"Особенности киномузыки" (Искусство)
методическая разработка по музыке (9 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА «Особенности киномузыки» | |||||
Цель | Идея | Задачи | |||
Познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе. | осознание школьниками роли и значения музыки в кино. | мировоззренческие | когнитивные | Коммуникативно –деятельностные | Эмоцищнально-чувсвенные |
Способствовать становлению эмоционально –ценностного, эстетического отношения к окружающей действительности. | Содействовать осмыслению роли и миссии искусства в жизни человека | Помочь овладеть выразительными средствами музыки. способность формулировать собственную позицию и предъявлять ее - готовность к диалогу | Развивать - художественно-творческую активность, подразумевающей овладение способами творческого индивидуального самовыражения. креативность и способы творческой деятельности школьников. |
Задачи урока:
актуализация представлений школьников о роли музыки в отечественном кинематографе;
включение учащихся в творческую деятельность по поиску, разучиванию концертному исполнению песен из кинофильмов, поиску фрагментов фильмов для презентации ко Дню Победы;
анализ выразительной основы языка киномузыки.
Урок «Особенности киномузыки»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | ||
Актуализация | ||
Слайд 1 (в хлопушке видео по щелчку) Внимание на экран (фрагмент из кинофильма А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»). Слайд 2 (по щелчку) Как Вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (по щелчку) Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей? (по щелчку) Скажите, пожалуйста, существовали ли фильмы без музыки? Слайд 3 (по щелчку) Тема урока «Особенности кино музыки» | Просмотр фрагмента из кинофильма Люди ещё были не знакомы с кинематографом. Ответы учащихся | Познавательные: Вспомнить ранее полученные знания Коммуникативные: Участвовать в обсуждении проблемы Личностные: Демонстрация навыков слушателя, докладчика и оппонента |
Проблематизация | ||
Слайд 4 Какие особенности первых фильмов? Какие изменения происходили с развитием киноискусства? | Для чего нужна музыка в кино? Есть ли в ней смысл? | Познавательные: Формулировать проблему |
Целеполагание | ||
Слайд 5 Как выдумаете, что сегодня нас привлечёт в кино? | Мы будем говорить о музыке в кино, её назначении и роли. | Регулятивные: Самостоятельно ставить цель |
Планирование | ||
Закрепить знания о синтезе музыки и кинематографа Выявить причины появления оригинальной музыки к фильмам Обосновать роль музыки в фильме Выявить своеобразие процесса создания музыки к кинофильму | ||
Этап открытия нового знания | ||
Освоение нового понятия – «немое кино», музыкант – тапёр, внутрикадровая и закадровая музыка. Освоение метапредметного способа – анализ функции зрителей в определении нравственно – эстетического содержания киномузыки. Освоение предметного способа – просмотр фрагментов художественных фильмов, прослушивание фрагментов киномузыки. | ||
Слайд 6 Итак, фильма без музыки не существовало никогда. Даже во времена немого кино. Кто озвучивал первые фильмы? Слайд 7 Тапёр ( франц. от taper- хлопать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).
Слайд 8 (2 видео в хлопушке по щелчку) Внимание на экран Фрагмента из кинофильма Ч. Чаплина «Новые времена» Слайд 9 В чём сложность работы тапёра? (Одним из таких тапёров в студенческие годы был Д.Шостакович). Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы? Облегчая задачу музыкантов-иллюстраторов, они в то же время порождали опасность стандартизации. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом. Слайд 10 (по щелчку) Какую функцию играет музыка в фильме? Слайд 10 (по щелчку) Звучит ли в фильмах классическая музыка? Слайд 11 (по щелчку) Музыку к фильмам разделяют на две категории. Попробуйте в тексте найти ответ. Музыка в кино задаёт множество вопросов, требующих от зрителя собственных раздумий. Язык экрана – это, прежде всего монтаж - соединение не только кадров, но и всех элементов экранного зрелища в одно целое. Послушайте несколько фрагментов музыки известных отечественных композиторов, сочинённой ими к кинофильмам. Рассмотрите кадры кинофильмов, определите, к каким музыкальным фрагментам они принадлежат. | Работа с текстом Под сменяющие друг друга экранные картины импровизировал Музыкант - тапёр. Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу. Работа с текстом. Передаёт общее настроение картины, напоминает о прошедшем времени, другой эпохи; дополняет характеристики героев, ярче проявляет их взаимоотношения, не редко заменяя их диалоги; через неё обнаруживается то, что заложено в подтексте фильма, выражается отношение авторов к героям и событиям фильма. Работа с текстом, ответы на вопрос. Часто в фильмах звучит классическая музыка. Она способна выразить состояние души, спасти от суеты повседневности, подарить мгновения внутреннего согласия с миром и с сами собой. Классическая музыка звучит в фильмах, в которых идёт поиск высших ценностей. Работа с текстом Формулируют определения Внутрикадровая музыка является частью сюжетной линии, представленной в фильме. Она звучит в кадрах, её напевают герои. Закадровая музыка вводится постановщиками для того, чтобы донести до зрителя внутренне состояние героя, а возможно, и высочайшие философские или духовные смыслы, которые трудно выразить словами. Работа в парах, группах. | Познавательные: Изучение и систематизация отечественной киномузыки. Коммуникативные: Осмысление значения киномузыки для коммуникации людей разных поколений, формирование учебных действий, направленных на распространение музыкальных хитов из отечественных фильмов. Регулятивные: определение целей, последовательности этапов, планирования действий при подготовке конкурса военных песен из отечественного кино. |
Рефлексия | ||
Слайд 12 С каким настроением вы покидаете этот урок искусства? Были ли вы сегодня в роли открывателей новых сведений об искусстве? Продолжи фразу: | Я понял, что... Мне приятно было, когда... Меня заинтересовали вопросы о.... | Познавательные: Делать вывод, рассуждать, высказывать своё мнение, обобщать знания, вспоминать информацию. |
Ценностное обобщение | ||
Слайд 13 Можно ли сказать, что удачно сочинённая киномузыка является ещё одним важным персонажем, актёром, которого нет в тирах, но без которого фильм перестанет быть именно этим фильмом. | Выразить свои собственные чувства и эмоции | Познавательные: Обобщать Личностные эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства |
Самооценка | ||
Одним из представленных музыкальных примеров определите Ваше эмоциональное состояние, в котором вы уходите с урока. | Регулятивные: Оценивать своё эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей
В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»
Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...
Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...
Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...
Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»
Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...