Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке
Составитель программы: Кудряшова С.В., учитель музыки ГБОУ СОШ № 683. Разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предметным областям "Искусство. Музыка", авторской программы "Музыкальное искусство 1-4 классы" В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 1-4 класс. Музыка. 21 век | 41.27 КБ |
Календарно-тематическое планирование. Музыка. 1-4 класс. 21 век | 54.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по музыке
1 – 4 класс
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Кудряшова Снежана Владимировна
учитель музыки ГБОУ СОШ № 683
.
Рабочая программа
по музыке
1 – 4 класс
Составитель программы: Кудряшова Снежана Владимировна
учитель музыки ГБОУ СОШ № 683
Дата составления: 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка», авторской программы «Музыкальное искусство 1-4 классы» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (Программа «Начальная школа XXI века», Москва, Издательство «Вентана-Граф») в соответствии с требованиями ФГОС (2009 г.)
Общая характеристика предмета «Музыка»
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке.
В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя, объединенные восприятием музыки детьми. Детское творчество в программе – это готовность ребенка к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, его процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами становится важнее, особенно на начальных этапах вхождения в музыку. Необходимо создать школьную музыкальную среду, где музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на изучение музыки в 1-4 классах, составляет 135 часов. В каждом классе урок музыки проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели). В первом классе – 33 учебные недели.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в первом классе:
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 7 часов
4 четверть – 10 часов
Количество часов во 2, 3, 4 классах:
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 8 часов
4 четверть – 10 часов
Ценностные ориентиры содержания курса музыки
Музыкальное искусство – это человеческое творение, поэтому важно помогать ребенку посредством музыки познавать мир и самого себя в этом мире, духовный опыт человечества. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви и уважению к ближнему, своему народу, Родине, к истории своей страны, ее традициям, а также к музыкальной культуре других народов мира. А также, важной ценностью содержания обучения является тесная взаимосвязь с другими художественными культурами – литературой, художественной изобразительностью, поэзией, архитектурой и т.д., что оказывает существенную помощь в изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
Предметными результатами обучения являются:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
1. К концу обучения в первом классе ученик научится:
Решать учебные и практические задачи:
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
- различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления;
- воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- иметь представление о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.
2. К концу обучения во втором классе ученик научится:
Решать учебные и практические задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям ( например, Бетховен – Пятая симфония, Григ – «Пер Гюнт», Чайковский – Четвертая симфония) и напеть;
- продирижировать главные мотивы, мелодии;
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на
инструментах, пением и танцевальным движением
- проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому образу, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
- проявлять устойчивый интерес к музыке;
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
- приобретать навыки слушательской культуры.
3. К концу обучения в третьем классе ученик научится:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения;
- называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту народного фольклора;
- понимать синкретику народного творчества.
4. К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки ( песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта ( композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые: произведения, композиторы, жанры, исполнители);
- мотивировать выбор той или иной музыки – что он ищет в ней, чего ждет от нее
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматургия).
Содержание учебного курса
В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
- Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);
- Деятельностное освоение искусства;
- Проникновение в природу искусства и его закономерностей;
- Моделирование художественно-творческого процесса.
Идея первого года обучения – дать обобщенный образ музыки, который раскрывается
в трех содержательных линиях
Первая линия связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока еще интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребенка», а наоборот – ребенок возвышается до содержательного
уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский)
Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно:
Во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства:
- содержание
- форма
- язык музыки
Во-вторых, осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как определенным образом организованную «звуковую материю» путем прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.
Третья содержательная линия – методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщенные виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.
Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т.д.
В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая линия включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Народная музыка, бытующая в данной местности, национальная музыка, постепенное охватывание ближнего и дальнего зарубежья – все эти этапы показывают, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачей духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
Первая содержательная линия погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основная идея содержания четвертого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
Исходя из вышеизложенного выделяются четыре содержательные линии.
Первая содержательная линия знакомит школьников с музыкальной речью
и спецификой музыкального высказывания стран мира: Германии, Польши,
Венгрии, Испании, Италии и США. Уделяется внимание взаимосвязи музыкального
языка и фонетического звучания национальной разговорной речи, а также соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Вторая содержательная линия – это роль восточных мотивов в становлении
Русской музыкальной классики; музыкальное «путешествие» русских классиков в
Италию и Испанию, Японию и Украину; «русское» как характерное – через
взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и
частного, традиционного и специфического.
