"Тема моря в русской музыке" 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Калуцкая Елена Викторовна

Конспект урока III четверти " Музыкальная живопись"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_morya_v_russkoy_muzyke.odt25.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки для 5 класса « Тема моря в русской музыке».

 Учитель музыки МОУ « Средняя школа № 4» г. Кимры Калуцкая Елена Викторовна.

Цель урока :    установито связь двух искусств — музыки и живописи.

Задачи :           продолжить знакомство учащихся с русским композитором, русской            культурой , проверить и закрепить знания детей, полученные на уроке, развить интерес к музыкальным инструментам, воспитать чувства любви и сопереживания к родной земле.

Тип урока :       комбинированный.

Музыкальный материал:     А. Зацепин « Ты слышишь, море!», Римский- Корсаков « Три чуда», « Океан- море синее» ,      « Страна чедес» , И. Крутой « Музыка- это дивная страна»

Оборудование :     компьютер , проэктор, экран.

                                                  Ход   урока :

 

1. Организация урока :  ( Вход под музыку А. Зацепина « Ты слышишь, море !» ).

2.Музыкальное приветствие :

  • Здравствуйте , ребята ! Я рада видеть вас на уроке.Сегодня нас ожидает много нового и интересного.

3.Повторение:

  •  Давайте вспомним, что всю эту четверь мы говорим о « Музыкальной живописи».

  •  Цель нашего урока- продолжить устанавливать связь двух искусств: музыки и живописи. На прошлых уроках мы говорили о том, что музыка тесно связана с изобразительным искусством. А каким образом?

( Если мы послушаем ту или иную музыку, то сможем с помощью своего воображения нарисовать или представить картину).

  • Ребята, о чем говорилось в песне, под которую вы входили в класс?  ( О море ).

Правильно о море и я вам открою секрет, что у моря и у музыки много общего. И сегодня на уроке мы попробуем отыскатьэти черты. Итак тема урока « ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ»   ( 1 СЛАЙД )    - давайте запишем в тетрадь. А теперь послушаем отрывок из музыкального произведения и я хочу, чтобы вы представили себе эту стихию.  ( 2 СЛАЙД ).            

   

 ( Слушаем  фрагмент  вступления из оперы « Садко» )

  • А теперь расскажите ваши впечаления об услышанны\ом, начиная со слов...

   

  Море было...

  ( Ребята выполняют задание ).

  • Как вы думаете, приминимы ли эти прилагательные, чтобы охарактеризовать настроение человека? ( Конечно).

( 3 СЛАЙД )

  • А теперь вспомните чем музыкаот других видов искусства ?  ( Музыка- это искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)
  • Правильно. Музыка передает настроение, находится в движении и каждый воспринимает её по- своему.

 ( 4 СЛАЙД).

  • А как вы думаете какие из этих особенностей присущи и морю?  ( Море движетя, изменяется ). Эти  черпты заметили и музыканты.
  • Скажите мне, пожалуйста, кто из композиторов из музыкального содружества «Могучая кучка» совершил кругосветное путешествие по морю? Как его имя?

( Николай Андреевич Римский- Корсаков )

 ( 5 СЛАЙД )

  • Молодцы. Действительно это Римский- Корсаков, он очень любил море,  музыку, русскую природу,  русские сказки. « Что за прелесть эти сказки! - воскликнул он однажды при чтении очередной сказки А. С. Пушкина.

 ( 6 СЛАЙД )

  • Давайте вспомним музыкальное произведение Р.- К., где всречаются три чуда по мотивам сказки Пушкина. Это « Сказка о царе Салтане».

 ( 7 СЛАЙД)

  • 1 Чудо — белочка.
  • Как звучит тема ? ( Легко, отрывисто, подвижно)

 ( 8 СЛАЙД )

  • 2 Чудо — 33 Богатыря.
  • На что похожа музыка? ( На  торжественный марш ).

  ( 9 СЛАЙД )

  •  3 Чудо — Царевна — Лебедь.
  • Какая она ? ( Красивая, волшебная, таинственная ).
  •  При помощи чего изображались герои в этом музыкальном произведении. ( При помощи музыкальных инструментов ).

 ( 10 СЛАЙД ).

