Музыкальные инструменты: флейта и скрипка
методическая разработка на тему

Козина Галина Дмитриевна

Разработка урока музыки в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г.Д.Козина

                           УРОК МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

 ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА»

С музыкою мир становится добрей!

Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.

Задачи урока:

  1. Воспитание у детей любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта.
  2. Формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского, Е. Попляновой.
  3. Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального
    стиля и навыков музыкально-ритмической деятельности, раскрытии индивидуальных познавательных интересов.

Оборудование и средства обучения:

  1. учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс;
  2. баян, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, проэктор, экран.
  3. музыкальные инструменты: синтезатор, баян, скрипка, треугольники.

Художественный материал:

  1. портрет композитора П.Чайковского;
  2. А. Вивальди. «Гроза» (видеофрагмент);
  3. К. Глюк. Фрагмент «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; П. Чайковский «Мелодия»; молдавская народная песня молодая «Сырба», Е. Поплянова «Слон  и  скрипочка»   (синтезатор, аудиозаписи); М. Пляцковский, Ю.  Чичков.
    «Дружат музыка и дети»;
  4. П. Синявский. «Мелодия» (стихи).

Ход урока

    Баян. «Здравствуйте!» Т3/5 (музыкальное приветствие)

    Кмпьютер. Музыка молдавской народной мелодии «Сырба». На её фоне учитель читает молдавскую народную сказку «Виноградарь, флейта и скрипка»

- У одного виноградаря было два сына. Старший, Иван, играл на флейте, а младший, Василий - на скрипке. Однажды хозяин озера взял, да и прикрыл канаву, по которой текла вода на поле виноградаря. И виноградник начал сохнуть. Тогда сыновья виноградаря, прихватив флейту и скрипку, отправились к хозяину, А тот навстречу идёт и еле свой толстый живот тащит, охает.

  1. Хочешь, помогу избавиться от живота? - спросил Иван, - Только уговор: пустишь воду на наш виноградник.
  2. Будь по-твоему, - буркнул хозяин. Как только Иван заигран на флейте,
    хозяин пустился в пляс. Долго плясаа, и, в конце концов, растряс свой живот - и следа от него не осталось.
  3. Хозяин, — сказал Иван, - теперь твоя очередь выполнить обещание.
  4. Некогда мне! - отмахнулся хозяин.

В это время Марица, дочка хозяина, подавилась вишнёвой косточкой.

  1. Люди добрые! — завопил хозяин, — Помогите!
  2. Выполни сначала своё обещание, тогда и поможем, — сказали братья.

Пришлось хозяину уступить: пустил он воду на виноградник. Тогда Василий заиграл на скрипке, да так, что струны запели соловьями. А Марица не выдержала, открыла рот и запела. И косточка пулей вылетела из горла...

Когда собирали урожай на винограднике, всё село пело и плясало под звуки задорной флейты и певучей Скрипки. И по сей день ни один праздник на селе не обходится без этих музыкальных инструментов.

-        Ребята, мы послушали замечательную народную молдавскую сказку.
Скажите, зачем народ сложил эту сказку? Как помогает музыка? О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке? Вы хотите узнать о них подробнее?
Итак, тема нашего урока «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка»
.

Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они появились, как устроены и как они звучат. И увидим и услышим флейту и скрипку.

Посмотрите, у меня в руках музыкальный инструмент — флейта. Перед вами продольная флейта. С неё начинается история возникновения этого инструмента. Продольная флейта появилась в XVII в., т.е. примерно 300 лет назад. Звучала она мягко, негромко. Позднее появляется поперечная флейта в Германии. Давайте посмотрим, как она выглядит (рис. в учебнике на развороте с. 98— 99). Изготавливалась поперечная флейта так же, как и продольная — из целого куска дерева. В стволе прорезалось 7 отверстий. Одно из отверстий служило для вдувания воздуха, а 6 других прикрывались пальцами, меняя тем самым высоту звучания. А теперь послушаем, как звучит флейта.

   Синтезатор. К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

  1. Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Какая история происходит в опере
    «Орфей и Эвридика»? В какой момент звучит мелодия? (Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент
    поиска Орфеем своей жены в подземном царстве).
  2. Сейчас вы послушаете «Мелодию» К. Глюка и скажете, какие чувства
    возникают у вас в душе, что вы сами чувствуете, слушая эту музыку.

   Магнитофон. К.Глюк «Мелодия».

  1. Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
  2. Как звучит флейта? Какой у неё голос? (Нежный, прозрачный, светлый,
    легкий тембр).
  1. Кто помогал флейте передать все эти чувства одиночества, тоски, печали? Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? Какие группы инструментов существуют в симфоническом оркестре? (Деревянные духовые, струнные смычковые, медные  духовые, ударные). К какой группе инструментов относится флейта? (К дере-вянным духовым).
  2. Правильно, флейта возглавляет группу деревянных духовых инструментов, а группу струнных смычковых — скрипка. Об этом замечательном инструменте мы с вами разучили песню. Послушайте начало, узнайте и назовите её.