Третья содержательная линия знакомит детей с музыкой ближнего
зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., выявляя
общее и различия. А также знакомимся с выдающимися представителями зарубежных
национальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси.
«Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Четвертая содержательная линия способствует восприятию произведений
крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека.
Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального
искусства до основ музыкальной драматургии.
Календарно – тематическое планирование
по музыке
1 – 4 класс
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Кудряшова Снежана Владимировна
учитель музыки ГБОУ СОШ № 683
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование на 2016 – 2017 учебный год
Предмет: Музыка Автор программы - В.О. Усачева, Л.В. Школяр Количество часов по четвертям в 1 классе: 1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 7 часов, 4 четверть – 10 часов. Итого: 33 часа. Количество часов во 2, 3, 4 классах: 1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 8 часов, 4 четверть – 10 часов. Итого: 34 часа. Класс 1 – 4 УМК «Начальная школа xxi века»
Дата план 1 класс | Факт | № урока |
Тема урока и форма контроля | ТСО, наглядные пособия |
Страница учебника | |
№ п/п | № по теме | |||||
1 четв. | 1 | 1 | Введение в проблему рождения музыки | Учебник, диски («Концерт для голоса с оркестром» Р.М. Глиэра, Прелюдия до мажор И.С. Баха), иллюстрации. | 4-5 | |
2 | 2 | Проблема рождения музыки. Образ музыканта. | Сказка «Морожены песни» С. Писахова, учебник, диски. | 6-9 | ||
3 | 3 | Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. | Нотная хрестоматия, учебник, народные инструменты. | 10-11 | ||
4 | 1 | Поиск «Родины музыки». Где взять песню? | Нотные хрестоматии, диски, иллюстрации, учебник. | 18-21, 12 | ||
5 | 2 | Поиск. Где взять танец? | Картина Ф.А. Малявина «Вихрь», диски, ноты, учебник. | 12-13, 22-27 | ||
6 | 3 | Родина музыки. Маршевый порядок. | Народные инструменты, учебник. | 28-33 | ||
7 | 1 | Обобщение проблематики четверти. Выразительные средства – форма выражения содержания. | Диски, учебник, ноты, иллюстрации. | 14-15 | ||
8 | 2 | «Кульминация» четверти. «Будем ждать и слушать» | Диски, ноты, иллюстрации. |
9 | 1 | Содержание и формы бытования музыки. Начало разговора о содержании музыки. | Нотная хрестоматия, диски, иллюстрации, учебный альбом. | 36 - 37 | ||
2 четв. | 10 | 1 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». Можно ли, слушая музыку, видеть ее? Средства музыкальной выразительности. | Диски, планшет, учебник, иллюстрации, хрестоматия, сборник песен. | 38 - 39 | |
11 | 2 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». Мы рисуем музыку. | Учебник, нотная хрестоматия, планшет – «Средства музыкальной выразительности», иллюстрации, диски. | 40 - 41 | ||
12 | 3 | Исследование проблемы «как увидеть музыку». Ритм. | Детские музыкальные инструменты, учебник, диски, иллюстрации. | 42 - 45 | ||
13 | 4 | Как увидеть музыку? | Учебник, диски, учебный альбом. | 50 – 51, 106 - 107 | ||
14 | 1 | Существует ли в музыке чистая изобразительность? Театрализация. Конфликтная драматургия. | Театральные атрибуты, синтезатор, диски, иллюстрации, учебник. | 48 - 49 | ||
15 | 2 | Конкретизация проблемы: «существует ли в музыке чистая изобразительность?» Музыкально-драматический этюд. | Театральные атрибуты, синтезатор, сборники новогодних песен и стихов. | |||
16 | 1 | Формы бытования музыки. Введение в проблему «формы бытования музыки». Фортепианный концерт. | Нотная хрестоматия, диски, сборник военно - патриотических песен, синтезатор, учебный альбом. | |||
3 четв. | 17 | 2 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». Ария. Обряд. Театрализация. | Диски, театральные атрибуты для обрядовых песен к зимним праздникам, нотные хрестоматии, учебник. | 96 - 99 | |
18 | 3 | Исследование проблемы «формы бытования музыки». Опера. Музыкальный театр. | Диски, сборники, альбом, учебник. | 50 - 51 | ||
19 | 1 | Музыкальный театр. Погружение в проблематику музыкального театра. Народный театр. Симфония. Оркестр. | Диски, иллюстрация музыкальных инструментов оркестра, учебник, детские музыкальные инструменты, планшет. | 68 - 73 | ||
20 | 2 | Что значит – открыть в себе театр? | Учебник, диски, маски. | 66-67, 74-75 |
21 | 3 | Музыкальный театр. Образ – мысль. Образ – оценка. Образ – эмоция. Урок – размышление. | Театральные атрибуты, диски, учебный альбом, планшет, сборник песен. | |||
22 | 4 | Идем в театр. Опера Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» | Имитация театра. Диски, планшет, театральная атрибутика, иллюстрации. | 82 - 83 | ||
23 | 5 | |||||
4 четв. | 24 | 6 | ||||
25 | 1 | «Чудеса» в музыке. Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни. | Учебник, учебный альбом, иллюстрации, нотная хрестоматия, сборник песен. | 78 - 79 | ||
26 | 2 | «Чудеса» в музыкальном театре. Игра – театрализация. | Диски, репродукции картин, учебник, учебный альбом | 88 – 89, 100- 103 | ||
27 | 1 | Язык музыки. Введение в проблему становления языка музыки. Средства музыкальной выразительности. | Блокнот, репродукции, иллюстрации, портреты, диски, нотная хрестоматия. | 76 - 77 | ||
28 | 2 | Проблема «Язык музыки». Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Средства музыкальной выразительности. | Диски, иллюстрации, изображение симфонического оркестра. | 108 - 110 | ||
29 | 3 | Театр в оркестре. Продолжаем слушать сказку. | Диски; словарь эмоций, чувств, ассоциаций. | 111 - 113 | ||
30 | 4 | Проблема «Язык музыки». Театр в балете. Балет С.С. Прокофьева - «Золушка», «Ромео и Джульетта». | Театральные атрибуты, диски, сказка «Золушка» Ш. Перро, репродукция картины Гартмана. | 104 – 105, 106 – 107, 124 - 125 | ||
31 | 5 | |||||
32 | 6 | Кульминация проблемы «Язык музыки». «Победа русского духа». | Диски, репродукции, планшет, учебник, сборник песен. | 114 - 119 | ||
33 | 7 | Многообразие музыки – следствие многообразия жизни, окружающего мира. | Учебник, нотная хрестоматия, сборники, альбом, диски. | 120 - 121 |
2 кл. 1 четв
| 1 | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. Всеобщее в жизни и в музыке. Я – марш. У меня песенное настроение. Где танец? Художественное и ритмо – пластическое движение под музыку. | Диски, репродукции, сборники песен, иллюстрации, планшет « Средства музыкальной выразительности». | ||
2 | 2 | Увертюра. Вступление. | Диски, альбом с демонстрационным материалом, планшет «С. м. в.» | |||
3 | 3 | Как живет музыка? | Учебник, диски, нотная хрестоматия, сборник песен. | 6 - 7 | ||
4 | 4 | А теперь – вопросительные знаки. | Учебник, книга «Творчество великих композиторов», нотная хрестоматия. | 8 - 9 | ||
5 | 1 | Сердце поэта. Песенность, танцевальность, маршевость. Два полонеза. Ноктюрн. | Учебник, нотная хрестоматия, планшет, сборники песен, иллюстрации. | 10 - 13 | ||
6 | 2 | Давайте ждать и слушать! Сольвейг. Э. Григ | Учебник, словарь эмоций, чувств, ассоциаций, нотная хрестоматия, диски. | 14 - 19 | ||
7 | 3 | Утро. Сочинение. | Учебник, словарь, планшет, репродукции картин, диски. | 20 - 21 | ||
8 | 4 | Волшебная книга. Сочинение музыки. | Книга Х.К. Андерсена «Дикие лебеди», диски, учебник, музыкальные инструменты. | 28 - 33 | ||
9 | 1 | Музыка – искусство интонируемого смысла. Интонация. | Игра «Да», сборник песен, диски, альбом. | |||
2 четв. | 10 | 2 | Все растет, все изменяется. Интонация. | Планшет, альбом, учебник, нотная хрестоматия. | 34 - 37 | |
11 | 3 | « Болтунья» С.С. Прокофьева. Интонация. | Стихотворение «Болтунья», диски, нотная хрестоматия, сборник песен. | 38 - 39 | ||
12 | 4 | «Зерно – интонация». М.П. Мусоргский «Борис Годунов» | Нотная хрестоматия, сборники русских народных песен, учебник, диски. | 44 – 49, 103 |
13 | 5 | Рождение новой интонации. «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова. | Нотная хрестоматия, диски, учебный альбом, иллюстрации, планшет «Средства музыкальной выразительности». | 54 – 57, 103 | ||
14 | 6 | Колядование. Народные авсени и таусени. Рождественские песенки. Смысловая интонация. | Игровые атрибуты, диски, учебник, учебный альбом | 40 – 41, 50 - 53 | ||
15 | 7 | Сочинение сочиненного. «Самое трудное», «Морщины» Д.Б. Кабалевский. | Учебник, нотная хрестоматия, диски, планшет, иллюстрации. | 111 - 112 | ||
16 | 8 | Интонация сопереживания. «Зимний вечер» П.И. Чайковский. | Диски, учебник | 90 - 91 | ||
3 четв. | 17 | 1 | Кульминация. «Где родился, там и сгодился». Чувства и формы – тело и душа музыки. М.И. Глинка «Жизнь за царя». Русские обряды. | Диски, учебник, сборник русских народных песен | 50 – 53, 58 – 61, 102 | |
18 | 2 | Романс Антониды. Песня Вани. | Учебник, планшет, диски. | 62 – 63, 102 | ||
19 | 3 | «Тема» и « Развитие» – жизнь художественного образа. Житие Ивана Сусанина (сцена в лесу и ария Сусанина). | Диски, учебник, нотная хрестоматия, словарь чувств, эмоций и ассоциаций. | 64 – 69, 80 - 89 | ||
20 | 4 | Увертюра. Развитие. | Словарь музыкальных терминов, учебник | 64 – 69 | ||
21 | 5 | Заключительная сцена. Хор «Славься!». Кульминация в развитии. | Диски, учебник, планшет, иллюстрации, сборники песен. | 70 – 71, 107 | ||
22 | 1 | Развитие в музыке. Пьесы Р. Шумана | Учебник, диски, альбом учебный. | 78 - 79 | ||
23 | 2 | От стихов к музыке. «Снег идет» Г.В. Свиридова и С. и Т. Никитиных. | Сборники стихов и романсов, учебник. | 104 - 106 | ||
24 | 1 | Развитие смысла. И. С. Бах «Хоральные прелюдии», Книга Голубиная (духовный стих) | Репродукции картин, диски, учебник | 101, 115 - 117 | ||
4 четв. | 25 | 2 | Контраст в музыке как вид развития. Э Григ «Пер Гюнт» | Диски, планшет «Средства музыкальной выразительности», сборник песен, словарь, учебник. | 18 – 27, 100 | |
26 | 3 | Борьба Правды и Кривды – добра и зла в жизни и в музыке – как развитие всего сущего. Опера Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Ноты «Сеча при Керженце», диски, учебник, планшет. | 74 – 77, 110 | ||
27 | 4 | Опера Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Учебник, диски, планшет. | 74 – 77, 110 | ||
28 | 1 | Развитие как становление художественной формы. Развязка. Вариации. | Словарь, иллюстрации, учебник, сборники песен. | 33 | ||
29 | 2 | Двухчастная форма произведения. Э. Григ, А.С. Даргомыжский, Р. Шуман. Лирика. Романс. | Словарь, иллюстрации, учебник, сборники песен. | 124 - 125 | ||
30 | 3 | Трехчастная форма. П.И. Чайковский «Детский альбом». Л. Бетховен 5-я симфония. Единство в многообразии. | Диски, планшет «Средства музыкальной выразительности», сборник песен, словарь, учебник. | 101, 90 - 98 | ||
31 | 1 | Форма Рондо. А. П. Бородин «Спящая княжна» и «В монастыре» | Стихотворение «Спящая княжна», диски, иллюстрации, учебный альбом. | |||
32 | 2 | Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Симфоническая форма – способы развития – способы мышления. | Диск, учебник 1 класса, плакат с изображением инструментов. | 108 - 110 | ||
33 | 3 | Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» и песня «Веселый ветер» И.О. Дунаевского. Романтизм. | Диски, словарь музыкальных терминов. | |||
34 | 1 | Кульминация. Фортепианный квинтет и песня «Форель» Ф. Шуберта. Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена. | Сборник песен, нотная хрестоматия, диски, альбом. |
3 кл 1 четв. | 1 | 1 | Характерные черты русской музыки. Русская и российская музыка – различное и общее. | Диски, учебник, сборники русских народных песен, репродукции картин художников – передвижников, учебный альбом. | 3 - 9 | |
