" Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке"
материал по музыке (7, 8 класс)
Приобщение обучающихся к творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.
1.Активизация школьников на основе самостоятельного мышления.
2.Дискуссии на уроке – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.
3. Необычные задания: миниатюрные сочинения, пояснения цитат, занимательные факты, примеры из жизни музыкантов и т.д. – необходимый настрой в уроке, активизация работоспособности детей.
4. Творческие работы учащихся.
Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека( Младший).
1.Готовясь к одному или другому уроку, в младшем классе или старшем, мы не только пишем конспект, продумываем ход урока, но в первую очередь ставим перед собой цель урока. Сегодня это цель не только учительская, но и ученическая.
Музыка определяет направление цели учащихся. Результатом её достижения становятся изменения в самом учащимся.таким образом, изменения, происходящие в музыкальной культуре учащихся, есть результат, к достижению которого направлена цель урока музыки.
Хочу поделиться своим опытом работы проблемного обучения. Как метод он основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Я люблю этот процесс, он активный, как в математике с элементами неизвестного, а ответы открываются при выполнении заданий.
Работаю в обычной школе, не в лицее, не в гимназии, приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально « не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и « мозгового беспокойства» , а другие с большим энтузиазмом выслушивают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответов. В таком случае, я привлекаю к самостоятельному поиску новых знаний, вскрываю противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащиеся проявляют большой интерес к изучаемому. Конечно же ,дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов, теоретиков, критиков. Смысл проблемных заданий в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать её различное исполнение.
Начинается интенсивная умственная работа. Ребята высказывают, доказывают, сравнивают, опровергают, а это им очень нравится. Очень важно, чтобы они не стеснялись, а говорили свободно, именно свои мысли, выражали откровенно свои чувства, но это происходит только в атмосфере обоюдного доверия.
Есть такая замечательная восточная мудрость: « Может ты столько лет искал то, что находилось в тебе, и нужно только лишь почувствовать это». Эта мысль определяет на мой взгляд стержень роста личности ученика.
2. Яркий пример: Проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни (« Атланты») А.Городницкого – 6 класс. Её содержание многообразно, и разобраться в нем не так уж просто .Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализируем исполнительское воплощение, ведь оно способствует развитию музыкального вкуса, интереса к песне. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений ( можно устроить конкурс на лучшую интерпретацию). В более продвинутых ( музыкальных) классах предлагаю « стать на место дирижера».
Считаю, что польза своеобразной « конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска « вслух», а не в нахождении единственного верного, подытоженного учителем ответа.
Задача дискуссии – определение своего собственного, личного взгляда на её предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным творениям.
Вопросы для дискуссии подбирая в соответствии с темой урока, четверти, состава класса:
Почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?
Как вести себя при определенных ситуациях на концерте, в театре?
Какими инструментальными тембрами можно определить звуки природы: гром, пение птиц, переливы морских волн? ( примеры – Б.Николаев, ).
3. Творческую атмосферу урока очень оживляют необычные задания, например: миниатюрные сочинения, поясни цитату и др., они вносят элемент дискуссионности и необычности, иногда вызывают бурное обсуждение.
Немецкий мыслитель Г.Лейбниц : « Понимайте значение слов, и мир будет избавлен от множества ошибок».
Этот афоризм можно использовать на уроке в 5-м классе: « Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка»
Или эпиграф к уроку « Вокальная музыка» в 6-м классе: « Что значит хорошо петь? Это значит хорошо себя слышать». Это не призыв к развитию вокальной наблюдательности, на слушание звучания голоса, как он меняется физически, уровня исполнительства, развитие культуры и мышления.
Необходимый настрой вносят в содержание урока занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, которые стараюсь сопровождать проблемными увлекательными заданиями, это способствует сосредоточению школьников. Они позволяют, переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и не отвлекают от основного познавательного содержания урока.( пример: письма барона Мюнхаузена).
Урок музыки ----- сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.
Примеры: Стихи Екатерины Дмитриевой
Цымбал Вероники( Педагогическое училище)
Николаевой Валерии ( Театральный университет)
Николаева Бориса
Ещё одна проблема: умеем ли мы читать детские художественные произведения?
Ведь наряду с высказываниями мастеров есть и детское, ученическое слово( в линии, цвете, форме и так далее).
Думал ли ребенок, когда рисовал о том, о чём мы размышляем при обсуждении? Мы читали жесты, знаки, читали интонацию их. А ребенок вряд ли думает об этом. Чаще всего творчество интуитивно. Очень часто бывает, что зрители , слушатели досказывают художнику его произведение. Этим и живо искусство: самораскрытием автора, но и самораскрытием зрителя.
Сейчас редко встречаются дети, которые видят ассоциации везде и повсюду, слышат музыку, и возникают поэтические, литературные ассоциации; видят рисунок – мгновенно рождается музыкальный образ. Поэтому часто даю такое задание : увидев в этих линиях кого-то или что-то, дорисовать, разукрасить ( исправлять линии нельзя). Зачем на уроке музыки это задание? Движение линии рождает образ, всё это переводится на музыкальный язык, так как с живописью музыку роднит пластика, жест. И здесь такое богатство ассоциаций, что дух захватывает от предвкушения творчества.
Каждое произведение обращено к человеку: от человека к человеку, от души к душе!
А разве не для этого существует искусство? Что такое музыка? Это разговор по душам о душе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как метод формирования ключевых компетенций
Методическая разработка по физике....

Доклад Проблемное обучение как метод формирования УУД действий
На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, ...

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики....

Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"
Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерност...