Путешествие в музыкальный театр. Балет.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

сформировать интерес к жанру балета; познакомить с происхождением слова "балет"; выявить предпосылки рождения балета, кто были его первые исполнители, каковы были костюмы танцовщиков, и в чем заключалась балетная реформа Ж.Ж. Новера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr._balet.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Путешествие в музыкальный театр.  Балет.

Цель: сформировать интерес к жанру балета; познакомить с происхождением слова "балет"; выявить предпосылки рождения балета, кто были его первые исполнители, каковы были костюмы танцовщиков, и в чем заключалась балетная реформа Ж.Ж. Новера.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальный материал: Э. Григ. Ноктюрн.

Ход урока:

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием опера, что это такое?

Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.( Давайте запишем понятие).

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. 

Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Танец проходит через всю историю. Традиции танца рассказа развились в Китае, Индии, Индонезии и Древней Греции. Театральный танец был известен на более широкой арене древнегреческого театра. Когда Римская империя завоевала Грецию, они ассимилировали греческий танец и театр со своим искусством и культурой.

Придворный балет

Балет зародился в конце XV века в Италии, где владетельные князья нанимали профессиональных мастеров танца для постановки пышных зрелищ, чтобы произвести впечатление на знатных гостей. Помимо элементов драмы, эти представления включали величавые танцы, шествия в исполнении придворных дам и кавалеров. Став супругой французского короля, итальянка Екатерина Медичи привезла во Францию и моду на диковинные придворные балеты.

Первая балетная школа была организованна во Франции, и терминология была отточена тоже там. Почти все термины в балете описаны французскими словами или фразами.

Популярность придворных балетов клонилась к закату, когда в 1643 г. на французский престол взошел Людовик XIV. Новый король не только возродил угасающую традицию, но и  принимал живое участие: в спектаклях, пока не слишком растолстел для танцев. Даже его льстивое прозвище пришло из балета "Ballet de la nuit", где он выступил в роли Короля-Солнца.

Романтический балет

В начале XIX в. все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием романтизма, как художественного течения. Возродился интерес к фольклору и фантазии. Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли "Сильфида" и "Жизель". Примерно тогда же балерины начали танцевать на кончиках пальцев - встали на пуанты.  Не имея балетных туфель с жестким носком, как у нынешних танцовщиц, они держались на пуантах лишь какую-то долю секунды. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.

Романтический балет был по преимуществу искусством женского танца. Ко времени постановки па-де-катра пик популярности романтического балета уже миновал, и Париж как центр классического танца стал понемногу угасать.

Классический балет

В 1847 г. французский танцовщик Мариус Петипа был приглашен ведущим солистом в балетную труппу Санкт-Петербургского театра. К тому времени он успел поставить несколько балетов в Западной Европе, но только в 1862 г. осуществил первую балетную постановку в России - "Дочь фараона". Дебют оказался настолько успешным, что ему тотчас предложили должность балетмейстера, на которой он достойно прослужил 40 лет.

Петипа создал свыше 50 многоактных балетов, в том числе "Раймонду", фрагмент которой Рудольф Нуриев поставил в Лондоне в 1966 г., и "Баядерку", с ее знаменитым "Актом теней" и виртуозным па-де-де, которое по сей день с блеском исполняется в балетных концертах.

Петипа больше всего помнят за его сотрудничество с Чайковским, когда он ставил «Щелкунчика» (1892, хотя эта тема все еще открыта для некоторых дебатов среди историков), «Спящую красавицу» (1890), и возрождал «Лебединое Озеро» (1895, со Львом Ивановым). Эти работы были все заимствованы из западного фольклора.

Балет в России

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Ру́сский бале́т Дя́гилева, или Ballets russes, — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.

Балет в СССР

В 1956 г. Большой театр впервые приехал на гастроли в Лондон. Привезенный им балет "Ромео и Джульетта" пользовался огромным успехом. Спустя пять лет в гастрольный тур по Европе отправился Кировский балет и повсюду получил восторженный прием. России было суждено в очередной раз оказать сильнейшее влияние на балетный мир, когда танцор Кировского театра, находясь в Париже, отказался подняться на борт самолета, вылетавшего в Россию. Его имя - Рудольф Нуриев. Из Парижа он перебрался в Лондон, где долгое время танцевал в паре с Марго Фонтейн, став мировой знаменитостью.

Но Нуриев, а спустя несколько лет Михаил Барышников, бежавший из труппы Большого театра в 1974 г. во время гастролей по Северной Америке, были не только блестящими мастерами танца. Они стали открывателями нового направления в балете, доказав, что мужчина-танцовщик может быть звездой, равной балерине.

Современный балет

В современном балете широко используются  элементы гимнастики и акробатики, джаз, фламенко и другие формы.

Посмотрим примеры балета.

https://www.youtube.com/watch?v=htWM5ZtONU4

https://www.youtube.com/watch?v=LxcGhTm5s-A

Послушаем:

  • Э. Григ. Ноктюрн.
  • Опишите или нарисуйте эмоции что у вас вызвало произведение Э. Григ. Ноктюрн.

Давайте подведем итог: Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Самоанализ урока музыки в 5 классе по теме:"Путешествие в музыкальный театр.Балет."

Этот материал поможет учителям музыки при составлении самоанализа урока как  в раделе программы 5 класса "Музыкальный театр", так и частично при солставлении самоанализа по другим темам программы...

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушев...