Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся.
статья по географии на тему
В статье идет речь о творческих домашних заданиях, призванных раскрывать возможности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnee_zadanie_kak_vozmozhnost_realizatsii_tvorcheskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся.
Любой учитель желает видеть в глазах школьников интерес к своему предмету. Одним из важнейших условий повышения интереса – работа ученика над домашним заданием. Учителю необходимо применять методику домашних заданий так, чтобы каждый ученик интересовался предметом. Огромный вклад в развитие индивидуальности ребёнка вносят творческие нетрадиционные задания. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой.
Сложность обучения учащихся в возрасте от 12 до 15 лет заключается в том, что мировоззренческие взгляды перестраиваются и развиваются. Пик развития способностей ребёнка приходится на подростковый возраст. Это объясняется тем, что именно в данный период жизни возникают глубокие, устойчивые интересы, формируется сознательное отношение к миру, развивается творческое мышление. В первую очередь проявляются художественно-изобразительные и литературно-творческие способности. Именно у подростков появляются потребность творить, создавать произведения, сочинять рассказы и стихотворения. Первоочередными задачами на данном этапе являются: всестороннее развитие уже проявившихся способностей, создание условий для активного формирования интересов всех школьников. Способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И во многом творческие индивидуальные способности ребёнка определяются способностями его учителя. Если же человеку постоянно работать над укреплением своих чувств, памяти, мышления внимания то он получит реальную возможность стать яркой реальной личностью.
Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
Индивидуализация обучения - одна из сложных проблем обучения детей – подростков. В этом проявляется значимость дифференцированных заданий. Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Дифференциация домашних заданий позволяет увидеть и развить способности школьника, оценить его внутренний мир.
Особое внимание привлекает к себе вопрос о продолжительности домашнего задания. С учётом гигиенических и педагогических требований к организации умственных знаний учащихся определено, что домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения в 8-9 классах от 3 до 4 часов. Очень важно разобрать домашнее задание, их содержание и объём при планировании всей темы. Задания должны быть разнообразными и составлять органическую часть учебного материала.
Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, которые должны служить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение которого необходимо запомнить на уроке.
При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его задачи, дать инструкцию к его выполнению, к работе с различными источниками информации. Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной деятельности.
Домашние задания подразделяются на различные виды.
Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных письменных и графических работ: сделать рисунок, заполнить контурную карту, составить таблицу, схематический конспект, логическую цепочку, написать стихотворение или сочинение.
Очень часто используется задание, закрепляющее учебный материал, в сильной степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: проанализировать статистический материал, прочитать статью, рассказ, описание по определённой книге (научно-популярного, технического содержания),журнале, газете; просмотреть кинофильм (если он идёт в данное время); пронаблюдать природное или бытовое явление; поставить несложный опыт и др. Все эти задания творческого плана и направлены на всестороннее развитие личности. Необходимо помнить, что творческие задания даются, когда ученики уже владеют достаточными знаниями и мыслительными приёмами, когда они в классе приобрели необходимый опыт творческой деятельности. Домашняя работа прочно связана с работой на уроке и рассчитана не только на развитие самостоятельности, но и творческого мышления. Задание на дом последовательно вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Домашнее задание невозможно отделить от учебного процесса – это одно целое. Планирование домашнего задания должно быть органически связано с планированием учебного процесса.
Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в развитии творческого поиска учащихся старших классов.
При разработке урока нельзя забывать о проверке домашнего задания, т.к. любое творчество ребёнка обязательно должно показать результаты на следующем уроке. Это повысит и интерес, и мотивацию к учебному процессу. При анализе домашних заданий необходимо учитывать правильность ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
Таким образом, организация домашнего задания – это важный аспект урока. Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат учебной деятельности.
На уроках применяю разнообразные виды домашних заданий. Это, в первую очередь, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Групповые – направлены на создание атмосферы коллективного труда. При этом каждый ребёнок проявляет себя индивидуально, ярко. Учащиеся совместно с группой и в то же время каждый индивидуально отстаивает своё мнение. Данный вид домашних заданий имеет определённые признаки: цель задания осознаётся как общая, требующая совместных усилий группы и её членов; предполагается разделение труда и назначение определённой роли; в процессе работы между членами микроколлектива формируются отношения ответственности и зависимости; контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.
Индивидуальные задания позволяют учитывать индивидуальные различия, разную скорость и гибкость мышления. Выполняя индивидуальные задания, каждый ученик применяет частично-поисковый метод, расширяет мотивацию обучения. Вместе с тем идёт реализация внутреннего потенциала, что влияет на развитие личности.
Фронтальные задания выполняются всеми учащимися. Но в то же время единовременно проявляют свою индивидуальность и оригинальность. Данные виды домашних заданий необходимо комбинировать и дифференцировать – выделять задания 1,2,3 уровней. Каждому виду заданий может соответствовать определённая форма организации процесса обучения.
