Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.
статья по музыке на тему
Необходимо возрождать в современном обществе образцы музыкального фольклора и музыкальные традиции духовной хоровой музыки в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов. | 36.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является опасность утраты нравственных ориентиров, угроза духовного оскудения личности. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения, поэтому сегодня особенно важно обратиться к традиционной культуре нашей страны, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать молодежи те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, к его музыкальному и поэтическому фольклору. Необходимо помнить, что отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе, ведёт к бездуховности и отсутствию моральных принципов подрастающего поколения, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества. Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.». Великий русский педагог Василий Сухомлинский говорил о том, «что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания».
Русская духовная музыка- это целый пласт русской православной культуры, несколько забытый в советское время. В данный момент, в современном мире, происходит возрождение духовных ценностей и традиционной обрядовой культуры прошлого. Особенно важно возрождать и знать православные обряды русской православной церкви, семейные ценности и особенности происхождения православной музыкальной культуры. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал: «Древнерусское церковное пение есть, несомненно одно из глубочайших произведений нашего народного творчества».
Творчество отечественных композиторов всегда оставалось достоянием сравнительно узкого круга современников. Единственной сферой музыки, к которой были приобщены всё без исключения сословия, каждый человек в отдельности, была музыка, звучавшая в церкви, в православном храме - хоровая, без инструментального сопровождения.
Сочинения Чайковского - Литургия Святого Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881), Девять Духовно-музыкальных сочинений и хор "Ангел вопияше" - открыли новую эпоху в истории русского церковного пения. Потребность в национальном музыкальном самосознании сказалась в первую очередь. Вероятно, не случайно в тот же период к духовно-музыкальному творчеству обратились М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков.
Великий русский композитор П.Чайковский писал: «В душу мою все больше и больше приникает свет веры, я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел". Живым и реальным был для композитора образ Христа: "Хотя Он был Бог, но в тоже время и человек, Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нём его идеальные человеческие стороны». Композитор стремился "сохранить во всей неприкосновенности древние напевы", хотел вернуть богослужебное пение к его исконным истокам, "возвратить нашей церкви её собственность".
Литургия Святого Иоанна Златоуста, а потом и другие духовные сочинения Чайковского, стали исполняться и вне храма в концертах. Русскую духовную музыку православную музыку храма писали С.В.Рахманиновым, В.Кастальским, десятками других авторов, возрожденной в России уже в наши дни.
В десятом веке происходит важное событие для русского народа –Крещение Руси (в 988). Киевский князь Владимир (Красно Солнышко), по примеру своей Бабушки княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога –Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Послы, посланные Владимиром в разные страны послы свой восторг провозгласили в летописях. Красота богослужения, увиденного ими в Греции, входивший в состав Византии, потрясла их.
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Отличительной чертой русской православной музыки является пение без музыкального сопровождения a capella.
В восемнадцатом веке одним из самых известных композиторов, который писал духовные хоровые концерты был Максим Сазонтович Березовский (1745-1777), он прожил короткую жизнь всего тридцать два года, музыкальные творения этого замечательного русского композитора 18 века, долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки. Музыкально одаренный ребенок был привезен в Петербург из городка Глухова на Украине. В Глухове на Украине воспитывались музыканты для работы при дворе российских императоров. Всесторонее дарование позволяло М.Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах, сочинять музыку. Получив высшее образование в Киевской академии, где начал писать собственные произведения, в 1758 году за исключительные вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича, «Хор государевых певчих дьяков». Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счет на учебу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива и оркестра. Болонскую Академию прославили русские композиторы – М.Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстегней Фомин и тд. Судьбы Березовского и Бортнянского неразрывно связаны с первым русским хором «государев певчих дьяков» - Придворной Певческой капеллой. Современные исследователи относят образование хора к с1479 году, когда происходило освящение Успенского собора Московского Кремля.Музыку М.Березовского незаслуженного забытого композитора – его многочисленные духовные концерты, а также оперные и инструментальные сочинения открыли слушатели через много лет после его кончины. Духовный концерт М.Березовского «Не отвержи меня во время старости» - -одно из самых значительных произведений этого жанра. Немногочисленные биографические сведения, дошедшие до наших дней, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, композитору оказывали внимание при царском дворе. Концерт «Не отвержи меня во время старости» написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого завета». Его современный перевод: «Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря»: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего» Боже! Не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне (звучит концерт М.Березовского «Не отвержи меня во время старости»)
Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Особенно широко известен его концерт «Не отвержи мене во время старости». Большинство произведений Березовского сохранилась в рукописях. Были изданы только отдельные композиции, которые, собственно, и принесли ему мировую славу.
