УУД на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке

Сёмченко Ольга Вячеславовна

УУД на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_doklad.docx30.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры

«УУД на уроках музыки»

Подготовила: учитель музыки

Сёмченко Ольга Вячеславовна

Истра 2017

Содержание учебного предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной воплощать свои идеи в жизнь. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Они обеспечивают:

• осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

• формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Они обеспечивают учащимся возможность научиться:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

• осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

• предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Они обеспечивают учащимся умение:

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

• приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К ним относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения можно использовать следующие приёмы:

прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности (самореализация в исследовательской, проектной деятельности);

практическая направленность знаний через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;

коллективная деятельность (через организацию работы в группах, игровые и театрализованные формы работы);

сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, выделение существенных признаков предметов, их классификация и обобщение;

стимулирование деятельности через вынесение благодарности, словесное поощрение, организацию творческого праздника, посещение концерта.

Предлагаемые приёмы и формы работы способствуют развитию у учащихся интереса к учению, желания самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление и воображение.

Работа по формированию личностных УУД на уроке музыки способствует возникновению мотивации к музыкальному творчеству на основе развития музыкально-эстетического сознания, эстетических потребностей, ценностей; формирует умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения, ориентируя учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Структура моего урока:

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;

Проверка домашнего задания (в случае, если оно задавалось);

Актуализация знаний: подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);

Вокально – хоровая работа: начинаем с установки «Если хочешь сидя петь», упражнения на дыхание, на дикцию,  различные скороговорки, распевка, далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером);

Поведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Педагогические приёмы для формирования УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ: я - учитель, кругозор:, отсроченная реакция, внимание, театрализация, идеальное задание.

Я - учитель: я максимально использую ситуации, в которых ученики могут мне помочь. Я предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применяю в дальнейшем на уроках (это задания для контрольной работы, кроссворды, ребусы, загадки). Кроме этого, детям часто нравится быть в роли учителя, это повышает их самооценку, развивает регулятивные навыки и метапредметные.

Кругозор: В ходе конструирования урока я выхожу за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Что за прелесть эти сказки!», дети рассказывают о своих любимых героеях из мультфильмов и сказок.

Отсроченная реакция: Я после прослушивания музыки и заданного вопроса не тороплюсь опрашивать учеников. Выдерживаю определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное «Я»: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный мной вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать мне блестящий ответ.

Внимание!

Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

1.Сначала я учеников заранее предупреждаются об этом. Но в дальнейшем я вывешиваю восклицательный знак. Иногда, особенно в младших классах, подсказываю "опасные места" интонацией или жестом. Здесь важно научить детей быстро реагировать на ошибки. (Людвиг ванн Бетховен русский композитор).

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты подготавливаю заранее или пользуюсь материалом, который приготовили другие ученики, в том числе старшие.

Театрализация. Разыгрывание сценок и игровых песен на учебную тему. К примеру, 4 класс тема «Как сложили песню», дети разыгрывают песню «А мы просо сеяли».

Идеальное задание : Я предлагаю выполнить дома работу по выбору учащихся. Например: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего (учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение; сочинить стихотворение, на произведение, прослушанное во время урока или нарисовать свои впечатления.

Здесь важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше нравится.

Результаты развития личностных УУД:

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания;

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: "Лист защиты", резюме, вход в урок, идеальный опрос, райтинг, организация работы в группах, светофор.

«Лист защиты» Я перед каждым уроком, всегда в одно и то же место, ложу “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Я, подшивая эти листы, и держу ситуацию под контролем. Пример: ребенок выполняет все задания заданные мной на уроке, но я его не спрашиваю, что именно он выполнил и как он выполнил; не спрашиваю мнения о прослушанном произведении, какую песню будем петь на уроке и т.д.- ребенок молчит весь урок.

Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету или ко мне.

Вход в урок: Я начинаю урок с "настройки". Например, знакомлю с планом урока. Это делаю в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме, загадке, ребусе). После расслабимся прослушивая музыку. Затем потренируем мозги умными мыслями о прослушанной музыки на уроке. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (что дети узнали на уроке нового).

Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Светофор Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» или «Нет». Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.

Зеленый сигнал — «Знаю!»  или «Да».

Результаты развития регулятивных УУД:

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ  действия  в случае расхождения эталона с реальным  действием  и его продуктом.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Свои примеры, пересечение тем, повторяем с контролем, «Да» и «Нет» говорите, опрос "по цепочке", опрос-итог.

«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: я загадываю число, предмет, композитора или героя оперы, балета и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые я отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Результаты развития познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

Логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

КОММУНИКАТИВНЫЕ: взаимоопрос, организация работы в группах, "Да" и "Нет" говорите, советуйтесь.

Взаимоопрос. В конце урока дети друг другу задают вопросы по пройденной теме.

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. Я после прохождения большой темы ( 4 класс тема «В музыкальном театре») провожу игру «Своя игра» или «Музыкальная викторина», где вопросы задаются по пройденному материалу.

«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: я или ученик загадывает число, предмет, композитора или героя оперы, балета и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые я отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет.

Советуйтесь: я советуюсь с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Я убеждаю учеников, что их мнение значимо для меня, но предупреждаю: последнее слово остается за мной. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Результаты развития коммуникативных УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, в том числе, в области музыкального образования и являющиеся формой выражения сформированности ключевых компетенций в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....