ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по физике (8, 9, 10, 11 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий  целенаправленного развития познавательных способностей школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretyakov._problemnoe_obuch._i_razv._pozn._int.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Н. ТРЕТЬЯКОВ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного развития познавательных способностей школьников.

Расширение познавательных возможностей учащихся происходит в процессе усложнения учебных и практических задач по предмету, которые выдвигаются перед ними в ходе обучения и воспитания и вызывают напряжение их умственных и физических сил.

Формирование познавательных интересов, вызывающих действие, является проблемный подход, новизна знаний, показ личной и общественной необходимости знаний, многообразие самостоятельной работы учащихся с творческим характером.

Широкое применение эксперимента в преподавании физики способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования. В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса физики. Проблемное обучение начинается с организации проблемных ситуаций.

Главный источник проблемных ситуаций – противоречия, которые возникают при изучении физики:

- между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;

- между ранее полученными знаниями и умениями;

- существующие в самой объективной реальности.

Проблемное обучение приводит к положительным результатам в развитии учащихся только тогда, когда его применяют систематически. Наша задача строить учебный процесс так, чтобы труд вознаграждался прочными знаниями учеников, их любовью к физике. Мы стараемся показывать крайнюю заинтересованность в изучаемой теме, в наблюдении опытов, их анализе, вместе с учащимися удивляемся полученному несоответствию, показываем свою озадаченность, побудив их к раскрытию тайны проблемы. Без этого эмоционального отношения учителя к изучаемому вопросу, проблемное обучение может и не состояться, ведь в его основе лежит способность удивляться. И тогда происходит улучшение морально-психологического климата обучения на уроках физики, учащиеся получают удовлетворение от полученных знаний, от возможности рассуждать, анализировать, обобщать.

В процессе развития мышления включаются процессы развития воображения, фантазии, которые способствуют развитию накопленного опыта, фактов, связей, зависимостей.

Обучение физике должно проводиться таким образом, что бы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы они развивали свои познавательные способности и творческие силы, овладевали технологией самостоятельной работы. Важно расположить ученика к осуществлению данной деятельности, данного учебного действия, к решению данной задачи, повысить его ответственность за качество знаний и усвоения умений.

Единый государственный экзамен по физике показал, что необходимо отслеживать качество знаний и умений по четырем видам деятельности:

- воспроизведение знаний;

- применение знаний и умений в знакомой ситуации;

- применение знаний и умений в изменённой ситуации;

- применение знаний и умений в новой ситуации.

Трудность усвоения знаний и умений зависит от качества содержательных связей между элементами знаний (репродуктивный, конструктивный, продуктивный). Выполнение заданий, например, по статике (механика) будет результативным, если учащиеся сумеют осуществить анализ задач, определить их тип. В соответствии с типом задачи ученики смогут выбрать способы её решения.

От одного типа задач возрастает их трудность, от других – увеличивается число связей между отдельными операциями. Чтобы определить характер этих связей, учащимся необходимо провести дополнительное исследование. Именно оно позволяет выбрать рациональный путь решения. Способ решения конкретной задачи зависит от того насколько ученик понимает связи между явлениями и процессами и их закономерностями. Чтобы ученику справиться с решением задачи, необходимо знание физических формул и умение ими пользоваться. Кроме того, любая формула даёт определенную информацию.

В физике есть не только расчётные, но и качественные задачи, которые побуждают ученика осмысливать тот или иной закон, объяснять наблюдаемое явление.

Многие типы задач решаются с использованием алгоритмов, что значительно облегчает работу по обучению учащихся. Очень полезно на период обучения какому-либо типу задач каждого ученика снабдить алгоритмом и образцом решения задач. Понятно, что в этом случае идёт речь о самых простых задачах.

В процессе обучения физике в средней школе учителя-практики постоянно сталкиваются с психологическими затруднениями учеников, существенно препятствующими усвоению материала и приобретению требуемых программой умений. Более половины учащихся отстают в понимании явлений, законов, в скорости усвоения теории и умении решать комплексные, усложнённые задачи.

В процессе учебных занятий по физике приходится учитывать все аспекты деятельности ученика, использовать технологию дифференцированного подхода, а если учесть, что учащиеся различны по своим способностям, потребностям и отношениям к учёбе: это малоспособные дети, педагогически запущенные, дети со средним уровнем развития, способные, продвинутые в развитии, одарённые, или талантливые, то работу приходится строить в группах в соответствии с уровнями развития, проводить с ними индивидуальную работу, помогать в их самостоятельной деятельности и заострять внимание на повторении темы.

Важным считаем строить занятия так, чтобы учащиеся не испытывали физической усталости и не теряли интереса к теоретическим вопросам физики, к решению и анализу задач различного уровня, чтобы учеба была нужной, привлекательной, значимой и ответственной.

Эффективность познания, желания учиться зависит от положительных мотивов, а это значит потребность и интерес в получении знаний по предмету.

Практика показала, что школьник побуждается к учению не одним, а рядом мотивов, среди них развиваются широкие социальные мотивы (хочу быть образованным, полезным обществу), познавательные (знать больше), мотивы общения (с ребятами весело) и моральные мотивы (стыдно отвечать плохо).

Формирование положительных мотивов учения происходит как в учебном, так и в воспитательном процессе. Здесь должны быть задействованы учителя-предметники, классные руководители, коллектив класса и все учителя, работающие в данном классе, только тогда можно добиться успеха в развитии познавательного интереса учащихся.

В проблеме обучения и развития познавательного интереса учащихся немаловажную роль играет дидактический контроль, который должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединенную с самоконтролем и быть необходимым и полезным прежде всего самому ученику. Важными принципами контроля успеваемости учащихся должны стать объективность, систематичность и гласность. Нельзя забывать и о том, контролировать, проверять и оценивать знания учащихся необходимо логически последовательно, а именно, предварительное выявление уровня знаний в начале учебного года, затем текущая проверка в процессе усвоения каждой изученной темы, следующая повторная проверка, которая должна быть тематической, затем периодическая проверка, функция которой систематизация и обобщение знаний и наконец, итоговая проверка – это учёт знаний, умений учащихся, приобретённых ими на всех этапах дидактического процесса.

Это поможет нам решить проблему познавательного интереса учащихся и помочь им самокритично оценить свои возможности в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...