2 | 1 | Обрядовые песни – истоки народной музыки. Гуманистическая сущность русского мироощущения, русского характера. Солнце, Земля, Труд в русской музыке. | Сборник песен, диски, учебник, иллюстрации. | 10 – 11, 16 - 17 | ||
3 | 2 | Мир, Долготерпение, Сдержанность в русской музыке и песнях. Гусли. | Сборник песен, диски, учебник. | 12 - 13 | ||
4 | 3 | Самопожертвование, стыд и совесть (честь, достоинство, забота) в музыке и в песнях на Руси. | Сборник песен, диски, учебник, иллюстрации. | 14 – 15, 18 - 19 | ||
5 | 4 | Скромность, жизнелюбие (оптимизм) в русской музыке и в песнях. Протяжная песня. Едем на Север, едем на юг… | Сборник песен, диски, учебник, иллюстрации. | 130 – 131, 20 - 23 | ||
6 | 1 | Интонационно – образный язык русской музыки. Характерные черты русской музыки в творчестве М.И. Глинки. | Диски, учебный альбом, планшет, нотная хрестоматия, учебник, словарь. | 24 - 31 | ||
7 | 2 | Характерные черты русской музыки в творчестве М.П. Мусоргского. Народная песня в царских палатах. | Диски, учебный альбом, планшет, нотная хрестоматия, учебник, словарь. | 32 - 39, 44 - 47 | ||
8 | 3 | Характерные черты русской музыки в творчестве П.И. Чайковского. | Диски, планшет, учебник. | 40 - 41 | ||
9 | 1 | Народное музыкальное творчество – энциклопедия русской интонационности. Народный эпос. Знаменные распевы. Третий фортепианный концерт С.В. Рахманинова. | Диски, учебник, сборники русских народных песен, репродукции картин художников – передвижников. | 66 - 71 | ||
2 четв. | 10 | 1 | «Было и прошло, да быльем поросло?» Былинный эпос. | Книга «Былины и былинные герои», учебник, диски, синтезатор, сборники песен, словарь. | 42 – 43, 48 – 49, 134 | |
11 | 2 | Северная былина в Петербурге. | Сборник песен, диски, учебник. | 50 - 55 | ||
12 | 3 | Богатырские интонации в русской композиторской музыке. Н.А. Римский – Корсаков, С.С. Прокофьев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. | Диски, книга «Былины», планшет, словарь, альбом, репродукции. | |||
13 | 4 | Ю. Шапорин «На поле Куликовом» | Учебник, диски, хрестоматия. | 72 - 79 | ||
14 | 1 | Песенные фольклорные жанры. | Книга «Фольклор», диски, сборники. |
15 | 2 | Рекрутские песни. Баллада. | Словарь музыкальных терминов, диск. | |||
16 | 3 | Любовная лирика. Свадебные обряды. | Учебник 2-го класса, диски, сборники. | 60 – 61, 129 | ||
3 четв. | 17 | 4 | Ф.И. Шаляпин. Исполнение русских народных песен. | Учебник, сборники русских народных песен, репродукции картин, планшет. | 128, 56 - 57 | |
18 | 1 | Танцевальные жанры. Красота, сила, стихийность в русском народном танце. | Учебник 1-го класса, картина Ф.А. Малявина «Вихрь», сборники песен. | 24-25 | ||
19 | 2 | Частушка. Страдания. Инструментальные наигрыши. | Словарь музыкальных терминов, диски, сборники, иллюстрации, учебник. | 131 | ||
20 | 3 | «Гопак» и «Трепак» М.П. Мусоргского. | Учебник, диски, репродукции картин. | 36 - 37 | ||
21 | 1 | Истоки русского классического романса. Городская лирика. Из города – в деревню. Из деревни – в город. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. | Учебник, альбом, сборники песен, нотные хрестоматия, иллюстрации. | 56 - 59 | ||
22 | 2 | Жанры бытового музицирования. Старинный (композиторский) романс. Сонет. А. Гурилев, А. Алябьев, А. Варламов | Учебник, диски, нотная хрестоматия. | 60 - 63 | ||
23 | 3 | Любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. | Учебник, диски, словарь, альбом. | 64 - 65 | ||
24 | 4 | Обработка народной песни как жанр профессиональной музыки. А.К. Лядов, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов и др. | Диски, нотная хрестоматия, словарь, учебник. | 124, 127, 133, | ||
4 четв. | 25 | 1 | Композиторская музыка для церкви. Хоровая музыка на религиозные тексты. Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др. | Учебник, диски, словарь эмоций, чувств, ассоциаций, нотные хрестоматии, планшет средств муз. выразительности. | 66 - 67 | |
