Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.
проект по музыке по теме
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу.Цель :
через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.
Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakunina_-_kopiya.doc | 92.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи
городского округа Тольятти
Особенности реализации творческих возможностей вокалистов
школьного возраста.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти
Якунина Ирина Александровна
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим на сегодняшний день от педагога требуется максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь - формирование в каждом ребенке творческой личности, креативного образа мышлении, формирование ключевых компетентностей школьников, в том числе социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в современном мире. В связи с этим, активизация внимания к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. . В процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление, трудности и испытания. Поэтому в нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка. Изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности .Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности. Задача развития и формирования имиджа взрослых, профессионально сложившихся людей, необходимой составляющей которого является овладение вокальными средствами, привела к необходимости рассмотрения и формирования этих средств в детском возрасте. Поэтому работу в этом направлении целесообразно вести в различных возрастных группах — это позволит учитывать качественное разнообразие и различные формы овладения этой деятельностью. Формирующая программа органично вплетена в ведущую деятельность каждого возрастного периода, и отвечает задачам и формам этой деятельности. Очень важным является влияние вокальной деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности. Многие формы психических проблем и патологий возникают из невозможности самовыражения своих эмоциональных состояний и самореализации в них, связанной с отсутствием различных средств их проявления, проживания. Овладение средствами вокальной выразительности позволит в какой-то степени решить эту проблему, а также даст эффективный «инструментарий» расширения мировоззрения, познания окружающего мира и продуктивной деятельности в нем .Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально — ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Используя на занятиях элементы ритмики, дети учатся выражать свои музыкально-образные впечатления, дифференцированно владеть своим телом, двигаться пластично и красиво, выражать характер песни с помощью танцевальных движений эмоционально, выразительно. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Важно не упустить благоприятный период для развития музыкальных способностей, поощрять желание детей петь, а так же необходимо помочь им делать это красиво и правильно.
Актуальность заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу.
Цель :
через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.
Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми.
Задачи
Образовательные:
1.Обучение выразительному пению;
2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
3.Обучать терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками;
4.Обучение музыкально- ритмическим движениям, танцевальным элементам.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению;
2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма;
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса детей;
2. Формирование голосового аппарата;
3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
4. Развитие двигательных качеств и умений;
5.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
6.Развитие обще-эстетического кругозора;
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Главные методы реализации проекта: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД- важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Критерии оценки
1. Проявление интереса к музыке, к вокальному искусству, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
4. Участие в конкурсах.
5. Участие в мероприятиях.
6. Проектная деятельность
Диагностика результативности
Оценке и контролю результатов подлежат:
- формирование музыкальной культуры;
- развитие музыкальности;
- музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;
- образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;-
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов;
- выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
- музыкального вкуса учащихся;
- потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Виды контроля:
предварительный — диагностика способностей учащихся;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый — анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.
Педагогическая диагностика и мониторинг являются очень важным фактором .
Любую педагогическую деятельность следует начинать с этапа входной диагностики.
При реализации данного проекта диагностируется степень сформированности музыкальных способностей детей, а именно – музыкального звуковысотного слуха, музыкального метра – ритмических способностей, музыкальной памяти. Степень сформированности музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в понятии музыкальных способностей и осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыкальной ткани. Следует помнить, что под музыкальным слухом подразумевается способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Певческий голос тесно связан с голосом речевым, поэтому и диагностический этап нужно начинать с работы в речевом режиме.
Для этого нужно провести два исследования:
1. Диагностика сформированности высоких интонаций в речевом голосе детей. В зависимости от степени развития высоких интонаций дети распределяются в три группы: высокая, средняя, низкая степень сформированности высоких интонаций.
2. Диагностика сформированности низких интонаций в речевом голосе детей.
В зависимости от степени развития низких интонаций дети распределяются в три группы: высокая, средняя, низкая степень сформированности низких интонаций. Лучше не пренебрегать этим исследованием, потому что оно наиболее точно отражает реальную картину сформированности слуха у детей, координации между слухом и голосом, а так же природный тембр и диапазон голоса.
Следующим этапом работы по диагностированию детей является определение уровня чистоты интонирования певческого голоса, то есть выяснение уровня сформированности музыкального звуковысотного слуха, в результате которого дети распределяются в четыре группы:
1. чисто интонируют без поддержки инструмента – музыкальный слух сформирован;
2. чисто интонируют с поддержкой инструмента – музыкальные представления слабые;
3. поющие неверно – музыкальный слух в стадии формирования;
4. поющие неверно даже в ограниченном диапазоне – музыкальный слух в начальной стадии формирования.
Параллельно с основным исследованием фиксируется активность артикуляции (активная, средняя, вялая), и особенности дикции (без дефектов, с дефектами)
Результаты исследования записываются в сводную таблицу, в которой можно заменить запись слов на цветовые обозначения, например: высокий уровень-красный цвет, средний – зеленый и т.д.)На этом работа на первом диагностическом этапе заканчивается.
Далее начинается основное исследование – мониторинг педагогического процесса.
Работа эта должна заключается в постоянном (на каждом занятии) наблюдении за результатами деятельности педагога и детей. Результаты наблюдений фиксируются и анализируются, педагогический процесс корректируется. В процесс мониторинга включаются дети. Когда у детей уже достаточно сформирован эталон пения, они могут очень правильно и точно оценивать степень развития собственного певческого голоса и голосов своих сверстников, а так же степень сформированности музыкального звуковысотного слуха. Особое внимание следует уделять детям первой группы по степени сформированности музыкального звуковысотного слуха. Как правило, слух и голос таким детям подарила природа, мы называем таких детей художественно одаренными. Работу с такими детьми нужно осуществлять индивидуально и очень дифференцированно, изучая природу его голоса, особенности темперамента, характера, мышления, его музыкальные пристрастия и музыкальный вкус. При работе с детьми следует помнить, что одному ребенку в силу своих природных способностей достаточно месяца, чтобы овладеть основами певческого голоса, другому не хватает и года. Диагностика и мониторинг должны стимулировать деятельность педагога и детей, а не гасить ее. У любого, даже самого “слабого”, ребенка надо поддерживать уверенность в том, что он справиться, создавать ситуацию успеха и радоваться вместе с ним малейшей победе.
Проведение педагогической диагностики необходимо для:·
Выявления начального уровня музыкальных способностей ребёнка, состояние его эмоциональной сферы;·
Проектирование индивидуальной работы;·
Оценка эффекта педагогического воздействия.
В процессе занятий педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Обозначение показателей диагностики:
5- высокий результат;
4 – результат выше среднего;
3– средний результат;
2 –низкий результат;
1 – критический уровень (редко встречаемая оценка).
Параметры диагностирования вокальных способностей (согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).
1. Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
2. Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.
3. Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне.
4. Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.
5. Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.
6. Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.
Сроки реализации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.
Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....
Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях
Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....
ОСОБЕННОСТИ ПСОХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенн...
Особенности хорового пения детей младшего школьного возраста
Хоровое пение является наиболее массовой и наиболее доступной формой активного приобщения детей к музыке. Пение для ребенка является естественным и доступным способом выражения эстетических потребност...
Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию тво...
Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность
В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разраб...
Использование музыкально-педагогических методов в реализации творческих возможностей учащихся.
Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, разви...