конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Балет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 26.11 КБ |
презентация к открытому уроку "Балет"( сокращена для размещения) | 2.37 МБ |
практические задания для групп на уроке "Балет" | 791.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
1. Организационный момент 1 мин
( организация рабочего места, музыкальное приветствие)
Здравствуйте, уважаемое жюри. Ребята, сегодня – вы мои ученики, и я надеюсь, что наш урок будет интересным и принесёт нам только положительные эмоции.
2. Актуализация знаний
Слайд 1 2 мин
О чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете из видеофрагмента (Клип Танец маленьких лебедей) 50 сек.
Вопросы:
Что вы увидели и услышали? Что вам показалось необычным? Может быть кто-то узнал эту мелодию?
Поэт Ю. Энтин сочинил стихи на эту известную мелодию, и получилась песня о балете. Конечно же вы догадались о чём наш урок?
Слайд 2 2 мин
Итак, тема нашего урока - балет. Мы поговорим о прекрасном, волшебном сценическом искусстве, где без слов всем понятно: о чём спектакль.
Что вы знаете о балете? Кто из вас видел балет? А где в Казани можно увидеть балет?
Слайд 3
Какие балеты вы можете назвать? Кто их авторы? Слайд 4
Вы уже немало знаете, молодцы! Спасибо за ваши ответы.
Но достаточно ли вам этих знаний о балете?
Предлагаю определить задачи нашего урока: Слайд 5
Получить дополнительные знания о балетном искусстве.
Дать определение жанру балет.
Познакомиться с музыкой одного из балетов.
Выяснить: в содружестве каких искусств рождается балет.
Слайд 6
А кто сочиняет балет? 2,5мин
Ответы детей (Композитор) – правильно , музыку сочиняет композитор.
А танцы?
Ответы детей. Хореограф, балетмейстер
Балетмейстер – (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов.
Без чего не было бы балетного спектакля? Без сюжета балет походил бы на концерт. Без литературы.
А кого же ещё мы не назвали? Кто помогает создать на сцене необходимую обстановку?
Верно, Художник. А какова роль художников в создании спектакля?
Ответы детей.
Слайд 7
Слайд 8
В основе балета лежит какой-то сюжет - литературный источник. А какой может быть литературный источник? Сказка, роман, повесть и др.
На основе литературного произведения создаётся содержание балета -Либретто –(итальянское слово и переводится, как книжечка). Помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.
Слайд 9 Главное значение живописи состоит в изобразительном оформлении самого танца и балетного представления в целом. Художники создают декорации, придумывают костюмы, а также оформляют афиши, программки, пригласительные билеты.
Теперь мы можем дать определение жанру балет. Слайд 10 3 мин
Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.
Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии. Тогда он назывался опера-балет. Во Франции в XVII веке, при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке.
В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов – балерин и танцовщиков – делает его одухотворенным осмысленным, поэтически содержательным.
Танец – это главная «пластическая речь» в балете.
В XVII веке во Франции была разработана терминология классического танца, принятая повсеместно и в настоящее время. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. У мира балета – сотни своих слов и словечек, без знания которых зритель на балетном спектакле окажется белой вороной.
Познакомимся с некоторыми балетными терминами
Слайды 11-16
Ребята, вам пришло Письмо. Я прошу кого-то из вас прочесть его для всех.
Дети читают письмо. 2 мин
Слайд 17
Итак, сказка приглашает нас в гости, так значит, наш спектакль будет сказочным. Слайд 18
Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Какое настроение создаёт музыка? Настроение праздника.
Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики: Щелкунчик.
Слайд 19 2 мин
Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Это сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Слайд № 20
Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского, создавшего в содружестве с выдающимися хореографами Мариусом Ивановичем Петипа новый тип балета. Отныне музыка становится главной слагающей спектакля, а ее содержание направляет хореографическое решение. С музыкой Чайковского пришла в балет реалистичность музыкальных образов, точная обрисовка характеров, драматическая взволнованность, страстность. Содержательный, действенный танец, выразительная пантомима соединились в непрерывно развивающуюся музыкально-хореографическую драму. Перу П.И. Чайковского принадлежат три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик».
2 мин Многие из вас, наверное, знают сказку «Щелкунчик», может быть смотрели мультфильм. Но я всё же коротко остановлюсь на содержании балета.
Это сказка о том, как девочка Мари с добрым сердцем помогла Щелкунчику победить мышиного короля и вновь стать прекрасным принцем. Вместе с Щелкунчиком Мари отправляется в сказочную страну сладостей Конфитюренбург, где фея Драже устраивает в их честь бал. Когда торжество заканчивается Мари волшебным образом оказывается дома.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент битвы Щелкунчика и мышиного короля.
Слайд 21
Фрагмент «Битва Щелкунчика и мышиного короля»
Что передаёт музыка? Это просто танец или происходит какое-то действие? Зарисовка боя.
Слайд 22 2 мин
Мари и Щелкунчик отправляются в страну сладостей, но прежде им предстоит пробраться сквозь снежную бурю…Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе какого цвета эта музыка.
У: какого цвета эта музыка, какое впечатление, настроение вызвала у вас эта музыка?