26 | 2 | От церковной музыки – к музыке для церкви. Особенности интонирования русского церковного пения. | Репродукции картин, учебник, диски, синтезатор, словарь. | 126, 138 | ||
27 | 1 | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре. И снова былины. Н.А. Римский-Корсаков «Садко» | Учебник, альбом, словарь, диски, репродукции. | 80 - 83 | ||
28 | 2 | Опера «Садко». Обработка народных песен. | Учебник, диски, сборники русских народных песен, словарь. | 84 - 87 |
29 | 1 | «Сказка ложь, да в ней – намек…» Опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. | Учебник, диски, иллюстрации, альбом, нотная хрестоматия. | 88 - 97 | ||
30 | 2 | «…Добрым молодцам урок». Опера «Снегурочка». Речитатив. Обряд. Миросозерцание. Игровая русская народная песня «А мы просо сеяли». | Учебник, диски, иллюстрации, альбом, нотная хрестоматия. | 98 - 109 | ||
31 | 1 | «Весна священная» И.Ф. Стравинский. «Что ты думаешь о солнце?». С. Прокофьев. Возвращение к истокам – «Игра в города» и «Вешние хороводы» И.Ф. Стравинский. | Учебник, диски, словарь эмоций, чувств, ассоциаций, нотные хрестоматии, планшет средств муз. выразительности. | 110 - 120 | ||
32 | 1 | Величие России в музыке русских классиков. Она «вьется, как тропа в полях!» - рахманиновская мелодия. Концерт С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром № 3 (d-moll). 1 часть. | Диски, планшет «Средства музыкальной выразительности», сборник песен, словарь, учебник. | 68 - 71 | ||
33 | 2 | Концерт С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром № 3 (d-moll). 2 часть. | Диски, нотная хрестоматия, словарь, учебник. | 68 - 71 | ||
34 | 3 | Русский гений – наша гордость! Концерт С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром № 3 (d-moll). 3 часть. | Диски, нотная хрестоматия, словарь, учебник. | 68 - 71 |
4 кл. 1 четв. | 1 | 1 | Многоцветие музыкальной картины мира. Знакомство с «Музыкальной партитурой мира» через музыку стран мира. Германия. И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт | Учебник, диски, репродукции, иллюстрации, планшет «Средства музыкальной выразительности», альбом, словарь чувств, эмоций и ассоциаций. | 4 – 5, 26 – 31, 34 - 39 | |
2 | 2 | Музыка западноевропейских стран. Польша, Венгрия. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Ф. Шопен, Ф Лист, И. Брамс | Учебник, диски, репродукции, иллюстрации, планшет «Средства музыкальной выразительности», альбом, словарь чувств, эмоций и ассоциаций. | 100 – 101, 106 - 107 | ||
3 | 3 | Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Норвегия. Э. Григ. | Учебник 2-го класса, диски, сборники песен, нотная хрестоматия, планшет. | 14 - 16 | ||
4 | 4 | Многоцветие звучащего пространства. Музыка средиземноморья. Италия, Испания. П. де Сарасате | Диски, учебник, цветовая палитра, репродукции картин, иллюстрации. | 121 | ||
5 | 5 | Многоцветие звучащего пространства. Музыкальная культура Америки. Дж. Гершвин, Ф. Лоу, Р. Роджерс. | Иллюстрации, словарь музыкальных терминов, диски, синтезатор. | |||
6 | 1 | Что это значит – слышать голос России? С. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. | Учебник, репродукции, учебный альбом, сборники русских народных песен, диски | 6 - 11 | ||
7 | 2 | Я – часть России. Гимн России А. Александрова. | Транспарант: ноты и текст гимна России. | 12 - 21 | ||
8 | 1 | Путешествие во времени и пространстве. Обращение зарубежных композиторов к музыке других народов. Танцевальные интонации. Л.В. Бетховен, Ф. Лист, А. Хачатурян. | Учебник, диски, планшет, учебный альбом, репродукции. | 22 - 25 | ||
9 | 2 | Интонационные черты песен народов мира. «Иные песни поют и там, и тут…». В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен. | Учебник и учебный альбом, диски, нотная хрестоматия, сборники. | 22 - 25 | ||
