"Тема моря в русской музыке" 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Конспект урока III четверти " Музыкальная живопись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_morya_v_russkoy_muzyke.odt | 25.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки для 5 класса « Тема моря в русской музыке».
Учитель музыки МОУ « Средняя школа № 4» г. Кимры Калуцкая Елена Викторовна.
Цель урока : установито связь двух искусств — музыки и живописи.
Задачи : продолжить знакомство учащихся с русским композитором, русской культурой , проверить и закрепить знания детей, полученные на уроке, развить интерес к музыкальным инструментам, воспитать чувства любви и сопереживания к родной земле.
Тип урока : комбинированный.
Музыкальный материал: А. Зацепин « Ты слышишь, море!», Римский- Корсаков « Три чуда», « Океан- море синее» , « Страна чедес» , И. Крутой « Музыка- это дивная страна»
Оборудование : компьютер , проэктор, экран.
Ход урока :
1. Организация урока : ( Вход под музыку А. Зацепина « Ты слышишь, море !» ).
2.Музыкальное приветствие :
- Здравствуйте , ребята ! Я рада видеть вас на уроке.Сегодня нас ожидает много нового и интересного.
3.Повторение:
- Давайте вспомним, что всю эту четверь мы говорим о « Музыкальной живописи».
- Цель нашего урока- продолжить устанавливать связь двух искусств: музыки и живописи. На прошлых уроках мы говорили о том, что музыка тесно связана с изобразительным искусством. А каким образом?
( Если мы послушаем ту или иную музыку, то сможем с помощью своего воображения нарисовать или представить картину).
- Ребята, о чем говорилось в песне, под которую вы входили в класс? ( О море ).
Правильно о море и я вам открою секрет, что у моря и у музыки много общего. И сегодня на уроке мы попробуем отыскатьэти черты. Итак тема урока « ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ» ( 1 СЛАЙД ) - давайте запишем в тетрадь. А теперь послушаем отрывок из музыкального произведения и я хочу, чтобы вы представили себе эту стихию. ( 2 СЛАЙД ).
( Слушаем фрагмент вступления из оперы « Садко» )
- А теперь расскажите ваши впечаления об услышанны\ом, начиная со слов...
Море было...
( Ребята выполняют задание ).
- Как вы думаете, приминимы ли эти прилагательные, чтобы охарактеризовать настроение человека? ( Конечно).
( 3 СЛАЙД )
- А теперь вспомните чем музыкаот других видов искусства ? ( Музыка- это искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)
- Правильно. Музыка передает настроение, находится в движении и каждый воспринимает её по- своему.
( 4 СЛАЙД).
- А как вы думаете какие из этих особенностей присущи и морю? ( Море движетя, изменяется ). Эти черпты заметили и музыканты.
- Скажите мне, пожалуйста, кто из композиторов из музыкального содружества «Могучая кучка» совершил кругосветное путешествие по морю? Как его имя?
( Николай Андреевич Римский- Корсаков )
( 5 СЛАЙД )
- Молодцы. Действительно это Римский- Корсаков, он очень любил море, музыку, русскую природу, русские сказки. « Что за прелесть эти сказки! - воскликнул он однажды при чтении очередной сказки А. С. Пушкина.
( 6 СЛАЙД )
- Давайте вспомним музыкальное произведение Р.- К., где всречаются три чуда по мотивам сказки Пушкина. Это « Сказка о царе Салтане».
( 7 СЛАЙД)
- 1 Чудо — белочка.
- Как звучит тема ? ( Легко, отрывисто, подвижно)
( 8 СЛАЙД )
- 2 Чудо — 33 Богатыря.
- На что похожа музыка? ( На торжественный марш ).
( 9 СЛАЙД )
- 3 Чудо — Царевна — Лебедь.
- Какая она ? ( Красивая, волшебная, таинственная ).
- При помощи чего изображались герои в этом музыкальном произведении. ( При помощи музыкальных инструментов ).
( 10 СЛАЙД ).
Новый материал :
- А сегодня ребята мы увидим ка Н. А. Римский- корсаков при помощи красок симфонического оркестра нарисовал нам море. Итак, мы сейчас познакомимся с оркестровым вступлением к опере « Садко», которое называется « ОКЕАН- МОРЕ СИНЕЕ»
( Запись в тетрадь )
- Это замечательная картина моря. В начале море кажется спокойным, потом волнение усиливается, волны набегают друг на друга, море становится все более и более бурным. Внезапно оно затихает.
( Слушаем произведение ).
- Понравилось произведение? А как нам автор сумел передать характер морской стихии? ( Музыка звучала то быстрее, то медленее, то громче, то тише. Менялись тональности, как бя море окрашивалось в разные цвета.)
( 11 СЛАЙД )
Физминутка:
- А сейчас мы с вами побудем в роли оркестра, попробуем с помощью дыхательного упражнения изобразить такую волну.
- По- моему сигналу набираем в легкие воздух и шипим, по руке прибавляем звук и убавляем.
- ( 11, 12, 13 СЛАЙД ).
- Молодцы.
( 14 СЛАЙД )
Распевание и исполнение песни.
- А теперь представьте, что мы на берегу теплого моря и поем нашу распевку «Море волнуется раз».
( 15 СЛАЙД ).
- Очень хорошо. Берег моря преставили? А что там виднеется за горизонтом? Это «СТРАНА ЧУДЕС». ( Исполнение песни).
Знакомство с новым интрументом:
- А теперь отгадайте загадку:
Звенят серебряные струны, как будто струйки водяные
И на волнах качая шхуны, резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую- все струны нам изображают.
Все звуки музыку рисуют. Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа,
А звуки нежны, струны тонки... Наш инструмент зовется АРФА.
( 16 СЛАЙД )
- Конечно это АРФА. Это один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук 3-4 тетивы, которые из-за неодинаковой длины издавали звук разной высоты, и стал создателем этого инструмента. Арфа- это срунный щипковый музыкальный инструмент. Очень красивый и изящный. Металлическую раму, в форме треугольника, украшают резьбой и натягивают на нее 47-48 струн разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. И звук у арфы тоже красивый, изящный, волшебный. Слушая арфу кажется что это журчит лесной ручеек или переливаются струйки фонтана.
( Слушание игры на арфе.)
- Итак как называется инструмент который сейчас прозвучал? ( Арфа ). Этот инструмент был создан очень давно, но время не стоит на месте и люди продолжают изобретать все новые и новые инструменты, используя современные технологии. И сейчас мы познакомимся с арфой будущего ( ЛАЗЕРНАЯ АРФА ) этот инстумент не только надо слышать , но и видеть.
( 17 СЛАЙД )
- Состоит он из лазерных лучей, эти лучи и есть струны, только звучат они не от щипков, а от их перекрытия.
- Хотите увидеть как французский композитор Жан Мишель Жарер играет на нем?
( Видеозапись 18 СЛАЙД ).
- Понравилась Арфа будущего? Очень красиво и зрелищно.
Итог урока:
- С музыкой какого композитора мы продолжили знакомство на уроке?
- Какие произведения прозвучали этого автора?
- О какои новом инструменте шла речь сегодня на уроке?
- Как называется арфа будущего? Как играют на ней?
- О какой стихии мы говорили весь урок?
- С помощью чего композитор нам нарисовал море?
- Что общего у моря и у музыки?
( Оценка детей )
( 19 СЛАЙД)
Наш урок мне хочется закончить песней в исполнении вокальной группы нашего класса.
(Звучит песня И. Крутого « Музыка- это дивная страна».)
Вывод:
- Море, как и музыка, не стоит на месте, все время меняется. Оно разное, как и настроение , характер музыки.
Домашнее задание:
- Нарисуйте море, каким вы сегодня увидели на уроке - спокойным, грозным, бурным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по географии для 8 класса по темам: моря и реки, почвы, природные зоны России
Тесты по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких....
Урок географии в 6 классе по теме "Моря Северного Ледовитого океана" (конспект + презентация)
Технологическая карта урока...
Презентация к уроку по теме "Мировой океан" - "Моря, заливы, проливы" (6 класс)
Презентация содержит фотографии морей, заливов и проливов. Предназначена для уроков географии в 6 классе....
Методическая разработка по литературе на тему "Образ моря в русской лирике 19 века".
Образ моря в русской лирике 19 векаурок прохождения нового материала8 класс...
Конспект урока "Тема моря в русской музыке и литературе XIX века"
Конспект урока....
Урок по музыке на тему "Святые Земли Русской" - 3 класс
Читательска грамотность крееативное мышление на уроке музыки....