"Особенности киномузыки" (Искусство)
методическая разработка по музыке (9 класс)

Желтухина Мария Юрьевна

Технологическая карта урока "Особенности киномузыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx25.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА «Особенности киномузыки»

Цель

Идея

Задачи

Познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе.

осознание школьниками роли и значения музыки в кино.

мировоззренческие

когнитивные

Коммуникативно –деятельностные

Эмоцищнально-чувсвенные

Способствовать становлению эмоционально –ценностного, эстетического отношения к окружающей действительности.

Содействовать осмыслению роли и миссии искусства в жизни человека

Помочь овладеть выразительными средствами музыки.

способность формулировать собственную позицию и предъявлять ее

- готовность к диалогу

Развивать - художественно-творческую  активность, подразумевающей овладение способами творческого индивидуального самовыражения.

креативность и способы творческой деятельности школьников.

Задачи урока:

актуализация представлений школьников о роли музыки в отечественном кинематографе;

 включение учащихся в творческую деятельность по поиску, разучиванию концертному исполнению песен из кинофильмов, поиску фрагментов фильмов для презентации ко Дню Победы;

анализ выразительной основы языка киномузыки.

Урок  «Особенности киномузыки»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

Слайд 1 (в хлопушке видео по щелчку)

Внимание на экран (фрагмент из  кинофильма А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»).

Слайд 2 (по щелчку)

Как Вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(по щелчку)

Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей?

(по щелчку)

Скажите, пожалуйста, существовали ли фильмы без музыки?

Слайд 3 (по щелчку)

Тема урока «Особенности кино музыки»

Просмотр фрагмента из  кинофильма

Люди ещё были не знакомы с кинематографом.

Ответы учащихся

Познавательные:

Вспомнить ранее полученные знания

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении проблемы

Личностные:

Демонстрация навыков слушателя, докладчика и оппонента

Проблематизация

Слайд 4

Какие особенности первых фильмов?

Какие изменения происходили с развитием киноискусства?

Для чего нужна музыка в кино? Есть ли в ней смысл?

Познавательные:

Формулировать проблему

Целеполагание

Слайд 5

Как выдумаете, что сегодня нас привлечёт в кино?

Мы будем говорить о музыке в кино, её назначении и роли.

Регулятивные:

Самостоятельно ставить цель

Планирование

Закрепить знания о синтезе музыки и кинематографа

Выявить причины появления оригинальной музыки к фильмам

Обосновать  роль музыки в фильме

Выявить своеобразие процесса создания музыки к кинофильму

Этап открытия нового знания

Освоение нового понятия  «немое кино», музыкант – тапёр, внутрикадровая и закадровая музыка.

Освоение метапредметного способа – анализ функции зрителей в определении нравственно – эстетического содержания киномузыки.

Освоение предметного способа – просмотр фрагментов художественных фильмов, прослушивание фрагментов киномузыки.

Слайд 6

Итак, фильма без музыки не существовало никогда. Даже во времена немого кино.

Кто озвучивал первые фильмы?

Слайд 7

Тапёр ( франц. от taper- хлопать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).

  1. Музыкант, пианист, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, в танцклассах идр.
  2. В переносном смысле механично играющий пианист.
  3. Пианист иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.

Слайд 8 (2 видео в хлопушке по щелчку)

Внимание на экран

Фрагмента из  кинофильма Ч. Чаплина «Новые времена»

Слайд 9

В чём сложность работы тапёра?

(Одним из таких тапёров в студенческие годы был Д.Шостакович).

Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы?

Облегчая задачу музыкантов-иллюстраторов, они в то же время порождали опасность стандартизации. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом.

Слайд 10 (по щелчку)

Какую функцию  играет музыка в фильме?

Слайд 10 (по щелчку)

Звучит ли в фильмах классическая музыка?

Слайд 11 (по щелчку)

Музыку к фильмам разделяют на две категории.  Попробуйте в тексте найти ответ.

Музыка в кино задаёт множество вопросов, требующих от зрителя собственных раздумий. Язык экрана – это, прежде всего монтаж - соединение не только кадров, но и всех элементов экранного зрелища в одно целое.

Послушайте несколько фрагментов музыки известных отечественных композиторов, сочинённой ими к кинофильмам.

 Рассмотрите кадры кинофильмов, определите, к каким музыкальным фрагментам они принадлежат.

Работа с текстом

Под сменяющие друг друга экранные картины импровизировал Музыкант - тапёр.

Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу.

Работа с текстом.

Передаёт общее настроение картины, напоминает о прошедшем времени, другой эпохи; дополняет характеристики героев, ярче проявляет их взаимоотношения, не редко заменяя их диалоги;

через неё обнаруживается то, что заложено в подтексте фильма, выражается отношение авторов к героям и событиям фильма.

Работа с текстом, ответы на вопрос.

Часто в фильмах звучит классическая музыка. Она способна выразить состояние души, спасти от суеты повседневности, подарить мгновения внутреннего согласия с миром и с сами собой. Классическая музыка звучит в фильмах, в которых идёт поиск высших ценностей.

Работа с текстом

Формулируют определения

Внутрикадровая музыка является частью сюжетной линии, представленной в фильме. Она звучит в кадрах, её напевают герои. Закадровая музыка вводится постановщиками для того, чтобы донести до зрителя внутренне состояние героя, а возможно, и высочайшие философские или духовные смыслы, которые трудно выразить словами.

Работа в парах, группах.

Познавательные:

Изучение и систематизация отечественной киномузыки.

Коммуникативные:

Осмысление значения киномузыки для коммуникации людей разных поколений, формирование учебных действий, направленных на распространение музыкальных хитов из отечественных фильмов.

Регулятивные: определение целей, последовательности этапов, планирования действий при подготовке конкурса военных песен из отечественного кино.

Рефлексия

Слайд 12

С каким настроением вы покидаете этот урок искусства? Были ли вы сегодня в роли открывателей новых сведений об искусстве?

Продолжи фразу:

Я понял, что...

Мне приятно было, когда...

Меня заинтересовали вопросы о....

Познавательные:

Делать вывод, рассуждать, высказывать своё мнение, обобщать знания, вспоминать информацию.

Ценностное обобщение

Слайд 13

Можно ли сказать, что удачно сочинённая киномузыка является ещё одним важным персонажем, актёром, которого нет в тирах, но без которого фильм перестанет быть именно этим фильмом.

Выразить свои собственные чувства и эмоции

Познавательные:

Обобщать

Личностные эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства

Самооценка

Одним из представленных  музыкальных примеров определите Ваше эмоциональное состояние, в котором вы уходите с урока.

Регулятивные:

Оценивать своё эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»

Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»

Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...