Применение фонограммы в классе фортепиано
статья по музыке
Статья о там как применять фонограммы на уроках в классе фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Детская школа
искусств № 3» г. Тамбова
Т.Н. Леонтьева
ПРИМЕНЕНИЕ ФОНОГРАММЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО. Обновление учебных программ и планов в ДМШ и ДШИ, резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, процессу и результатам обучения. В настоящее время современная молодежь мало интересуется классической музыкой. Возникает необходимость привлечения внимания детей к занятиям в музыкальной школе путем различных форм работы на уроке. В классе фортепиано можно использовать традиционные формы работы, такие как подбор по слуху, сочинение, игру в ансамбле. Среди новых технологий заслуживает внимание игра пьес с фонограммой «минус».
Использование фонограммы в учебном процессе, несомненно, дополняет и расширяет содержание музыкального образования, а главное, мотивирует учащихся к обучению. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под оркестровый аккомпанемент. Их интерес к музыке разных стилей возрастает. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом и это стимулирует его занятия на инструменте. Занятия с фонограммой в домашних условиях дают ощущение игры в оркестре, ансамбле, развивая музыкальный вкус и раскрывая творческий потенциал учащихся, а также дают возможность родителям поверить в способности своего ребенка.
Следует оговориться, что игра пьес с фонограммой это лишь элемент урока, а классическую форму работы с учащимся никто не отменял.
В педагогической практике на уроках специального фортепиано можно использовать сборник Екатерины Олерской «Ручные пьесы с фонограммой». Уровень сложности пьес разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами, до развернутых виртуозных произведений. Заслуживают внимание сборники композитора, педагога-хоровика, аранжировщика Андрея Андреевича Серова, который сделал большую работу и издал сборники произведений различной сложности (знакомые, популярные, очень доступные ученикам любой подготовки) и написал к ним оркестровый минус.
В сборниках пьес «Бирюльки», «Юным АСам №1,№2,№3» можно найти аранжировки фонограмм к детским пьесам И. Корольковой, Н. Тороповой, К. Лонгшамп-Друшкевич, Ю. Абелян. Большой выбор русских, украинских, белорусских песен, современной эстрадной и джазовой музыки. Есть образцы и классического репертуара.
Исполнение фортепианных пьес с фонограммой не только развивает интерес, но и музыкальные способности:
- воспитывается исполнительская дисциплина,
- концентрация внимания -метроритмическая организованность,
- ускоряется мыслительный процесс,
- развивается музыкальный слух,
- эмоциональная отзывчивость,
- развивается ансамблевая игра;
- расширяется музыкальный кругозор,
- снимается зажатость и страх публичных выступлений.
При работе с фонограммой возникает и ряд проблем, когда ребенку сложно освоить данный навык, но используя метод «от простого к сложному» и различные технические приемы можно достичь положительных результатов.
Последовательность действий при работе с фонограммой могут быть следующие:
- Выбирается пьеса, которая соответствует техническим возможностям ученика и музыкальным предпочтениям;
- Точно и уверенно выучивается текст пьесы;
- Играется пьеса с аккомпанементом преподавателя (если есть такая возможность);
- Пьеса исполняется преподавателем под фонограмму, ученик слушает;
- Преподаватель играет пьесу под фонограмму – ученик поет мелодию;
- Ученик поет под фонограмму или прохлопывает ритм мелодии;
- Отдельно отрепетировать вступление – можно сначала без игры, то есть слушаем вступление и поем первую фразу – снова: вступление – первая фраза и так далее, пока не начнёт получаться.
- Многие пьесы имеют варианты фонограмм для репетиций в различных
темпах
9. Существуют фонограммы с вариантом фортепианной партии «плюс»;
10. Очень важен грамотный показ учителя. В сложных моментах учитель
должен подыгрывать и подпевать, помогая тем самым ученику не
разойтись с фонограммой.
Каждый преподаватель, опираясь на свой опыт, может найти интересные практические формы работы, учитывая индивидуальные возможности ученика. Главное вселить в него уверенность, интерес, желание творить.
Положительным итогом работы с фонограммой должно быть публичное выступление перед родителями или товарищами, на классном или школьном концерте и др.
Использование фонограмм предполагает техническую оснащенность: музыкальный центр, компьютер, планшет, мр 3 плэйер или обычный мобильный телефон. На уроках можно делать записи исполняемых пьес учеником для последующего прослушивания. Создавать музыкальную копилку выступлений.
Использование инновационных педагогических технологий на уроках фортепиано мотивирует учащихся к творчеству, повышает интерес в занятиях на основе выявления их личностных интересов.
Использованная литература
1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб.
пособие. - Волгоград: Перемена, 2002.
3. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред.
Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.
4. Статья в журнале «Музыка в школе» Февраль 2018, Г.Н.Лазовой «Внедрение информационных технологий и современных методов обучения в учебный процесс ДШИ и ДМШ» ( Образовательная программа «Музыкальная информатика» ).
5. https:// fortepiano-olerskaya.com.fonogramma
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"
Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восп...
Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)
Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
"Применение инновационных технологий в работе над музыкальным образом в классе фортепиано"
Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций.По своим способностям у...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"
Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...