Вокальная работа с детской хоровой аудиторией и организация хорового процесса.
статья по музыке (5, 6 класс)

Титова Ирина Васильевна

Особое место  занимает организация хоров в отделениях дополнительного образования детей на базе школ. Концепция построения ОДОД обращает внимание на интеграцию учебной и внеучебной деятельности с акцентом на раскрытие позитивного потенциала каждого ребёнка, его  творческих способностей. В этой связи организация работы такой студии нацелена на массовое вовлечение учащихся                        образовательного учреждения в творческий процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_titova_.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

vitjaz-mib@mtu-net.ru

ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ТИТОВА -  
Почетный работник общего образования
учитель музыки  ГОУ СОШ № 255,

.

Вокальная работа с детской хоровой аудиторией и организация хорового процесса.

Проблематика работы с хором тогда легла в основу многих научно-методических исследований  А. Абеляна, А. Алиева, О. Апраксиной, Б. Дмитревского, С. Краснощекова, А. Локшина, Д. Пигрова, А. Соколова, Г. Струве, Г.Стуловой, Д. Чеснокова и др. В этих методиках освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации хорового процесса.

С 1990 г.,  в связи с кризисом финансирования, образование в нашей стране  стало осуществляться по остаточному принципу. Музыкальное, художественное, эстетическое образование и воспитание ушли на второй план. Но постепенно ситуация стала меняться к лучшему. Задачи эстетического воспитания стали решаться не отдельными формализованными  курсами – ИЗО, музыка, литература, а рассматриваться, как целостная система художественного видения мира и  особенностей его отражения в искусстве. На данный момент Санкт-Петербург отличается активизацией деятельности и по формированию детских хоровых коллективов.

  Особое место в этом ряду занимает организация хоров в отделениях дополнительного образования детей на базе школ. Концепция построения ОДОД обращает внимание на интеграцию учебной и внеучебной деятельности с акцентом на раскрытие позитивного потенциала каждого ребёнка, его  творческих способностей. В этой связи организация работы такой студии нацелена на массовое вовлечение учащихся                        образовательного учреждения в творческий процесс.

 Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности  должны способствовать общему развитию ребенка, укреплению его здоровья,  формированию целого ряда качеств, необходимых для успешной самореализации во взрослой жизни.  Неформальное общение с музыкой ведёт детей в мир эмоциональных переживаний, приобщает  к  прекрасному, делает их духовно богаче, нравственней.

     Изменившиеся экономические и социальные условия, задачи обучения и принципы воспитания на данном историческом этапе ставят руководителей хоровых коллективов системы дополнительного образования  школ перед серьезной проблемой -  поиска новых форм и методов хорового образования. Успех в работе таких музыкальных студий во многом сегодня определяет выбор оптимального сочетания  традиций отечественной и зарубежной  хоровых  школ, с новациями эстетического образования.

 Главной инновацией на пути поиска современных форм, методов и приемов хорового воспитания, на наш взгляд,  должно стать воссоздание хоровой культуры далекого прошлого с учетом современных социально-экономических условий, стратегических задач государственного развития, психофизических особенностей детей и подростков, их культурологических потребностей, нацеленных на  позитивную самореализацию каждого.

Хоровое пение не должно быть уделом только музыкально способных. С учётом этого и необходимо строить хоровое воспитание детей и подростков в школьных ОДОД. Для того чтобы стать участником  такого хора, не следует демонстрировать вокальный дар, некие базовые знания и  с первых занятий профессиональное мастерство. Естественным  признаётся даже полная неспособность чисто интонировать. При этом нельзя допускать зажатости, закомплексованности ребенка, не обладающего музыкальным талантом. Каждый должен ощущать себя полноценным участником совместного хорового творчества. Работа в музыкальной студии школьного ОДОД определяется не  «обязаловкой»,  определенной родителями, педагогами, школьной администрацией, - формальным присутствием,  а позитивным желанием каждого ученика. Поют в хоре не по вокальным данным, а по велению души и сердца.

Но как разбудить в душе и сердце каждого ребенка это веление и не дать ему погаснуть? Вот смысл поиска инноваций в методике хорового воспитания. Важно понимать, что мы сегодня имеем дело с детьми XXI века и что  сами мы жители этого нового времени, новых условий, где ценностный ряд человека должен определяться гуманистическими принципами.

В настоящее время существует целый ряд программ,  одни из которых нацелены на музыкальное развитие детей в широко образовательном смысле, другие детально раскрывают особенности профессионального хорового обучения и музыкального образования, третьи нацелены на развитие отдельных составляющих  хорового образования (работа над дыханием, интонацией, чувством ритма; игровые методики; способы интеграции двигательной и певческой деятельностей). При этом очень сложно раскрыть, увидеть внутри этих программ особенность методов и приёмов вовлечения  в процесс хорового пения воспитанников с различными  начальными данными: детей музыкально одарённых, имеющих начальное музыкальное образование,  и тех, кто не имеет начальной музыкальной подготовки, вокальных данных, внутренне зажатых, музыкально некоординированных. Прежде чем повести за собой детей, желая личностного развития каждому, необходимо быть уверенным в том, что очередное занятие не станет для кого - то из них последним, а  будет радостью самопознания, самосовершенствования, самораскрытия для ребёнка любого возраста, любого потенциала, любого уровня образованности. И каждая встреча в хоровой студии будет мотивирована, увлекая творчеством, совершенствуя внутреннюю культуру.