 Баян. Вступление песни Е. Поплиновой «Слон и скрипочка».

-        Знаете ли Вы, Елена Поплянова - челябинский композитор, работает
преподавателем музыки в 11 лицее, сочиняет замечательные песни для детей?
Давайте настроимся, споём фразу «Только слон нахмурился». Будем петь мягко, нежно, круглым звуком.

    Дети поют фразу и работают над ней.

- Теперь мы исполним всю песню, а Аня, Маша и Настя нам помогут украсить её игрой на треугольниках.

   Исполнение песни «Слон и скрипочка» Е. Поплиновой.

-        Молодцы, все постарались. Я для вас сегодня приготовила сюрприз. Давайте посмотрим, как выглядит этот инструмент. Я вам покажу настоящую скрипку.

- Показ скрипки.

-        Конечно, я не скрипач, и сыграть на скрипке не смогу, этому нужно долго учиться, но на синтезаторе я вам покажу, как звучит скрипка.

 Синтезатор. Фрагмент песни «Слон и скрипочка».

-        Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из  ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора П.И. Чайковского.
Обратите внимание на его портрет
{показ портрета композитора П. Чайковского). Послушайте и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

 Магнитофон. П. И. Чайковский. «Мелодия».

-        О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
Какое настроение она нам передает? (Настроение оживления, волнения, пробуждения, поэтичности, мечтательности). Именно благодаря теплому певучему
задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы
чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.

П. Синявский, «Мелодия»

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем,  как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

  Компьютер, проектор, А, Вивальди. Гроза из цикла «Времена года».

-        Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года». Как звучала эта музыка? (Напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно,..). Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди. Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца! С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение. Во все времена, пока живет на земле человек музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.

Я предлагаю закончить наш урок песней о музыке, в которой звучат замечательные слова: «С музыкою мир становится добрей!».

   Фортепино. М. Пляцковский,  Ю, Чичков. «Дружат музыка и дети».

-        Молодцы, ребята, спасибо! Запомните, пожалуйста, домашнее задание.
К следующему уроку в ваших тетрадях по музыке запишите по памяти названия музыкальных произведений, с которыми мы знакомились и фамилии композиторов. Наш урок закончен. Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Я думаю, что со мной согласятся все гости - каждому за работу можно поставить «_________»!

Самоанализ открытого урока

Урок   был дан в З классе, в котором ___ человек. Из них - ___ девочки  и ___ мальчика, На уроке присутствовало ___ человек.

Образовательный процесс в классе осуществляется по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, согласно которой одним из ведущих направлений уроков является приобщение детей к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через неё жизненных явлений, овладение культурой отношений.

Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

  1. Воспитание у детей любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта,
  2. Формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных сочинениях К. Глюка, П. Чайковского, Е. Попляновой,
  3. Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального
    стиля и навыков музыкально-ритмической деятельности, раскрытии индиви- дуальных познавательных интересов.

Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям младшего школьного возраста.

Тип учебного занятия — урок сообщения нового учебного материала, включающий в себя следующие этапы: организационный момент, подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала, подведение итогов работы. Системообразующим этапом является этап усвоения новых знаний. Он включал в себя сообщение новых знаний об истории создания, строения и звучания музыкальных инструментов, а также закрепление знаний, полученных ранее.

На уроке были использованы разнообразные групповые и коллективные формы деятельности и общения, особенно диалог.

Содержание урока раскрывалось через систему методов:

  1. Метод концентричности - изучение нового произведения опирается на уже известные детям темы, образы, интонации.
  2. Метод художественного контекста - связь с произведениями литературы, что позволяет более глубоко постигать содержание.
  1. Метод эмоциональной драматургии.

На занятии были использованы такие методические приемы, как беседа, рассказ,  игра, сказка.

Решению поставленных задач способствовал отбор разнообразных средств обучения и оборудования: учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс; компьютер, видеомагнитофон, магнитофон; музыкальные инструменты: синтезатор, баян, скрипка, треугольники.

По моему мнению, отобранные содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач личностно-ориентированного учебного занятия.

Учитель музыки                                                                                             Г.Д.Козина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...

Конспект урока "Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка" 3 класс

Конспект урока "Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка" 3 класс...

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительства Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музыкального исполнительстваМузыкальный инструмент(флейта)...

Программа по учебному предмету Основы музицирования Музыкальный инструмент (флейта)

Программа по учебному предмету Основы музицированияМузыкальный инструмент(флейта)...

Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)

Программа  по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...

Презентация к уроку музыки в 3 классе. "Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка"

Презентация к уроку музыки в 3 классе. "Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка"...