Разработка урока "Песни военных лет"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Ондар Сайгош Экер-ооловна

Познакомить учащихся с песнями,  которые  занимают особое место в музыкальной культуре, отражают славу и мощь родной страны, воспевают её  героев, подают положительные эмоции  и воспитывают чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песни военных лет33.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие.

Тема: Песни военных лет.

Цель: Познакомить учащихся с песнями,  которые  занимают особое место в музыкальной культуре, отражают славу и мощь родной страны, воспевают её  героев, подают положительные эмоции  и воспитывают чувство патриотизма.

Задачи: Воспитание патриотизма у школьников, формирование любви к родине, готовности к её защите, выработка чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Предварительная подготовка: несколько  детей  делают небольшие сообщения о данных песнях, авторах, истории создания; тексты песен  распечатать, комплекты с текстами на каждую парту.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи и видеозаписи , тексты песен военных лет,   портреты композиторов (В.П.Соловьёва-Седого, А.Александрова, М.Блантера, М.Фрадкина, Н.Богословского), сборники военных песен.

Музыкальный материал:

«Священная война», муз.А.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача.

«Соловьи», муз.В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова.

«Вечер на рейде», муз.В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Чуркина.

«Огонёк», музыка народная, сл.М.Исаковского

«В землянке», муз.К.Листова, сл.А.Суркова.

«Тёмная ночь», муз.Н.Богословского, сл.А.Агатова.

«Случайный вальс», муз.М.Фрадкина, сл.Е.Долматовского.

«В лесу прифронтовом», муз.М.Блантера, сл.М.Исаковского

«Синий платочек», муз.Е.Петербургского, сл. М.Максимова.

«Дороги» Муз.А.Новикова, сл. Л.Ошанина.

«Катюша»,муз.М.Блантера, сл.М.Исаковского.

«День Победы», муз. Д.Тухманова, сл.В.Харитонова.

Ход занятия: дети входят под песню «День Победы»  Д.Тухманова

1. Орг. момент.

2 У – Ребята, какое музыкальное произведение сейчас прозвучало?

Ответ уч-чя:

У - Как Вы думаете, в какое время была создана эта песня?

Ответ уч-ся- 

  У- Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, быстрее всех других жанров вошёл в будни войны, стал частью жизни фронта и тыла?

Д: Песня.

У- Конечно, песня. В песне композиторы выражали свои патриотические чувства. Песня придавала новые силы в уставших бойцов, поднимала  их  боевой дух в бою, вдохновляла  веру в будущую победу.  Значит  тема нашего урока будет посвящена ?

Д-Песни, которые помогли победить.

У- Правильно.

3. Объяснение нового материала.

У- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. Но и по ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Некоторые дети подготовили для нас материалы об этих песнях

1 уч-ся:  Песня «Священная война»  музыка  А.Александрова слова В. Лебедева-Кумача.  Вот как воспоминает об этом сын композитора Борис Александров.

Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Когда мой отец написал на эти стихи музыку, точно не знаю: о своем творчестве в семье он обычно не распространялся, считал подобные разговоры нескромными. Знаю лишь, что песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе… В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…

Песня сразу же завоевала народную любовь.

У-  Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает ей доступной для массового исполнения.

Давайте, посмотрим видеофрагмент этой песни-призыва. (просмотр видеофрагмента  

и слушание песни)

У- Талант многих деятелей искусства особенно сильно проявился именно в суровые годы военных испытаний. Это можно сказать  о  творчестве Василия Павловича Соловьёва-Седого.

 В творческой дружбе Соловьёва-Седого и поэта Алексея Фатьянова родилось немало песен. Небезынтересна история возникновения одной и них. Это «Соловьи».

2 уч-ся- Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьеву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко  кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы.

«...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть а «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...

— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии,— конферансье назвал фамилию певицы,— исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна...

Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала:

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

 (слушание фрагмента песни «Соловьи», муз. В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова)

У- Из шедевров, созданных Соловьёвым-Седым во время Ленинградской осады, в историю вошла песня «Вечер на рейде».

3 уч-ся- Пожалуй, самую первую песню Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:

— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...

Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».

Да, не только моряки считали ее «своей». «Уходим завтра в поле...» — утверждали пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает. И в дальнем краю за землю свою десантник не дрогнет в бою». Партизаны Ленинградской области имели свой вариант:

Споемте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Про прошлую жизнь, про схватки, бои...
Играй веселее, баян!

А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы...» Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия, и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине освободительной борьбы...

У- Действительно, песня «Вечер на рейде» звучала и на море и на суше, в тылу и на фронте, на армейских торжествах и в боевой обстановке. Её пели герои Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Эта песня даже проникла за границу. В Италии её пели на новый текст о девушке партизанке, боровшейся с фашистами. В издании песен Соловьёва-Седого она стоит первым номером.

(Слушание песни «Вечер на рейде», муз .В.П.Соловьёва-Седого, сл. А.Чуркина)

У- Популярность песенного военного творчества Соловьёва-Седого быстро росла. Он стал одним из самых известных композиторов-песенников. Ему даже была присуждена Сталинская премия.

