог, а впоследствии и сам обучающийся будут записывать необходимые упражнения, этюды и пьесы. С первых же уроков детей надо приучать писать ноты. Практика показывает, что это является важнейшим средством повышения музыкальной грамотности начинающего ученика. Хороший навык красиво и быстро писать ноты, приобретенный на первых порах обучения, будет полезен молодому музыканту на всем протяжении его творческой деятельности.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.
Урок – концерт«Золотая флейта России»по творчеству Сергея Есенина....
Урок музыки в 3 классе: "Волшебные звуки флейты"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616212","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Музыкальные инструменты: флейта и скрипка
Разработка урока музыки в 3 классе....
Элементы орф педагогики на уроке ансамбля в классе флейты
В статье рассказывается о видах групповой работы с применением элементов орф-педагогики на уроках ансамбля в классе флейты детской музыкальной школы. Описывается работа с гаммой в дуэте и трио....
"Как правильно собрать флейту"
Краткие методические рекомендации в виде портфолио для учащихся в классе флейты о том, как правильно собирать свой инструмент перед занятиями....
Рабочая программа "Ансамбль в классе флейты"
Рабочая программа для ДМШ (1-7 классы)...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...