Технологическая карта урока музыки в 6 классе
план-конспект урока по музыке (6 класс)
«Мелодия - душа музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kornilova_tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_v_6_klasse.doc | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока музыки в 6 классе
«Мелодия - душа музыки»
Подготовила
учитель музыки
Корнилова Л.В.
Технологическая карта урока
Предмет_________музыка_______________________________________________________________________________________________
Класс _____6_____________________________________________________________________________________________________
Тема урока: «Мелодия-душа музыки»________________________________________________________________
Тип урока: комбинированный____________________________________________________________________________________
Планируемые результаты обучения:
Личностные: развивать стремление к речевому самосовершенствованию, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития _________________________________
Предметные: учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
________________________________________
Метапредметные: развивать способность к сопереживанию; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки; устанавливать рабочие взаимоотношения; выражать свои мысли, идеи; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми
Техники и технологии _____________________________________________________________________________________________
Ресурс (наглядные пособия, ИКТ) Презентации в POWER POINT
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся. | Творческий настрой на урок | Повышение мотивации к учебно-творческому процессу | Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Устные ответы | |
2. Этап актуализациии и пробного учебного действия | Введение в тему урока. Способна ли музыка затрагивать тончайшие струны человеческой души? (на примере музыки П.Чайковского). Тысячи лет существует музыка на земле. А люди пытаются ответить на вечный вопрос: как музыка влияет на людей. Каждый человек воспринимает музыку по-своему. Одни понимают только развлекательную музыку отдыха, другие - глубоко понимают классическую. Нужна ли людям музыка отдыха или музыка души. Может стоит отказаться от какой-нибудь из них. Но нет. Любая музыка необходима людям. Под одну они размышляют, развивают свою фантазию, сопереживают ей, расширяя свои душевные возможности. А под другую - они отдыхают, танцуют, поют. Музыка волнует и трогает нас. К ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но животные, и даже растения. Именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном. Музыка зарождается в душе и проникает в душу другого человека. Может ли музыка рождаться отдельно от человека? И выясняем, что раз музыка зарождается в душе, то никак не может быть отдельно от человека. Музыка всегда несёт в себе частицу души человека. Какие чувства вызывает эта музыка? Где зародились эти чувства? Музыка способна пробуждать всё лучшее, что есть в человеке - стремление к красоте, любви и созиданию. | Осмысление и поиск ответов на вопросы учителя, восприятие визуальной информации | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном отношении к музыке, сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств | Выполнять учебные действия в качестве слушателя; планирование своих действий, | Учитывать позицию собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение задавать вопросы, | Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия | Устные ответы |
3. Этап включения новых знаний и повторе | Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia», «meloc»). Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд со словами). Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — звуки природы и народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства. Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Учитель: Зачем нам надо учиться слушать и вслушиваться в мелодию? Обратите внимание на построение своих размышлений: “Главный герой — Мелодия”. Мелодия всецело принадлежит музыке. С мелодии начинается сама музыка. Первая пропетая мелодия запоминается человеку на всю жизнь. Первая музыка в жизни человека — это первая услышанная, первая пропетая мелодия. В мелодии отражена человеческая душа. Мелодии бывают разные: то светлые, то тревожные. В мелодиях звучат человеческие надежды и радость. В мелодиях звучат печали и тревоги. Мелодия помогает размышлять человеку. Учитель: Зачем нам надо вслушиваться в мелодию? Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучания образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор. Учитель: Чему нас может научить мелодия? Учитель: Как мелодия воздействует на человека? Слушая волнующую мелодию, хочется закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам. Чем же объясняется воздействие мелодии? Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала пению птиц, человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова? Мелодия выражает душу человека. Сначала мелодия принадлежала голосу человека. Мелодия выражает то, что бессильны выразить слова. П. Чайковский создал много прекрасных мелодий. П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное. Его творения помогают нам лучше понять родную природу и душу человека. | Знакомятся с произведениями П.И. Чайковского, отвечают на вопросы учителя Слушание нескольких мелодий Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного. Слушание «Звуки природы». Дети рассуждают о прослушанном фрагменте. Слушание «Осенняя песня» из цикла «Времена года», Просмотр фильма. Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного. Дети рассуждают о прослушанном фрагменте. Дети рассказывают о творчестве П.И.Чайковского. | Наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение | Уметь проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями) | Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки | Учет разных мнений учет разных мнений, координирование разных позиций | |