Новый материал :

  • А сегодня ребята мы увидим ка Н. А. Римский- корсаков при помощи красок симфонического оркестра нарисовал нам море. Итак, мы сейчас познакомимся с оркестровым вступлением к опере « Садко», которое называется « ОКЕАН- МОРЕ СИНЕЕ»

( Запись в тетрадь )

  • Это замечательная картина моря. В начале море кажется спокойным, потом волнение усиливается, волны набегают друг на друга, море становится все более и более бурным. Внезапно оно затихает.

 ( Слушаем произведение ).

  • Понравилось произведение?  А как нам автор сумел передать характер морской стихии?  ( Музыка звучала то быстрее, то медленее, то громче, то тише. Менялись тональности, как бя море окрашивалось в разные цвета.)

 ( 11 СЛАЙД )

Физминутка:

  • А сейчас мы с вами побудем в роли  оркестра, попробуем с помощью дыхательного упражнения изобразить такую волну.
  •  По- моему сигналу набираем в легкие воздух и шипим, по руке прибавляем звук и убавляем.
  1. ( 11, 12, 13 СЛАЙД ).

  • Молодцы.

 ( 14 СЛАЙД )

Распевание и исполнение песни.

  •  А теперь представьте, что мы на берегу теплого моря и поем нашу распевку  «Море волнуется раз».

 ( 15 СЛАЙД ).

  •  Очень хорошо. Берег моря преставили? А что там виднеется за горизонтом? Это «СТРАНА ЧУДЕС». ( Исполнение песни).

Знакомство с новым интрументом:

  • А теперь отгадайте загадку:

Звенят серебряные струны, как будто струйки водяные

И на волнах качая шхуны, резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую- все струны нам изображают.

Все звуки музыку рисуют. Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа,

А звуки нежны, струны тонки... Наш инструмент зовется   АРФА.

 ( 16 СЛАЙД )

  • Конечно это АРФА. Это один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук 3-4 тетивы, которые из-за неодинаковой длины издавали звук разной высоты, и стал создателем этого инструмента. Арфа- это срунный щипковый музыкальный инструмент. Очень красивый и  изящный. Металлическую раму,  в форме треугольника, украшают резьбой и натягивают на нее 47-48 струн разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. И звук у арфы тоже красивый, изящный, волшебный. Слушая арфу кажется что это журчит лесной ручеек или переливаются струйки фонтана.

 ( Слушание игры на арфе.)

  • Итак как называется инструмент который сейчас прозвучал? ( Арфа ). Этот инструмент был создан очень давно, но время не стоит на месте и люди продолжают изобретать все новые и новые инструменты, используя современные технологии. И сейчас мы познакомимся с арфой будущего ( ЛАЗЕРНАЯ АРФА ) этот инстумент не только надо слышать , но и видеть.

 ( 17 СЛАЙД )

  • Состоит он из лазерных лучей, эти лучи и есть струны, только звучат они не от щипков, а от их перекрытия.
  • Хотите увидеть как французский композитор Жан Мишель Жарер играет на нем?

 ( Видеозапись 18 СЛАЙД ).

  • Понравилась Арфа будущего? Очень красиво и зрелищно.

Итог урока:

  • С музыкой какого композитора мы продолжили знакомство на уроке?
  • Какие произведения прозвучали этого автора?
  • О какои новом инструменте  шла речь сегодня на уроке?
  • Как называется арфа будущего? Как играют на ней?
  • О какой стихии мы говорили весь урок?
  • С помощью чего композитор нам нарисовал море?
  • Что общего у моря и у музыки?

 ( Оценка детей )

( 19 СЛАЙД)

Наш урок  мне хочется закончить песней в исполнении вокальной группы нашего класса.

 (Звучит песня И. Крутого « Музыка- это дивная страна».)

Вывод:

- Море, как и музыка, не стоит на месте, все время меняется. Оно разное, как и настроение , характер музыки.

Домашнее задание:

- Нарисуйте море, каким  вы сегодня увидели на уроке - спокойным, грозным, бурным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по географии для 8 класса по темам: моря и реки, почвы, природные зоны России

Тесты по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких....

Презентация к уроку по теме "Мировой океан" - "Моря, заливы, проливы" (6 класс)

Презентация содержит фотографии морей, заливов и проливов. Предназначена для уроков географии в 6 классе....

Методическая разработка по литературе на тему "Образ моря в русской лирике 19 века".

Образ моря в русской лирике 19 векаурок прохождения нового материала8 класс...

Урок по музыке на тему "Святые Земли Русской" - 3 класс

Читательска грамотность крееативное мышление на уроке музыки....