" Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке"
материал по музыке (7, 8 класс)
Приобщение обучающихся к творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vystupleniya_na_gorodskom_seminare_uchitelya_muzyki_454_shkoly_kolpinskogo_rayona.docx | 17.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.
1.Активизация школьников на основе самостоятельного мышления.
2.Дискуссии на уроке – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.
3. Необычные задания: миниатюрные сочинения, пояснения цитат, занимательные факты, примеры из жизни музыкантов и т.д. – необходимый настрой в уроке, активизация работоспособности детей.
4. Творческие работы учащихся.
Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека( Младший).
1.Готовясь к одному или другому уроку, в младшем классе или старшем, мы не только пишем конспект, продумываем ход урока, но в первую очередь ставим перед собой цель урока. Сегодня это цель не только учительская, но и ученическая.
Музыка определяет направление цели учащихся. Результатом её достижения становятся изменения в самом учащимся.таким образом, изменения, происходящие в музыкальной культуре учащихся, есть результат, к достижению которого направлена цель урока музыки.
Хочу поделиться своим опытом работы проблемного обучения. Как метод он основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Я люблю этот процесс, он активный, как в математике с элементами неизвестного, а ответы открываются при выполнении заданий.
Работаю в обычной школе, не в лицее, не в гимназии, приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально « не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и « мозгового беспокойства» , а другие с большим энтузиазмом выслушивают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответов. В таком случае, я привлекаю к самостоятельному поиску новых знаний, вскрываю противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащиеся проявляют большой интерес к изучаемому. Конечно же ,дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов, теоретиков, критиков. Смысл проблемных заданий в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать её различное исполнение.
Начинается интенсивная умственная работа. Ребята высказывают, доказывают, сравнивают, опровергают, а это им очень нравится. Очень важно, чтобы они не стеснялись, а говорили свободно, именно свои мысли, выражали откровенно свои чувства, но это происходит только в атмосфере обоюдного доверия.
Есть такая замечательная восточная мудрость: « Может ты столько лет искал то, что находилось в тебе, и нужно только лишь почувствовать это». Эта мысль определяет на мой взгляд стержень роста личности ученика.
2. Яркий пример: Проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни (« Атланты») А.Городницкого – 6 класс. Её содержание многообразно, и разобраться в нем не так уж просто .Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализируем исполнительское воплощение, ведь оно способствует развитию музыкального вкуса, интереса к песне. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений ( можно устроить конкурс на лучшую интерпретацию). В более продвинутых ( музыкальных) классах предлагаю « стать на место дирижера».
Считаю, что польза своеобразной « конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска « вслух», а не в нахождении единственного верного, подытоженного учителем ответа.
Задача дискуссии – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным творениям.
Вопросы для дискуссии подбирая в соответствии с темой урока, четверти, состава класса:
Почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?
Как вести себя при определенных ситуациях на концерте, в театре?
Какими инструментальными тембрами можно определить звуки природы: гром, пение птиц, переливы морских волн? ( примеры – Б.Николаев, ).
3. Творческую атмосферу урока очень оживляют необычные задания, например: миниатюрные сочинения, поясни цитату и др., они вносят элемент дискуссионности и необычности, иногда вызывают бурное обсуждение.
Немецкий мыслитель Г.Лейбниц : « Понимайте значение слов, и мир будет избавлен от множества ошибок».
Этот афоризм можно использовать на уроке в 5-м классе: « Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка»
Или эпиграф к уроку « Вокальная музыка» в 6-м классе: « Что значит хорошо петь? Это значит хорошо себя слышать». Это не призыв к развитию вокальной наблюдательности, на слушание звучания голоса, как он меняется физически, уровня исполнительства, развитие культуры и мышления.
Необходимый настрой вносят в содержание урока занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, которые стараюсь сопровождать проблемными увлекательными заданиями, это способствует сосредоточению школьников. Они позволяют, переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и не отвлекают от основного познавательного содержания урока.( пример: письма барона Мюнхаузена).
Урок музыки ----- сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.
Примеры: Стихи Екатерины Дмитриевой
Цымбал Вероники( Педагогическое училище)
Николаевой Валерии ( Театральный университет)
Николаева Бориса
Ещё одна проблема: умеем ли мы читать детские художественные произведения?
Ведь наряду с высказываниями мастеров есть и детское, ученическое слово( в линии, цвете, форме и так далее).
Думал ли ребенок, когда рисовал о том, о чём мы размышляем при обсуждении? Мы читали жесты, знаки, читали интонацию их. А ребенок вряд ли думает об этом. Чаще всего творчество интуитивно. Очень часто бывает, что зрители , слушатели досказывают художнику его произведение. Этим и живо искусство: самораскрытием автора, но и самораскрытием зрителя.
Сейчас редко встречаются дети, которые видят ассоциации везде и повсюду, слышат музыку, и возникают поэтические, литературные ассоциации; видят рисунок – мгновенно рождается музыкальный образ. Поэтому часто даю такое задание : увидев в этих линиях кого-то или что-то, дорисовать, разукрасить ( исправлять линии нельзя). Зачем на уроке музыки это задание? Движение линии рождает образ, всё это переводится на музыкальный язык, так как с живописью музыку роднит пластика, жест. И здесь такое богатство ассоциаций, что дух захватывает от предвкушения творчества.
Каждое произведение обращено к человеку: от человека к человеку, от души к душе!
А разве не для этого существует искусство? Что такое музыка? Это разговор по душам о душе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как метод формирования ключевых компетенций
Методическая разработка по физике....
Презентация по теме "Проблемное обучение как метод развивающего обучения"
Презентация к выступлению на конференции...
Доклад Проблемное обучение как метод формирования УУД действий
На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, ...
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики....
Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"
Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...