С возвращением на Родину композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его духовная музыка была не нужна: стиль композитора считали устаревшим. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и скончался 22 марта (2 апреля) 1777 года. Есть версия, что композитор покончил жил самоубийством.
В 80-е годы XIX века к сочинению духовной музыки обращаются Н. Римский-Корсаков и П. Чайковский. Их поиски приводят к возникновению в начале XX века так называемого «нового направления» в русской духовной музыке, к которому принадлежит творчество П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Кастальского и вершиной которого стало творчество С. Рахманинова. (С.В.Рахманинов. Духовная музыка.)
Конец XIX – начало XX вв. стали для России временем великих исторических испытаний, – происходит необыкновенный рост национального самосознания, поиски русской идеи, обостряется интерес к старине, к древнерусскому искусству, которое А. Блок назвал «новым русским возрождением».
Рахманинов родился в музыкальной семье, музыкальные способности передались ему от родителей “За другие сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку”, — вспоминал Сергей Рахманинов, которая была женщиной религиозной регулярно посещала церковные службы и брала внука с собой. Обладая великим талантом композитора, Рахманинов был прекрасным дирижером, талантливым композитором, виртуозным пианистом. Он был переведен из Петербургской консерватории в Московскую где проявлял выдающиеся музыкальные способности, которые были отмечены великими людьми двадцатого столетия П.Чайковским, С.Танеевым, Ф.И.Шаляпиным. Рахманинов закончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Его дипломной работой была опера «Алеко», написанная на сюжет произведений А.С.Пушкина. Его современник И. Гофман: «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках золото в сердце…. Я не только преклонялся перед великим артистом, но и любил в нем человека». Музыка его произведений отличается напевностью, проникновенностью, мелодичностью, глубоким лиризмом, удивительной изобразительностью, глубокой эмоциональностью и высокой художественной одухотворенностью: «Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная цель композитора» (С.В.Рахманинов),
Особенно Сергею запомнился перезвон далекого Новгородского Софийского собора. Он на всю жизнь сохранился в памяти композитора “Звонари были артистами, — писал он позже, — четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано... — мне вновь запел колокол Софийского собора”. Его друг, композитор А.Ф. Гедике, писал в воспоминаниях о С. Рахманинове: «Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и уезжал в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные, суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление».
В своем творчестве Сергей Рахманинов обратился к духовной музыке в 1910 году, создав музыку к Литургии св. Иоанна Златоуста. Литургия Рахманинова – явление неординарное. Древнерусское искусство, ожившее в музыке московской школы синодального училища, оказало на Рахманинова огромное влияние. Для своего хорового сочинения Рахманинов отобрал тексты 20 песнопений, каждое из которых отличалось одухотворенным своеобразием. В «Литургии» Рахманинов не обращался к подлинно знаменным или другим древнерусским распевам. Многие части «Литургии» проникнуты теплым лиризмом, это и «Иже херувимы», «Тебе поем». При этом композитор никогда не нарушает строгой простоты богослужебного чина.
Литургия С.В. Рахманинова была впервые исполнена в 1910 году, в зале Синодального училища. Повторные исполнения проходили в Большом зале Консерватории. И все же сочинение вызвало в свое время много критических замечаний. Рахманинова упрекали в нарушении традиций и «нецерковном» характере «Литургии». Отмечалась также и излишняя эмоциональность, которую местами привнес композитор в свою музыку. В ряде случаев композитор опирается на практику антифонного клиросного пения, добиваясь полнозвучной красоты хоровой фактуры. Сильное впечатление оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминационных точка развития композиции (Звучит Фрагмент Единородный сыне из «Литургии Св.Иоанна Златоуста». А спустя пять лет он завершил величайшее из своих творений — Всенощное бдение, написанное на темы древних песнопений знаменного распева. Для “Свете тихий” взята в основу мелодия Киевского распева.