Для плодотворной работы нашей музыкальной студии в рамках школьного  отделения дополнительного образования детей мы сегодня определяем следующий круг задач, требующих «современного прочтения»,  или «инновационной подпитки»:

-активным и успешным  участником хора должен стать каждый желающий ученик школы независимо от начальной подготовки, природных данных;

-каждый ребёнок в хоровой студии должен быть мотивирован процессом совместного творчества;

-в работе с хоровым репертуаром необходимо формировать культуру эмоционально - позитивного принятия произведений от фольклора и классики до современной музыки;

 -систематически, необходимо учитывать психофизические и  социокультурные особенности современных детей и подростков, стратегию государства, политику в области образования и воспитания, все лучшее в традициях хорового воспитания;

Последняя задача является основной стратегической составляющей, дающей направление действий в решении первых трех задач. Исходя из этого, в организационной и методической работе руководитель хоровой студии постоянно ведёт подбор средств, направленных на решение обозначенных проблем.  

  1. Создание атмосферы содружества, особого уклада, способствующего вовлечению большинства учащихся школы в работу школьной музыкальной студии  ОДОД.
  2. Раскрывая тему каждого занятия необходимо «идти от позитива»: хвалить поощрять и выделять тех, кому сложно, а не тех, у кого все всегда получается.
  3. Сочетать игровые приемы с обучением пению, не допуская при этом фальши.
  4. Развивать ассоциативное восприятие, воздействуя на эмоционально - чувственную сферу.                          
  5. Использовать методику «погружения» не на всем занятии, а фрагментарно.
    Включать в работу приемы ассоциативного интонирования.
  6. Органично вводить на занятиях «минутку разговора» (о доме, о проблемах, о новостях), не дистанцируя при этом педагога и воспитанников.
  7. Разнообразить формы, методы и приемы работы на занятиях, подбирая их в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, формируя приоритеты детей и подростков, руководствуясь здоровьесберегающими принципами.
  8. Учить, не «натаскивая» в исполнительской технике,  а, формируя навык самоанализа, создавать условия, способствующие развитию профессиональных  приёмов хорового пения, мотивации успешного совместного творчества. Анализировать совместно особенности фольклорной, классической, современной музыки, различных музыкальных стилей, интересов. Анализировать результаты выступлений своих и других.
  9. Постоянно соизмерять совместно с воспитанниками профессиональные действия по хоровому образованию  с явлениями и событиями окружающей действительности, историческими и культурологическими фактами.
  10. Воспитывать здоровое соперничество в борьбе за успех коллектива, навык конкурентноспособности, конкурентноустойчивости - необходимые качества дальнейшей успешности каждого воспитанника.
  11. Вести совместную концертно-хоровую, гастрольную деятельность. Организовывать взаимное общение  в неформальной обстановке (выезды за город, празднование дней рождении, экскурсии и пр.)
  12. Систематически организовывать поддержку организационной и методической деятельности по хоровому образованию в школьной музыкальной студии отделения дополнительного образования детей современными мультимедийными средствами. На занятиях хора информационно-коммуникационные  технологии  дают возможность:
  • услышать и увидеть  исполнение музыкальных шедевров известными  музыкантами, коллективами, оркестрами;        
  • легко выбрать, пролистать фрагменты музыкальных произведений для выборочного прослушивания, разговора, развития ассоциативного восприятия, рефлексии;
  • проиллюстрировать биографию, жизнь и творчество музыкантов документальными и художественными материалами с CD-дисков;
  • просмотреть фильм,   записи из архивов ОДОД, иллюстрирующие различные события, связанные с  деятельностью хора;
  • быстро, оперативно найти материалы для занятий в электронной энциклопедии или Интернете.
  • Использовать новые технические средства музыкального сопровождения.

Практика внедрения новых идей в работу с детьми оправдана только в том случае, если есть положительный результат. Для нас он в успешных выступлениях, в детских победах  больших и маленьких, в благодарности родителей, в памяти выпускников, которые поют в различных коллективах города, за рубежом и частенько бывают у нас в гостях.

Ни одна идея, ни одна новация не может существовать отдельно, возникнуть из ничего. Инновация это - следствие уже сложившегося опыта многих, практики сочетания традиций и новаций.  В музыкальной студии ОДОД в то или иное время занималось 70% учащихся школы, и, как показывает время, в формировании личности каждого занятия хора оставили навсегда свой позитивный след.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы вокальной работы в детском хоре. Из опыта работы.

В своей  работе я пытаюсь рассказать о поиске методов, направленных на воспитание вокально-хоровых навыков у учащихся, о взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребенка....

Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе

Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.Народно – песенное творчество – это основа русской музыкальной культуры. В последние годы среди молодежи возрос интерес к нашему прошлому, кото...

Вокально-хоровая работа в детском хоре

Вокальная работа в детском хоре должная быть направлена на развитие певческого голоса. Понимание закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом....

Вокально-хоровые упражнения их значение в работе с детским хором

Распевание в хоре-это настройка коллектива певцов на певческую установку,правильное дыхание и звукообразование.В этом помогут грамотно подобранные вокально-хоровые упражнения....

Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива

В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков....