Работа с детьми аутистического спектра на уроках музыки
статья по музыке
Данный материал рассказывает о работе с детьми с РАС. В данной работе раскрыты задачи, факторы, влияющие на положительный процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_ras_na_urokah_muzyki.doc | 20.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работы с детьми с расстройством аутического спектра
на уроках музыки
Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с расстройством аутистического спектра (далее – РАС). Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. На уроках музыки укрепляется не только психологическое состояние ученика, но и создаются условия для воспитания коммуникативной культуры. Очень важно на данном этапе работы учителю музыки в ходе урока постараться контролировать не дисциплину, а включенность детей с ОВЗ и РАС в процесс обучения. Поэтому при работе с такими детьми, я определяю для себя следующие задачи, такие как:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.
- Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращённую речь, стимулировать речевую деятельность.
- Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве.
- Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
- Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Учитель музыки, работая с детьми ОВЗ, в том числе с РАС, должен учитывать не только разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы, но и так же необходимость смены форм, методов и технологий работы в процессе уроков музыки.
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на процесс обучения таких «особенных» детей влияют следующие факторы:
- смена видов деятельности на уроке;
- двигательная активность;
- психологическое здоровье школьника;
- творческий характер процесса обучения.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса я использую на уроках в начальной школе во время разучивания песен различные танцевальные движения. Например, упражнение «Я на скрипочке играю». Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья. Кроме этого, в свои уроки я включаю «этюды для души». Например, провожу оздоровительные минутки, такие как «Солнышко» под музыку Э.Грига. (Закройте глаза, вытяните руки перед собой. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте, пожалуйста, глаза и улыбнитесь друг другу). В результате таких упражнений атмосфера в классе становится более благоприятной для обучения и для общения. Ученики, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращаются к умственным и интеллектуальным заданиям.
Работая с детьми с ОВЗ, в том числе с РАС, учителю важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною на уроках музыки используется игровая методика, вводятся занимательные элементы в уроки. Также стараюсь проводить нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки –экскурсии, интегрированные уроки, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Например, при проведении урока по теме «Импрессионизм», обязательно рассказываю не только о композиторах – импрессионистах, но и знакомлю с художниками – импрессионистами, отмечаю характерные черты импрессионизма в живописи и музыке. Дети, прослушав музыку композиторов – импрессионистов, выполняют задание «Рисуем картину». Это задание выполняется с жидким соленым тестом. Изображение, как правило, является абстрактным, пятна и линии наносятся ложкой в произвольном порядке, краски могут ложиться каплями друг на друга. Увлекательное и завораживающее действие, которое удивляет и восхищает детей. Использование данной техники на уроке позволяет ребенку чувствовать себя раскованным, дает полную свободу для самовыражения своих чувств после прослушивания музыки.
При таком обучении дети с ОВЗ, а особенно, дети – аутисты получают от урока только положительные эмоции, ощущают комфорт, защищенность и испытывают интерес к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
Статья:" Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ."
Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки
В статье рассматриваются коррекционные задачи, технологии, которые я использую в работе, основные виды деятельности при работе с детьми с ОВЗ....
Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...
статья на тему "Коррекционная практика работы с детьми аутистического спектра."
Проблемы детей с аутистическим синдромом и пути их решения....
Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"
В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на ...