2 четв. | 10 | 1 | Музыка мира сквозь «призму» русской классики. Традиционное для русской музыкальной культуры обращение к музыке народов Востока. А.П. Бородин, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков. Вариации. | Учебник, диски, словарь, нотные хрестоматии, сборники песен, русские народные инструменты. | 74 - 77, 84 - 87 | |
11 | 2 | Восточные мотивы. Композитор, поэт, исполнитель. М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, А. Рубинштейн, А.С. Пушкин. | Учебник, диски, сборники стихов и песен, сборник романсов, хрестоматия. | 78 - 83 | ||
12 | 3 | Тема японской песни. Импровизация. Д.Б. Кабалевский «Вишня». | Учебник, диски, планшет, транспарант. | 64 - 71 | ||
13 | 1 | Интонационные особенности народной музыки мира в творчестве русских композиторов. Романс. Испания. А.С. Даргомыжский, М.И. Глинка. | Учебник, диски, нотная хрестоматия, кастаньеты. | 52 - 57 |
14 | 2 | Русские в Италии. П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев. | Учебник, диски, цветовая палитра, учебный альбом, сборники песен. | 58 - 63 | ||
15 | 3 | Украинские мотивы. «Веснянка» П.И. Чайковского, М.П. Мусоргский «Гопак». | Иллюстрации, словарь музыкальных терминов, диски, инструменты. | |||
16 | 4 | «Музыкальная душа» других народов. Чехия. Д.Б. Кабалевский «Пражский концерт». | Учебник, диски, иллюстрации, учебный альбом, сборники песен. | 72 - 73 | ||
3 четв. | 17 | 1 | Музыкальное общение без границ. «Музыкальный салон» как историческая форма живого художественного общения народов между собой в искусстве. Проектная деятельность. И.С. Бах, В.А. Моцарт (проект долгосрочный) Камерный концерт. Актер. Артист. Творчество. В гости к русской музыке «приезжают» виднейшие представители мировой музыкальной культуры. Презентация и проведение «Музыкального салона» | Синтезатор, диски, учебник, проектная методическая литература, театральная атрибутика, сборники песен, нотные хрестоматии, компьютер, интернет, атрибуты для создания интерьера, репродукции картин, библиотечная литература, иллюстрации, словари музыкальных терминов, научно – популярная литература, справочники по музыкальному искусству, музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка. | 88 - 95 | |
18 | 2 | |||||
19 | 3 | |||||
20 | 4 | |||||
21 | 5 | |||||
22 | 6 | |||||
23 | 1 | Второй музыкальный салон. Фортепианная музыка. Исполнители. Р. Шуман, Ф. Шопен. | Учебник, диски, иллюстрации, учебный альбом, сборники песен. | 102 - 107 | ||
24 | 1 | Третий музыкальный салон. Виртуозное исполнение музыкальных произведений. «Берем интервью у чудо – виртуоза, …» Ф. Лист, Шуберт. Рапсодия. | Учебник, диски, иллюстрации, учебный альбом, сборники песен, детские музыкальные инструменты. | 96 - 101 | ||
4 четв. | 25 | 1 | Четвертый музыкальный салон. Оригинальные творческо-исполнительские стили. Клод Дебюсси, А. Скрябин. | Учебник, диски, иллюстрации, учебный альбом, сборники песен, детские музыкальные инструменты. | 108 - 112 | |
26 | 1 | Пятый музыкальный салон. Салон «Открытых дверей». Музыкальная культура Украины и Белоруссии. Народные песенные и танцевальные мотивы. | Учебник и учебный альбом, диски, нотная хрестоматия, сборники, синтезатор. |
27 | 1 | Воистину «Все флаги в гости будут к нам». Музыкальная культура Грузии, Осетии, Узбекистана. Национальные музыкальные инструменты. Шестой музыкальный салон. «Музыкальный салон» как форма художественного общения народов между собой. Г. Гусейнли Музыкальная культура Казахстана, Армении, Азербайджана.. | Учебник, диски, репродукции, иллюстрации, планшет «Средства музыкальной выразительности», альбом, словарь чувств, эмоций и ассоциаций, изображение национальных народных инструментов. | |||
28 | 1 | Национальная музыкальная культура Прибалтики, Молдавии. | Учебник, диски, иллюстрации, учебный альбом, сборники песен. | |||
29 | 1 | Единение всей земли через музыку. Н.А. Римский – Корсаков, Л.В. Бетховен, А. Александров | Диски, учебник, репродукции картин, цветовая палитра, сборник песен. | 50 – 51, 42 - 43 | ||
