Использование музыкально-педагогических методов в реализации творческих возможностей учащихся.
статья по музыке
Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, развитие музыкальных способностей, самореализацию личности: уверенности в себе, повышение самооценки через презентацию продуктов своей творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование музыкально-педагогических методов | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыкально-педагогических методов
в реализации творческих возможностей учащихся.
Гезь Л.В., учитель музыки МАОУ «СОШ № 80»
г. Северск Томской обл.
Формирование успешности учащихся происходит в педагогическом процессе при взаимодействии педагога и обучаемого. Ведущую роль осуществляет педагог, от профессиональной компетентности которого зависит успех развития личности ребенка. Личностно - ориентированные технологии обучения обеспечивают образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Личностно-ориентированное обучение предполагает: создание психолого-педагогических условий, способствующих эффективному обучению и воспитанию; выявление способов индивидуального подхода с учетом психологических и возрастных особенностей; выбор методов и приемов, направленных на раскрытие творческого потенциала, развитие творческих возможностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов; проведение педагогической диагностики для выявления причин, которые возможно препятствуют достижению желаемых результатов.
Важным является и создание ситуации успеха на уроке: в педагогическом смысле - это результат продуманной, подготовленной стратегии, методологической основы в проведении урока; в психологическом смысле - это создание такого психологического пространства, в котором переживается состояние радости, удовлетворения от ожидаемых результатов учеником и учителем.
Создание ситуации успеха - стимулирует интерес к музыкальной деятельности у учащихся, которые испытывают некоторые затруднения, связанные с личностным особенностями (боязнь, неуверенность и т.п.), либо с низким уровнем развития музыкальных способностей. Для этого необходимо мотивировать деятельность ребенка, оглашать его индивидуальные достоинства, сопоставлять прежние успехи с настоящими, детализировать результаты деятельности.
Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы урока музыки. Умение выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Эффект удивления - привлечение необычных фактов, которые вызывают интерес к музыке, музыкальному произведению, композитору. Создание проблемно-поисковой ситуации, как метод стимулирования музыкальной деятельности, активизирует музыкальное мышление, развивает творческие способности. Метод анализа и сравнения - помогает вслушиваться, следить за изменениями в звучании музыки и развитием музыкального образа, делать выводы. Методы словесные, наглядно-слуховые - подготавливают к восприятию произведения. Дополнительно используются такие приемы арт-технологий как чувствование, вхождение в образное и жизненное пространство произведения, анализ и размышление о собственных внутренних в письменных и рисуночных заданиях.
Используются не только методы и приемы, стимулирующие познавательную деятельность, но и те, которые способствуют реализации творческого потенциала, развитию способностей личности: метод продумывания - способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий; метод "если бы…", когда учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если… что-либо изменится; метод образной картины, когда предлагается изобразить свою картину…
Творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которое является одним из средств развития индивидуальности и помогает обеспечить устойчивую адаптацию, необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно, творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоприменяющим свое настоящее.
Психолог В.И. Петрушин считает, что обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и дальнейшему развитию. Творческие характеристики личности учащихся: мобильность, легкость ассоциирования, оригинальность мнения, критичность, гибкость мышления, легкость генерирования идей, проявление самостоятельности...
Для раскрытия творческих возможностей необходимы психологические условия: комфортная атмосфера урока, раскрепощенность, снятие психологического и мышечного напряжения, тревоги, свобода выбора интереса, развитие ассоциативного мышления, наличие определенного комплекса знаний, умений, компетенций; педагогические условия: использование методов, приемов, стимулирующих к раскрытию творческого потенциала, его развитию, к самостоятельному развитию.
Творческие способности выявляются через поведенческие и личностные характеристики (путем педагогического наблюдения); тесты на определение уровня развития творческих способностей; упражнения, игры, тестовые задания; продукты деятельности (что наиболее доступно в общеобразовательном пространстве школы).
Творческие способности - это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Развивая творческий потенциал в младшем школьном и подростковом возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности. Для этого необходимо активно на уроке и во внеурочное время использовать различные творческие задания, которые направлены на раскрытие творческого мышления и творческих способностей в непосредственном участии детей в музыкальной деятельности: пении, импровизации мелодии, музыкально-ритмических движениях, пластическом интонировании музыкального образа, игре на элементарных музыкальных инструментах, а так же в рисовании, сочинении стихов, рассказов. В более старшем возрасте - это создание собственных презентаций, мини-проектов, исследований свойств, возможностей музыки.
Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено, прежде всего, на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, развитие музыкальных способностей, самореализацию личности: уверенности в себе, повышение самооценки через презентацию продуктов своей творческой деятельности. Определять результаты педагогической деятельности поможет психолого-педагогическая диагностика: включенное наблюдение, анализ продуктов практической деятельности учащихся, анкетирование уровня их мотивации к предмету, эмоциональное состояние во время занятий.
Литература:
Выготский Л.С,. Лекции по психологии.- СПб: СОЮЗ, 1997
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993
Мелик –Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М., 198
Петрушин В.И. Музыкальная психология – М.: ТОО «Пассим»,1994
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов н/Д: Феникс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие и реализация творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...
Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию тво...
Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность
В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разраб...
Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся.
В статье идет речь о творческих домашних заданиях, призванных раскрывать возможности ученика....
«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».
Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....
Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий
Доклад на тему: «Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий»...
Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».
Представление опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области ...