Устные ответы | |||||||
4.Раскрытие темы Слушание П.И.Чайковский «Осенняя песня» | Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую Лира Музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека. Поэтому лирикой называют поэтические произведения, раскрывающий внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирические произведения – это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора. Необыкновенно лиричными мелодиями наполнена музыка русского композитора П.И.Чайковского. Прежде всего, это образы русской природы и чувства, вызываемые её красотой. Лирические образы русской природы являются основой многих его произведений. Петр Ильич Чайковский очень любил свою родину и родную природу. Однажды он сказал: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!» Беседа с ребятами о природе и любви к ней. | Слушание и анализ музыкального произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня» Исполнение песни «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова) | Наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение | Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской хоровой деятельности | Осознание и произвольное построение речевого высказывания | Исполнение песни | |
5. Физкультминутка | Выполняют ритмичные движения под музыку | ||||||
6. Этап включения новых знаний и повторений. Слушание Ф.Шуберт «Серенада» В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Проверка домашнего задания. Исполнение песни «Дорогою добра» | Серенада – песня, исполненная для возлюбленной в вечернее время под её окном. Истоком серенады является вечерняя песня трубадуров. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода серенада вошла в оперу вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вокальной музыки. Ф.Шуберт. «Серенада» Вопросы: • Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано) • Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу) • Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости) • В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер… «Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной). Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка. Вопросы: • Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи) • Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке) Сегодня мы поговорим об очень хорошем качестве, которое должно быть у каждого человека. Добро - это все хорошее и полезное. Добро - это добрые поступки человека. Добру нужно учиться. Когда вы делаете добро людям, на душе у вас становится легко и свободно ... счастье переполняет вас ... вам хочется улыбаться. Вам нравится в роще, нравится голубое небо, игривые лучики солнышка, пение птиц, аромат травы и цветов, журчание воды - все это наполняет вас добротой и любовью. | Дети рассказывают о серенаде. Слушание и анализ фрагмента произведения Ф.Шуберта «Серенада» Дети рассуждают о прослушанном фрагменте. Узнают музыку, озвучивают название. Исполняют песню «Дорогою добра» (слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова) | Повышение мотивации к учебно-творческому процессу Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской хоровой деятельности | Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
Исполнение песни. Устные ответы | |||||||
7. Разучивание песни В.Локтева «Песня о России». | Созвучна теме сегодняшнего урока и песня современного композитора В.Локтева «Песня о России». Послушайте её и ответьте на вопрос: «Какой характер у этой песни? Какие чувства передаёт композитор в мелодии этой песни?» Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться. Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику, распевание. Вокально-хоровая работа над песней «Песня о России». | Дети слушают песню и отвечают на вопросы. | Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской хоровой деятельности | Исполнение песни. Устные ответы | |||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Итак, ребята, мы сегодня выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему? Учитель организует рефлексию по типу «вопрос - ответ» | Отвечают на вопросы учителя, делают вывод по итогам урока. Дети: Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека. Делают самооценку. | Самооценка на основе критерия успешности | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | |||
9. Контроль и оценка | Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. | Осмысленно воспринимают оценивание. Воспринимают рекомендации учителя. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы | |||
10. Домашнее задание | Поделиться впечатлениями об уроке с родителями. Привести примеры мелодий мажорного и минорного лада В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 4 класс
"За Русь мы все стеной стоим..." М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"...
Технологическая карта урока музыки. 1 класс.
Данная технологическая карта помогает правильному планированию урока музыки в 1 классе....
Композитор и время. А.Скрябин. Технологическая карта урока музыки. 6 класс.
Технологическая карта урока музыки в 6 классе по программе Д.Б.Кабалевского. класс, 2 четверть. Отражение в музыке А.Н. Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи....
Технологическая карта урока музыки 1 класс
тема урока "Художник, поэт, композитор"...
технологическая карта урока музыки 2 класс
Симфоническая сказка "Петя и волк"...
Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж"
Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж" содержит подробное описание урока в контексте требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....