Конспект урока "Тема моря в русской музыке и литературе XIX века"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по искусству
Тема: «Тема моря в русской музыке и литературе XIX века»
Учитель искусства
Г.Ю.Хмелькова
Тема урока: «Тема моря в русской музыке и литературе XIX века”
Тип урока: углубление
Форма урока: беседа
Художественно – педагогическая идея:
Познакомить с описанием моря в литературе и музыке; в процессе беседы провести параллели в этих описаниях, на примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности и выборочно использовать их на практике при исполнении песни, Закрепить знания о творчестве Н.А.Римского – Корсакова.
Музыкальный ряд:
- Н.А.Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
- Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
- Н.А.Римский – Корсаков. «Окиян – море синее». Вступление к опере «Садко».
- А.Зацепин. Песня «Ты слышишь, море?».
Литература:
1. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
2. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
3. Песня «Ты слышишь, море?» музыка А.Зацепина.
Изобразительный ряд:
- Портреты Н.А.Римского – Корсакова и А.С.Пушкина
- Иллюстрации к опере «Садко»
- Картины моря. Художники: И.К.Айвазовский, М.Волошин, Э.Магдесянц, К.Моне.
Эпиграф:
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно
Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Нашей природы.
Вход под музыку «Звуки прибоя»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, почему наш урок открывает морская картина?
Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего.
Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.
Учитель: Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко» и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян-море синее»). Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было…» и дальше использует только прилагательные.
Дети: Море было…..
(Все названные характеристики записываются на доске)
Учитель: Как вы думаете, применимы записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?
Дети: Конечно
Учитель: А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства.
Дети: Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.
Учитель: Молодцы, все верно. Музыка передает настроение, постоянно находится в движении, изменяется и каждый воспринимает эти изменения по-разному. Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?
Дети: Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному!
Учитель: Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причем море в их произведениях обладает собственным характером, а порой является полноправным участником событий. Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».
О каких чудесах рассказывали купцы царю?
Дети: Живет в городе белка, песенка, да орешки все грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна – Лебедь.
Учитель: Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.
Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Первое чудо – это…..?
Дети: Царевна – Лебедь
Учитель: Объясните, почему?
Дети:…………
Учитель: Второе чудо – это…..?
Дети: Белка, поющая песенки.
Учитель: Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке?
Дети: Русская народная песня «Во саду-ли , в огороде»
Учитель: Правильно.
А третье чудо?
Дети: Витязи морские.
Учитель: Что в музыке вам подсказало такой ответ?
Дети: Плавное изменение динамики, как будто набегающие волны, повторения.
Учитель: Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо?
В свете ж есть иное диво.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, ее непредсказуемость, красоту и мощь. Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим.
Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно «уходить».
Выполняется упражнение «Волна».
Молодцы, получилось совсем неплохо.
Учитель: Как вы считаете, у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.
Обсуждение картин под музыку Н.А.Римского-Корсакова. Симфонической сюиты «Шехерезада».
Учитель: Молодцы. Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель.
Кто это (портрет А.С.Пушкина)?
Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», где описывается море, чье настроение оно передает?
Дети: Видит море слегка разыгралось
Помутилося синее море
Не спокойно синее море
Почернело синее море
Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Обсуждение фрагментов сказки.
Учитель: Обратите внимание еще на один портрет, чей он?
Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина?
Дети: Это Н.А.Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки А.С.Пушкина.
Учитель: Молодцы. А еще одного и другого называют великими сказочниками. А.С.Пушкина – в литературе, а Н.А.Римский-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором, Вы заметили, что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию. К какой она опере?
Дети: «Садко».
Учитель: В этой опере море играет важную роль или вспомогательную?
Дети: Главную. Целая сцена перенесена на морское дно.
Учитель: А.С.Пушкин тоже относится к морю, как к живому существу, послушайте:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Учитель: Поэт разговаривает и прощается с морем, как с полноправным собеседником.
А закончим мы наш урок исполнением песни «Ты слышишь, море?» А.Зацепина.
Вокально-хоровая работа над песней «Ты слышишь, море?» Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А.Зацепина.
Учитель: Молодцы, ребята. Домашнее задание на следующий урок. А он у нас будет творческим: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь, прилагательные, которые были выписаны на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы
Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....
"Тема моря в русской музыке" 5 класс
Конспект урока III четверти " Музыкальная живопись"...
Дэль в русской культуре и литературе 19 века
Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, по мнению Ю...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...
конспект " ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ"
Конспект для проведения урока в 7 классе по музыке....