Всенощное бдение посвящено памяти Степана Васильевича Смоленского (1848—1909) — исследователя и знатока церковного пения, профессора Московской консерватории, управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. В музыке к «Всенощному бдению» С.В. Рахманинова тесно переплетены лирико-эпическое и философско-религиозное, глубоко личностное и всечеловеческое, соборное начала. Нечто наивысшее прекрасное, совершенное предстает во «Всенощном бдении». Всенощная – это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню. Воскресная служба занимает исключительное место в церковной жизни. «Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю».
«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915 года). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучали как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В это же время Рахманинов дал немало благотворительных концертов в пользу пострадавших на фронте. В мелодиях напевах Всенощной оживают детские впечатления композитора от колокольных звонах новгородского софийского собора, подобно хоралам музыка всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.
Литургическое слово и музыка составляют целостную ткань произведения, где все средства музыкальной выразительности направлены на передачу и углубление литургического смысла. Это произведение написано для двенадцатиголосного смешанного хора, партитура чрезвычайно сложна в вокально- хоровом отношении и требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. (фрагмент из «Всенощного бдения»).
Близость к церковной традиции обнаруживается в выборе способов изложения – часто С. Рахманинов использует антифонный (пение на два лика) принцип изложения, колокольный двузвон, проявляющийся в приемах звукоизобразительности, имитирующих колокольный звон в «Шестопсалмии», которым начинается утреня. Хоровые духовные произведения С. Рахманинова – ценнейший вклад в русскую духовную музыку. Это произведение выходит далеко за рамки церковной музыки принадлежащий одновременно искусству духовному и светскому.
Во «Всенощном бдении» С. Рахманинова сплетены в неразрывное целое древние пласты церковной и народно-песенной культуры. Древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника. Гений композитора открыл скрытую в древних напевах бесконечную глубину содержания, духовных смыслов и символов, эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряженностью драматургического развития. Глубина личного религиозного чувства, преклонение и восхищение величием Творца, молитвенная просветленность и глубокое покаяние, сосредоточенное размышление и призыв к единению во имя мира всему миру – вот содержание и гуманистический пафос «Всенощного бдения» С. Рахманинова.
Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный образ Родины так можно определить идею «Всенощной». Из 15 песней цикла десять написаны на подлинные обиходные распевы: знаменный, греческий, киевский. Другие пять являющиеся оригинальными сочинениями, по словам С.Рахманинова, «сознательно подделывались под Обиход». В первых семи номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность. Исключение составляют «Приидите и поклонимся» (№1) - своеобразный эпиграф приглашение, звущащий торжественно и строго, как вступление к действию.
Песнопение «Ныне отпущающе» (№5) подобно умиротворённой колыбельной. Знакомый вам хор «Богородице Дева радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни». Проникнутые светлым настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции.
Активно, утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне». Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.
Но «Всенощная «создана» для храма, а этот храм по словам известного дирижера Чернушенко, - вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности к земле своей». (фрагмент из «Всенощного бдения»)
Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве. В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны).
Успех синодального хора, безусловно, был связан с именем близкого друга Рахманинова, дирижера Николая Данилина.
Синодальное училище, наряду с петербургской Придворной капеллой, было одним из центров профессиональной певческой культуры. Училище выпускало отлично подготовленных регентов для всей России, а его хор уверенно завоевывал положение лучшего в мире.
Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. С Рахманиновым их связывали дружеские отношения, он с Николаем Данилиным и при создании хоровой партитуры “Всенощной”. Сочинение вызвало восторженную реакцию публики, услышавшей в нем отклик на события первой мировой войны, напоминание о высоком нравственном предназначении человека, о его долге перед людьми м Богом. В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища — там, где проходили все репетиции. Рахманинов вместе с со многими представители творческой интеллигентности не принял Октябрьскую революцию и вместе с семьей эмигрировал из России. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Он считал, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию.
“Я — русский композитор, — писал Рахманинов, — и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, — это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце”. В 42-ом году Рахманинов дал серию благотворительных концертов (Детройте), которые имели оглушительный успех, сборы с которых пошли на нужды Красной армии. Этот факт еще раз подтверждает, что этот великий композитор был настоящим патриотом своей Родины, оставив нам богатое духовное музыкальное наследие, в котором тема Родины тема России является главной. 28 марта 43 года после тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз. После 1917 года это произведение долгие годы не исполнялось, одной из первых запрещенную русскую духовную музыку включила в свои концертные выступления капелла под управлением Юрлова. 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Это произведение стали ежегодно исполнять в полном объеме в московском храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, хором под управлением известного регента Николая Матвеева. Сегодня Литургия и Всенощная Рахманинова исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице Дево, радуйся”. Н.Ф. Бунаков отмечал, «что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей».
