Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
консультация по музыке на тему

Кириллова Людмила Владимировна

В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары

Консультация

 «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

             

Фоны и текстуры Premium Clip Arts (Показать 811 до 891) - ClipartLogo.com

Подготовила:

 музыкальный руководитель

Кириллова Л.В.

Чебоксары 2015

Роль ведущего на празднике.

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

 Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

 Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е.  встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)

         Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.  

     Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

         Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

         Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов»

         Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Несколько слов о подготовке детей к празднику.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак: На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

        Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

         По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

Праздник – это, прежде всего, итоговое выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Литература

1.Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »

3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»

7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

9. интернет –ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/17/rol-vedushchego-na-prazdnikakh



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары

Консультация

 «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

             

Фоны и текстуры Premium Clip Arts (Показать 811 до 891) - ClipartLogo.com

Подготовила:

 музыкальный  руководитель

Кириллова Л.В.

Чебоксары 2014

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь (чешки), девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там, и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.Воспитатель сидит с безучастным видом.

2.Воспитатель перебивает исполнение.

3.Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

4.Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1.От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поёт, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

 1.Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на диск или карту памяти.

7. Знает приемы кукловождения.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Литература:

1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»

3. Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение»

6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»

7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

9. Интернет-ресурсы

http://www.maam.ru/detskijsad/rol-vospitatelja-v-muzykalnom-vospitani-detei.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/22/rol-vospitatelya-v-muzykalnoy-rabote-s-detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)

в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...

Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».

Цель:  Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.Роль воспитателя в музыкальном воспитании детейМузыкальные занятия и роль воспитателяРоль ведущего на праз...