Д:таинственность, кружение, волшебность сказочность. Рождественское настроение, предвкушение чуда. Танцевальность.
У: А какими инструментами композитор изображал зимнюю ночь?
Д: треугольник, арфа, скрипки.
У: молодцы, а еще … В музыке слышны мелькание морозной пыли, штрихи и узоры снежных кристаллов. Образ волшебного сна зимней природы.
Практическая работа 2+6 мин
Ребята, а если бы вам поручили поставить балетный спектакль? Представители каких профессий вам понадобились бы для постановки?
Ответы детей.
Сейчас я предлагаю каждой группе примерить на себя определённую роль создателей балета. У вас на столах есть цветные карточки с буквами. Сложите из них слово и мы узнаем кем вы сегодня будете.
1 Музыканты
2 – Художники
3–хореографы
4- литераторы
Итак, мы отправляемся в музыкальный театр, но сегодня мы не просто зрители, сегодня мы как бы попадем за кулисы.
У каждой группы на столах есть необходимые материалы для работы и своё задание.
Художникам предлагается оформить афишу
Литераторам – составить либретто
Хореографам - придумать несколько несложных движений, которые вам подскажет музыка.
Музыкантам – предлагается исполнить вместе со мной и группой хореографов фрагмент танца Феи Драже.
Ребята, а что это такое драже, вы знаете?
Сейчас возьмите листочки с заданием и инструкциями. Во время работы в группе вы можете вставать, если в этом есть необходимость. Постарайтесь работать дружно и не мешать друг другу. На подготовку у вас 5- 6 минут. Всем желаю удачи! Пока вы будете работать, пусть звучит музыка «танец Феи Драже» Слайд 23
Демонстрация результатов работы. Исполнение муз. Фрагмента. 2 мин
Все молодцы, каждый постарался творчески подойти к работе в группе.
Цветок искусств 1,5 мин
Ребята, пришло время подвести итог. Какие же виды искусств соединились в балете? Давайте вместе сделаем цветок искусств: на каждом столе лежит один лепесток, напишите на нем вид искусства, которым вы сейчас занимались в группе. А теперь мы соединяем их в цветок вокруг слова балет.
От себя я добавлю ещё один вид искусства, который присутствует в любом спектакле Драматическое искусство.
Балет вдохновляет многих художников на создание картин о балете, слайд
а композиторов на создание песен о балете. Одна из них – песня «Балет» Игоря Николаева на стихи Ильи Резника. В заключение урока я спою для вас куплет этой песни. Кто хочет, можете подпевать, слова на экране. 2 мин
Слайды 25-26
Слайд 27 Домашнее задание
Слайд 28 рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Театр оперы и балета г. Казань
Кто сочиняет балет Композитор – музыка Балетмейстер – хореография Литератор – содержание Художник – декорации
ЛИБРЕТТО содержание балета, оперы, оперетты. Л ибретто представляет собой литературно -драматическую основу оперы. (итал ьянское libretto , буквально - книжечка) .
Балет - (французское ballo , буквально – танец) – музыкально- хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Па-де-де
Па-де-труа
Адажио
Кордебалет
пуанты
Балетная пачка
ЩЕЛКУНЧИК
Петр Ильич Чайковский 1840 -1893
«Битва с мышами» из балета «Щелкунчик»
Вальс снежных хлопьев
Фея Драже
Предварительный просмотр:
Задание для группы «Художники»:
Оформить афишу к балету «Щелкунчик» П. П. Чайковского, используя предоставленные материалы.
Афиша должна содержать информацию о спектакле (название, автор, где и когда будет спектакль) и красиво оформлена.
Рекомендации.
Распределите обязанности: кто и что будет приклеивать или рисовать.
Не старайтесь промазать клеем всю деталь, т.к. у вас мало времени, главное, чтобы приклеилось.
Успеха!!!
Задание для группы «Литераторы»
Составить либретто балета из предлагаемых фрагментов и вклеить его в «книжечку» с обложкой.
Рекомендации:
Сначала соберите правильную последовательность событий на столе. Затем быстро вклейте фрагменты текста.
Успеха!!!
Задание для группы «Хореографы»
Придумайте несколько несложных движений для танца Феи Драже и исполните под музыку.
Рекомендации:
Старайтесь подражать балетным движениям, танцевать на носочках, как балерины. Руки должны быть выразительными и гибкими.
Выберите солистку (Фея), остальные – кордебалет. Кордебалет обычно выполняют одинаковые движения.
Во время подготовки можно встать и попробовать исполнить движения.
Успеха!!!
Задание для группы «Музыканты»
Исполнить фрагмент танца Феи Драже на предложенных инструментах вместе с учителем (фортепиано).
Рекомендации:
Решите: кто будет играть на металлофоне.
Рассмотрите ноты. Обратите внимание на ритм.
Пусть кто-то играет сильные доли (1 и 3), а другие слабые доли (2 и 4)
Успеха!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В музыкальном театре. Балет.
Презентация к уроку музыка в 7 классе по теме "В музыкальном театре. Балет"...
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Урок музыки - 5 класс, II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...
Конспект урока по теме "В музыкальном театре. Балет "Ярославна"
Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора)....
Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....
план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...