В.Сухомлинский писал: «Только тому суждено подняться на вершину нравственной красоты, у кого от пути к этой вершине остается что-то безмерно дорогое, созданное собственными руками; кто своим трудом и потом создал красоту маленького уголка родной земли, и в этой красоте, как в волшебном зеркале, перед ним открылась вся родная земля, вся наша великая и прекрасная Родина. Мне хочется сказать человеку, стоящему на пороге жизни: пусть всегда живет в твоем сердце самое дорогое! Пусть войдет в твое сердце Родная земля!»
Зная колоссальный потенциал воздействия музыки на подсознание ребенка, учитель в своей деятельности должен тонко и умело использовать все функциональные возможности искусства, раскрывать воспитательное, познавательное и коммуникативное назначение музыки. Миссия-это служение, в основе профессии учителя музыки лежит любовь к детям, которая является проводником к высокому искусству.
Музыка делает человека чище, добрее и благороднее, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Участие музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Благотворное воздействие на душу человека средствами искусства, помогает сформировать морально - сильную личность, способную преодолевать трудности, сохраняя при этом состояние внутреннего покоя и чувства уверенности в себе. В руках у учителя музыки - фортепиано, - это огромный ресурс воспитания подрастающего поколения.
Знакомство детей с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов и с их великими произведениями, принадлежащими золотому фонду не только нашей страны, но и других стран мира, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его духовного мира. Использование на уроках различных видов музыкальной деятельности, помогает формированию творческих способностей детей. Современный учитель музыки должен расширять возможности предмета применять в педагогической деятельности различные формы работы: игровую, лекционную, метод компьютерной графики и музейной педагогики. В руках у учителя музыки фортепиано это - огромный воспитательный ресурс.
Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский писал, что «... Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление». Хоровое пение детей - одно из главных средств, школьного музыкального воспитания, продолжение хоровой работы, проводимой на уроках. Поэтому К.Ушинский сказал буквально следующее: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед». Хоровое пение способствует развитию не только творческих способностей и вокально-хоровых навыков, но прежде всего, способствует формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения.
Очень важно формировать в детях уважения к ценностям культуры своей страны, это и есть путь к воспитанию патриотизма, так как человек всегда ценит то, что ему близко и знакомо ему с детства. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».
Сегодня много говорят о духовном возрождении России. Одной из действенных форм реализации этого направления является изучение народного художественного творчества в современной школе. Дисциплины связаны с предметами искусства, в системе современного образования, к сожалению, имеют второстепенное значение, но на самом деле именно они оказывают мощное воспитательное воздействие на гармоническое развитие личности и на формирование духовных ценностей подрастающего поколения. Поэтому я считаю, что нужно в своей работе объединять урочную и внеурочную деятельность, с целью расширения возможностей предмета, с целью успешной реализации музыкальной деятельности и изучения традиций музыкального фольклора.
Список литературы:
1.Перепелицын П.Д. Богослужебное пение Православной Церкви. Сказание летописей о начале церковного пения в России. (17{Хрестоматия}).
2.Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная Энциклопедия: В 25-ти тт./ Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алекcия II. Том «Русская Православная Церковь». – М., 2000, с. 599–610.
3.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.
4. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999. - 320с.
5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989. -238с.
6.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос, 2003г.-. 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»
Тема урока: Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная: познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...
Влияние творчества А.Л.Веделя на развитие русской духовной музыки
Краткий обзор творчества композитора, значение церкви в музыкальной культуре, краткая аннотация произведения "Покаяния отверзи ми двери"А.Л.Веделя....
Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...
Статья "Духовность в музыке", презентация к духовности. Открытый урок "Композитор - имя ему народ".
....
урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков
урок музыки в 4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...
Значимая роль симфонической музыки в творчестве композиторов
Значимая роль симфонической музыки в творчестве композиторов...
Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."
Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....