Спортивно- художественные праздники в детском саду, как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья по музыке

Дюкова Нэля Николаевна

    В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Спортивно- художественные праздники в детском саду, как средство развития творческих способностей дошкольников.

Инструктор по физической культуре: Мамонтова Н. В.

Музыкальный руководитель: Дюкова Н. Н.

Воспитатель: Казарцева Т. Б.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования заложены основные принципы, направленные, в частности, на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также сотрудничество с семьёй. Этим принципам соответствует организованный спортивно – художественный праздники для детей.

В процессе подготовки и проведения праздника  решается комплекс педагогических задач:

– формирование   первоначальных представлений о культуре в целом и мире искусства в частности;

–  развитие творческих способностей эмоциональной сферы дошкольника;

– приобщение детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;

– формирование уверенности в своих силах;

– укрепление физического и психического здоровья дошкольников;

– воспитание интереса к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;

– созданного пространства для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;

– поддержание у родителей интереса к проведению совместных мероприятий.

Основными функциями  праздника являются:-

  • Самореализационная        функция: участвуя в досугах,  выступая в новых социальных ролях, дети раскрывают потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении;
  • Творческая функция: эмоционального воспринимая и переживая происходящее в спектакле,  дети усваивают элементы творческой деятельности, которые  откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь.
  • Коммуникативная функция: досуг - зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей.
  • Мировоззренческая        функция:  досуг - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется;
  • Просветительская функция:  досуг оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей.
  • Рекреационная функция: досуг осуществляется на основе игровой деятельности, в ходе которого происходит  восстановление утраченных сил в рамках досугового времени.

Спортивно-художественные праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей. Использование на праздниках произведения литературы, музыку, живопись и спортивно- художественные упражнения в комплексе повышают эмоциональность восприятия, помогают формировать представление о художественном образе, оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. В основе каждого спортивно-художественного праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, спортивно - художественные упражнения, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Плодотворному  проведению праздника способствуют: объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий. Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре  совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально- ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках оно воодушевляет участников.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой –  как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.

Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Оформление зала также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении зала,  подготовка костюмов и атрибутов к номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности.

Хорошо организованные праздники в детском саду благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 1981.
  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1980.
  4. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.
  5. Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997.
  6. Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.
  7. Сегал, М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. ? М.: Физкультура и спорт . 1977г.

Интернет ресурсы:

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2Vjby5uYTViYWwucnUva3VsdHVyYS84NDAyL2luZGV4Lmh0bWw%3D;

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9FZHVDb250ZXN0Lm5ldC9ydS8yODQ2NjExL9C60L7QvdGB0YPQu9GC0LDRhtC40Y8t0LTQu9GPLdGA0L7QtNC40YLQtdC70LXQuTItMy0yLw%3D%3D;

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9uc3BvcnRhbC5ydS9kZXRza2l5LXNhZC9tYXRlcmlhbHktZGx5YS1yb2RpdGVsZXkvMjAxNy8wMS8yMC9wcmF6ZG5pa2ktaS1yYXp2bGVjaGVuaXlhLXYtZGV0c2tvbS1zYWR1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возмо...

Художественно-изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей у школьников

Творческие способности представляют собой продуктивный способ освоения школьниками окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к внешнему миру и личного самовы...

«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...