Музыкотерапия как технология психолого-педагогической коррекции на уроках музыки в рамках ФГОС.
методическая разработка по музыке
Материал для проведения методической работы в школе, районе, семинарах учителей музыки и искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал Музыкотерапия как технология психолого-педагогической коррекции в школе | 37.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия как технология психолого-педагогической коррекции на уроках музыки в рамках ФГОС.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рады видеть вас! Сегодняшнее мероприятие проводится мною в рамках цикла коррекционно-развивающих занятий.- Слайд 1
Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев - Слайд 2
В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон веков поют детям колыбельные песни.
В медицине разработан метод лечения музыкой – музыкотерапия.
Меня заинтересовала эта тема, и я стала ее изучать.
В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев привело к значительному улучшению состояния и к более быстрому рубцеванию язв. - Слайд 3
Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка.
В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний.
А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.
Музыкотерапия применима почти ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.
Влияние музыки на здоровье ребенка еще не до конца изучено, но несомненно, она способствует коррекции психофизического состояния: Слайд 4
снятию напряжения, утомления,
повышению эмоционального тонуса,
коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыкотерапия используется при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка.
Только тогда это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения. И даже повышает иммунитет детей
В своей практике я использую музыкотерапию на всех уроках музыки, особенно в классах с детьми, обучающимися по специальной коррекционной программе. Так , например, при проведении минуток тишины. Этот прием хорош, когда дети излишне возбуждены, заметны признаки усталости и напряжения. Минутка тишины - это момент релаксации, когда ребенок может как бы побыть наедине с собой, прислушаться к своим ощущениям, осознать свои чувства. Важно обращать внимание на дыхание детей, оно должно быть глубоким и медленным. Чтобы настроиться на упражнение, я предлагаю глубоко вздохнуть и потихоньку задуть воображаемую свечу на ладошке.
Вашему вниманию предлагаю видео с примером минутки тишины. Слайд 5
Дети выполняют действия по смыслу текста, который проговаривает учитель.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1.Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
Многие наслышаны о том, как классическая музыка успокаивает душу и сердце, помогает растениям цвести.
Легкие клавишные пассажи Моцарта кого-то могут раздражать, а кому-то раскаты грома Бетховена доставят ни с чем несравнимое наслаждение и принесут покой. Все индивидуально.
Сейчас мы с вами немного отдохнем, расслабимся и испытаем на себе одну из форм музыкотерапии. Я предлагаю вам прослушать музыкальную композицию и посмотреть на экран.
РЕЛАКС- Слайд 6
Мы попробовали пассивную музыкотерапию - когда ребенок слушатель.
Есть и активная музыкотерапия.
-Это вокалотерапия - Слайд 7
-Инструментальная музыкотерапия - Слайд 8
-Сочетание пения и танца. Слайд 9
-Импровизация.
Интересна техника су-джок, основанная на массаже определенных точек, энергетически важных для человека. Задействованы многие мышцы и рецепторы кожи, достигается расслабление всего тела.
Дети любят самомассаж.
Вашему вниманию представлен видео-фрагмент техники су-джок под песню «У жирафа пятна, пятна».
Слайд 10
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть На носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть На носах, на животах, коленях и носках.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство.- Слайд 11
Я предлагаю вам небольшие памятки - МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ, которые помогут вам заниматься музыкотерапией дома. В них представлены музыкальные произведения, по-разному влияющие на наш организм!
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже").
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.
НЕВРОЗ | Музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева |
СТРЕСС | Музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа |
ЯЗВА ЖЕЛУДКА | "Вальс цветов" |
УТОМЛЯЕМОСТЬ | "Утро" Грига |
ДЕПРЕССИЯ | Джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги |
ТВОРЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС | "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна. |
РАССЛАБЛЕНИЕ | "Вальс" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея |
КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ | "Свадебный марш" Мендельсона. |
ГАСТРИТ | "Соната №7" Бетховена. |
МИГРЕНЬ | "Весенняя песня" Мендельсона, "Юморески" Дворжака |
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ | Полонез Огинского. |
РАБОТА МОЗГА И СОН | Сюита "Пер Гюнт" Э.Григ |
УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ | Музыка В.Моцарта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....
Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОТ АБСТРАКНОГО К КОНКРЕТНОМУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В РАМКАХ ФГОС
В статье расскрываются основные способы подходох и их различия творческой деятельности учащихся на уроках музыки....
«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».
«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС»....
Методическая разработка «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся 1- 4 классов на уроках музыки в рамках ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, общего образования предполагает формирование у обучающихся метапредметные результатов, в частности становление внутренней м...
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС
Тема индивидуального самообразования "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС".Цель самообразования: освоить новые формы и методы работы на уроках музыки, пов...