Примеры разнообразия духовной православной хоровой музыки
статья по музыке (8 класс)
дпя работы молодому учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_raznoobraziya_duhovnoy_pravoslavnoy_horovoy_muzyki.docx | 16.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Примеры разнообразия духовной православной хоровой музыки
Духовная православная хоровая музыка очень разнообразна. Она имеет свою эстетику и теорию композиции, свои жанры, отличные от светской музыки. Отец П. Флоренский считал, что «церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое». В этой всечеловечности лежит нравственное, духовное, художественное богатство, которое надо открыть нашим детям. Основные церковные службы – всенощная и литургия. Рассмотрим разнообразие музыки на примерах некоторых хоров этих служб.
Сравним, например, разные варианты – обиходные и концертные – четырёх основных хоров всенощной. В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотря на скупость выразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный, чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душе моя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взял старинный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древних песнопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и при этом «выписан» в музыке более детально, с тонкими нюансами динамики и темпа.
«Свете тихий» - как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распева проникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает суть происходящего – погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатного света. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фоне других голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок. «Свете тихий» из «Всенощной» Рахманинова основан на киевском распеве, но другой вариант, чем в первом примере: тихое, словно зачарованное звучание, в довольно медленном темпе. Создается образ благоговейный и умиротворенный. Музыка будто излучает небесный свет. В этом замечательном лирическом номере «Всенощной» Рахманинова, несомненно, сказались черты народных протяжных песен.
Три хора «Богородице Дево, радуйся» - греческого распева в обработке А. Архангельского, из «Всенощной» Рахманинова и музыки Г. Свиридова к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» (А.К. Толстой) можно сравнить с тремя иконами Богоматери. Греческий распев напоминает плоскостное изображение на древних иконах. Хор звучит сдержанно, спокойно, ощущается особый дух старинных песнопений. Мерное движение ритма, мелодия развивается в узком диапазоне по соседним ступеням. Создается образ значительный, даже величественный. Хор Рахманинова напоминает более поздние иконы 18-19 веков, с детально выписанным образом Богоматери, поражающим разнообразием и богатством красок. Музыка близка к народным лирическим песням. Необыкновенно красивый поэтичный хор решен в приглушенных пастельных тонах. «Богородице Дево» Свиридова, вероятно, можно сравнить со стилизацией под старинные монументальные фрески. Композитор воспроизводит дух и особенности старинных церковных песнопений. Хор исполняется только мужским составом.
«Хвалите имя Господне» - строгий обиходный распев Придворно-певческой капеллы – поражает сдержанно-торжественным звучанием, даже аскетичным. В музыке большая степень обобщенности, объективности. Рахманинов на этот канонический текст создает сложный развернутый хор, основанный на противопоставлении двух основных групп. Сначала тихо вступают сопрано и тенора, а затем те же слова «Хвалите имя Господне» громко пропевают альты и басы. Этот знаменный распев Рахманинова поется в ремарке, «ярко, с твердым, бодрым ритмом». Благодаря контрастному противопоставлению создается ощущение перспективы, как бы поющего вдалеке и вблизи народа. Этот эффект сохраняется на протяжении всего хора.
Рассмотрим также несколько хоров из третьей, самой важной части литургии – литургии верных (уже принявших крещение).
«Херувимская» является лирическим центром литургии. Возвышенное, умиротворенное звучание музыки первой части обычно в медленном темпе заканчивается возгласом «Аминь», и далее начинается вторая часть – ликующая. Содержание и характер текста уже предопределяет характер и образ музыки, в которой выражено восхищение перед миром высшей красоты, гармонии. Благодаря медленному темпу первой части происходит как бы ощущение остановки действия. Среди большого количества «Херувимских» можно найти и интонационно очень близких. В основе симоновского песнопения, популярного в обиходе, лежит широкая лирическая мелодия, напоминающая народные лирические песни. В ней привлекает открытость, непосредственность, задушевность. Особым внутренним светом пронизана «Херувимская» Бортнянского - гениальнейшее его творение. Эта музыка лучезарная и сияющая, но при этом сохраняющая внутреннюю собранность и строгость. В «Херувимской» Чайковского голоса вступают постепенно, выстраиваясь в словно застывшие и оцепеневшие созвучия. Первая часть отличается напряженнейшим лиризмом и одухотворенностью. Лишь изредка умиротворенное звучание нарушается яркими вспышками кульминаций и снова возвращается к ровному, спокойному, созерцательному образу.
«Верую» - как правило, эта часть в стиле речитатива, что связано с особым смыслом – клятвой веры. Обычно мажорная, открытая, светлая тональность. Ритмическая свобода. Ритм определяется чтением текста нараспев. «Верую» Бортнянского – наиболее простой хор, обиходный. Это сугубо хоровая речитация, без распевов, построена на характерных церковных гармонических оборотах. «Верую» Гречанинова написано для солиста-альта и четырехголосного хора. Хор распевает только одно слово «верую», которое несколько раз повторяется в разных гармонических и мелодических вариантах. На фоне медленно, спокойно сменяющихся гармоний звучит соло альта. Это буквально чтение на двух звуках, лишь изредка, в конце фраз происходит понижение или повышение мелодии. Тихое молитвенное пение, только вначале и в конце хор громко и торжественно пропевает: «Верую» и «Аминь».
Сравнение и других хоров, созданных разными авторами, позволяет сделать вывод о красоте, многозвучии и многообразности церковной музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»
Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.
Необходимо возрождать в современном обществе образцы музыкального фольклора и музыкальные традиции духовной хоровой музыки в современном мире....