Одной из распространённых форм творческого домашнего задания является подготовка рефератов, докладов, сообщений, что предполагает работу с дополнительной литературой. Сообщение – небольшой материал на 3-5 минут, где выделены интересные факты, заметки из научно-популярной литературы. Доклад – более объёмная работа учащегося на 5-8 минут. Подборка материала к докладу проходит под руководством учителя. Учащиеся высказывают своё мнение в докладе, предлагают возможные решения данной проблемы. Под рефератом понимают прежде всего серьёзный поиск информации. Это работа требует просмотра значительной литературы разного жанра и характера. Необходимы консультации у учителя по поводу составления плана, объёма литературы. Реферат – это мини исследовательские работы под руководством учителя. Учащиеся, работая над такими домашними заданиями, довольно охотно посещают библиотеку, просматривают журналы, газеты, книги. Самые слабые ученики не остаются в стороне и часто удивляют своими хорошими результатами.
Темы подобных заданий различны: от простых сообщений о животном мире, растительности, природных явлениях до более сложных, охватывающих глобальные историко-географические, краеведческие проблемы. Например, изучая темы: «Животный мир», «Охрана органического мира» предлагаются следующие вопросы докладов и сообщений: «Значение диких животных в природе и жизни человека прежде и теперь», «Охрана фауны в России», «Заповедники Русской равнины», «Защита почвенных ресурсов Русской равнины от процессов эрозии», «Глобальные изменения климата» и т.д. Такие формы заданий на дом желательно применять в каждом курсе. Это способствует тому, что учащиеся верно учатся самостоятельно работать с дополнительной литературой, каждый вживается в роль учёного. Также он решает, как будет раскрыта тема, в какой форме и что для этого необходимо. В данной форме заданий существует межпредметная связь. В разных возрастных группах необходимо подобные задания усложнять и углублять. На протяжении учебного года силами учащихся идёт выставка «этот удивительный мир географии». Среди прочих заданий особый интерес вызывают сочинения различных жанров: сочинение-путешествие, сочинение-исследование, сочинение-сказка, сочинение - фэнтэзи. «Путешествие» может быть по какой-либо географической стране, речной долине, горным хребтам и т. д. При изучении темы «Геологическое летоисчисление» домашнее задание заключается в написании путешествия в любую из эр геологического летоисчисления на «машине времени». Можно использовать сочинение - сказки, где учащиеся выступают в роли писателей-сказочников, разрабатывают свой сюжет, определённое содержание своего произведения. Данные задание формируют абстрактное мышление и пространственное воображение. Учащиеся переносятся мысленно в новую, таинственную окружающую среду, стараются проникнуться духом географических исследований.
Следующая форма задания на дом, которое учащиеся выполняют с особым увлечением – это составление и разработка собственных ребусов, кроссвордов, шарад и головоломок. Каждый ученик старается составить задание оригинальнее, чем у других, приводят новые факты, проявляют фантазию и любознательность. Подобную форму особенно целесообразно использовать на уроках обобщающего повторения по любым темам и разделам. Это особенно важно для тех ребят, которые скрывают свои возможности под маской скромности и безразличия. Работу такого ребёнка необходимо одобрить, похвалить.
Необычное задание, которое можно предложить – это стихотворения по географии. Стихотворная работа может применяться в любой теме раздела. Это задание является своего рода открытием. Открытием своих внутренних резервов и лирических способностей. Ребёнок проявляет себя в качестве поэта и старается оригинально, необычно выразить свои мысли. Заинтересовывает учащихся и такое творческое задание, как составление и разработка тестов. Такая работа заставляет ученика размышлять над материалом, сопоставлять, анализировать.
Изучая свой родной край, необходимо прививать любовь и доброе отношение к своей маленькой родине, раскрыть всю красоту и таинственность своей местности и поэтому целесообразно использовать такие задания, как: нарисовать свой любимый уголок природы, написать обращение к реке, лесу, озеру. Примером может служить стихотворение-обращение А. С. Пушкина – «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось ...», или ответ А. А. Фета И. С. Тургеневу – «Поэт! Ты хочешь знать, за что такой любовью мы любим родину с тобой?...» и т. д. Такие задания наводят ребят на мысли о патриотизме, любви к Родине, защите природы своего края.
Целесообразно использовать практически к любой теме вопросы на установление причинно - следственных связей. Этот вид мыслительной деятельности помогает понять целостность географической оболочки.
Итак, анализируя методику использования домашнего задания в процессе в процессе обучения учащихся, можно сделать следующие выводы: перечисленные творческие домашние задания имеют большое значение. Каждая форма дополняется, пересматривается, дорабатывается и всё, конечно же, зависит от личности учителя, от его профессиональных качеств. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитие творческих способностей, мировоззрения. Данные типы заданий укрепляют географические знания, помогают разбираться в жизненных проблемах и ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....
Доклад "Развитие и реализация творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...
Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.
Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....
Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке
Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...
Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.
В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...
Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».
Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...
Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС
В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...