Но не только боевые и маршевые песни создавались в те годы. Именно во время войны были написаны прекрасные мелодичные, наполненные большим чувством, нежные, лирические песни. Они звучали в минуты краткого отдыха, затишья, согревая сердца солдат. Многие авторы таких песен остались безызвестными.

4 уч-ся-  19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как  

М. Блантер, А. Митюшин, Н. Макарова, Л. Шварц, так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность.

Песню "Огонек" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые "Огонёк"  прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены граммпластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго "Стелла", автор которого также неизвестен.

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

 (слушание песни «Огонёк», муз.народная, сл.М.Исаковского)

У- Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло с песней «В землянке».

5 уч-ся- Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.

И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал  Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

 Вьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза. 

У-  В песне «В землянке» солдат выражал своё чувство к любимой, веру в её любовь.  Песня, как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких.

(слушание песни «В землянке», муз.К.Листова, сл А.Суркова)

У- Ещё одна лирическая песня о раздумьях солдата, который тёмной холодной ночью вспоминает свою любимую, верит в неё, и знает, что эта вера спасёт его от пули в смертельном бою.

Песни военных лет – особенные. Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения.  В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Просмотр видеофрагмента «Два бойца».

У- Многообразен мир песен фронтового быта. Скажите, а кто ещё  знает  песни военных лет  известные вам .

Ответы уч-ся:

У-  А вы знаете  эти песни? (исполняет фрагменты из данных песен)

«Случайный вальс», муз.М.Фрадкина, ст.Е.Долматовского;

«В лесу прифронтовом», муз.М.Блантера, ст.М.Исаковского;

«Синий платочек», муз.Е.Петербургского, сл.М.Максимова;)

Ответы уч-ся-

У- В  1945 году  ансамбль песни и пляски войск НКВД обратился к нам с А. Новиковым с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песен заранее были определены, мы получили длинный перечень их, отпечатанный на машинке.

Тогда казалось, что все, что можно было написать о войне, уже написано. И мы с Новиковым написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было.

Композитор  А.Новиков и поэт Л.Ошанин создали  удивительную тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою.

(видоефрагмент песни «Дороги», муз.А.Новикова, сл.Л.Ошанина )

У- Во время войны была популярна ещё одна весёлая песня, которая прозвучала в фильме «В бой идут старики».

(видеофрагмент из к\ф «В бой идут одни старики)

У- «Катюша» - одна из самых известных военных песен, на самом деле, была создана в предвоенные годы. У нее довольно непростая история создания, но очень счастливая судьба. Этой незатейливой песенке удалось покорить почти весь мир.

На её мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая она несла с собой веру в победу. Её знают во всех странах и поют на разных языках. Когда автор-композитор  М.Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».

(исполнение песни «Катюша» , муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского под фонограмму)

4. Проверка понимания учащимися изученного материала.  

У- А теперь музыкальная викторина .  Прошу класс разделиться  на две группы. Вы должны по очереди прослушать фрагменты из песен и найти их название   и   авторов. Если команда не сможет ответить, то задание передается другой команде.

У- Познакомившись с некоторыми песнями, созданными в годы войны, я думаю, вы поняли, что они занимают особое место в музыкальном творчестве нашей страны.  Какое же значение имели песни военных лет?

Ответы уч-ся-

У- Песни военных лет помогли нам победить в этой страшной войне. В чём главное достоинство их?

Ответы уч-ся-

5. Подведение итогов.

У-  Да. Именно песни  подают нам положительные эмоции и воспитывают в нас чувство патриотизма. От первых военных залпов снарядов  до победного майского салюта  эти песни помогали солдатам дойти до  победы, чтобы мы с Вами  жили счастливо под чистым  и мирным голубым небом.  И за это низкий поклон им, их авторам, известным и безымянным.  Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу. До свидания.

Дети выходят из класса под музыку «День Победы» Д. Тухманеова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по военно-медицинской подготовке

данную разработку можно использовать при проведении военных сборов с юношами 10 классов....

Пример методической разработки по военной подготовке (ОУВС ВС РФ)

Рекомендую для проведения занятия по Уставам ВС РФ....

Методическая разработка внутришкольной военно-спортивной игры, посвященной годовщине вывода Советских войск из Афганистана и Дню защитника Отечества

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся предпрофильных и профильных кадетских классов оборонно-спортивного профиля. Военно-спортивная игра проводится в рамках празднования Годовщин...

Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"

Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....

Методическая разработка патриотической военно-спортивной игры "Хочу в морпехи"

Методическая разработка военно-патриотической игры "Хочу в морпехи" для учащихся 6-7 классов.Автор: Литвинов Валерий Викторович, учитель физической культуры ГБОУ Школа № 170 г. Москвы, сержант запаса ...

Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....

Методическая разработка занятия "Военная лексика"

В предверии праздников 23 февраля и 9 Мая мы часто проводим занятия, направленные на патриотическое воспитание подростающего поколения. Представленная разработка поможет педагогам английского языка в ...