30 | 1 | От содержания к форме. Симфония. Симфонический оркестр и дирижёр. Л.В. Бетховен «Героическая» симфония № 3, П.И. Чайковский Симфония № 4. | Учебник, диски, репродукции, иллюстрации, планшет «Средства музыкальной выразительности», альбом, словарь чувств, эмоций и ассоциаций. | 44 - 49 | ||
31 | 1 | Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Э. Григ | Диски, планшет «Средства музыкальной выразительности», сборник песен, словарь. | |||
32 | 1 | Опера. Моделирование художественного творческого процесса. Н.А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок» | Иллюстрации, словарь музыкальных терминов, диски, синтезатор, детские музыкальные инструменты, учебный альбом, музыкальный словарь. | |||
33 | 1 | Содержательный анализ инструментального произведения. И.С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Учебник, диски, словарь эмоций, чувств, ассоциаций, нотные хрестоматии, планшет средств муз. выразительности | 26 - 33 | ||
34 | 1 | Эмоциональная драматургия. «Моё любимое произведение». Подведение итога года и ответ на вопрос года. | Учебник, сборники песен, синтезатор, портреты композиторов. | 3 - 125 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) К – полный комплект (на каждого ученика класса) Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников) П – комплект для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№ | Авторская программа | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | Печатные пособия | Учебно-практическое оборудование. Игры и игрушки | Цифровые образовательные ресурсы | Экранно – звуковые пособия (могут быть и в цифровом виде) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка», «Начальная школа ххi века», 1 – 4 класс, - Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2013 г., ФГОС. | Авторская программа основного общего образования по музыке (Д). Хрестоматия с нотным материалом (Д).
Сборники песен и хоров (Д). Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) – (Д). Методические журналы по искусству (Д). Учебники по программе «Музыка» - «Начальная школа ххi века» - 1-4 класс – (К). Рабочие тетради – (К). Учебные пособия по электронному музицированию – (Ф). Книги о музыке, композиторах и музыкантах, научно – популярная литература по искусству – (П). Справочные пособия, энциклопедии – (Д/П). | Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности – (Д). Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, графические партитуры, расположение партий в хоре – (Д). Транспарант: нотный и поэтический текст гимна России – (Д). Портреты композиторов, исполнителей – (Д). Атласы музыкальных инструментов – (Д). Альбомы с демонстрационным материалом – (Д). Дидактический раздаточный материал – (Д). Планшет или карточки «Средства музыкальной выразительности» - (П). Словарь эмоций, чувств и ассоциаций – (Ф) | Музыкальный инструмент (фортепиано) – (Д). Клавишный синтезатор – (Д). Комплект детских музыкальных инструментов – (К). Комплект народных инструментов – (К). Расходные материалы: нотная бумага, мелки-Д/К. Звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон) Персональный компьютер – (Д). Медиа проектор. Театральная атрибутика. Медиа проектор – экран (штативный или навесной) | Цифровые компоненты УМК Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке – (Д/П) – комплект информационно – справочных материалов, фотографии, анимации, таблицы, альбомы учебные, схемы, планшеты, иллюстративные материалы, словари, аудио- и видеоматериалы. | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов; запись фрагментов из оперных и балетных спектаклей, выступления певцов, хоровых и оркестровых коллективов, фрагменты из мюзиклов. Слайды. Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения. Песенный материал – сборники и книги – (Д). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...