Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
материал

Игракова Евгения Юрьевна

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:






Программа

 «Личный вклад педагога в совершенствование

методов обучения и воспитания»







Автор: Игракова Евгения Юрьевна, учитель математики МБОУ СОШ №8 г. Вязьмы Смоленской области





Введение

        В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        Современные ученики должны :
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,

- умело применять знания на практике,

- самостоятельно критически мыслить,

- уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

                Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

        Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

        Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

        Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.

         Поэтому, передо мной как перед педагогом встаёт ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс обучения, чтобы дети активно включались в работу? Какие приёмы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей? Как сформировать интерес к предмету у ребёнка?

Приём активизации познавательной деятельности.

        Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

        Чаще всего я использую следующие ситуации, имеющие   активизирующий эффект:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
    Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения

        Оно заключается в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации и поиске решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.

Результаты использования мною технологии являются:

-активная самостоятельная деятельность обучающихся;

-повышение интереса к урокам математики;

-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Технологии ИКТ

        Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков.

Результаты:

-развитие различных видов мышления;

-углубление межпредметных связей;

-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

- обогащение содержания изучаемого материала.

Здоровьесберегающие технологии.

        Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.

 Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха

        С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.

Мониторинг интеллектуального развития

        Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости, независимая оценка качества образования.

        Воспитательные технологии -реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития);

-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения

обобщения);

        В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

  • Игровые технологии;
  • Проблемное обучение;
  • Технология коммуникативного обучения.

Проектные методы обучения.

         В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.

Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

результат использования технологий

Активизация познавательной деятельности

Активное использование

Формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности .

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Исследовательские методы обучения

Методические приёмы

Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения;

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

- Создание и грамотное оформление творческих работ.

- подготовка презентаций,

- участие в сообществах по интересам,

- участие в онлайн конкурсах,

Проектные методы обучения

Методические приёмы

Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

        Для качественного использования методов и приемов мною пройдены курсы повышения квалификации по темам:

1. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Профессиональная компетентность учителя информатики в условиях введения ФГОС» №12534 от 24.03.2015

2. Повышение квалификации в ООО «Центр развития педагогики» 7827 00306248 №00 012605 от 04.04.2019 «Современные подходы к преподаванию математики в условиях реализации ФГОС НОО» (72 часа)

3. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Экспертиза экзаменационных работ ОГЭ 2018 обучающихся математике» №46092 от 23.04.2018.
4. Семинар НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Реализация ФГОС в образовательном учреждении посредством внедрения здоровьесберегающих технологий» - 2015 год.

5. Городской семинар «Организация бесконфликтного образовательного пространства в общеобразовательной школе» - 2017 год

6. Вебинар «Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе», издательство «Просвещение» - 2015 год.

7. Вебинар «Концепция обучения геометрии в 10-11 классах, реализованная в учебниках И.М. Смирновой, В.А. Смирнова», издательство «Мнемозина» - 2019 год.

8. «Ресурсы для подготовки к итоговой аттестации по математике», корпорация «Российский учебник», 2019 год.

9. Мединар «Знанио» «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога», № МН-10111865/75, 03.03.2019.

Изучена литература:

1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна,

2. «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников,

3. «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы.

Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера, Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.

Работаю над темой самообразования:

«Использование ИКТ на уроках математики» 

Заключение

        Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература.

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
  2. Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ruevents/284.html
  3. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.

Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре родного края с использованием краеведческого материала...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Сегодня  всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую инфор...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Программа«Личный вклад педагога в совершенствованиеметодов обучения и воспитания»...

Программа Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания на уроках географии

Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и ...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы ФГОС.Цель моей педагогической деяте...