Технологические карты к урокам в начальной школе.
методическая разработка по музыке

Головоченко Снежанна Анатольевна

Технологические карты для уроков музыки в 1 классе по ФГОС программа Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_razygray_pesnyu.doc42 КБ
Файл 1kl.fortepiano.docx30.67 КБ
Файл 1kl.horovod_muz.docx77.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по программе Е.Д.Критской «Разыграй песню» с применением системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Жанр: тематический с элементами интеграции

Вид: урок-прогулка

Цель: формирование деятельностных способностей обучающихся в процессе работы над исполнительским планом вокального сочинения

Композиция урока: синтез эмоционально-образной драматургии и системно- деятельностного подхода

Методы: проблемно-поисковый метод, элементы арт-педагогики, метод визуализации, метод погружения, соучастия, интеграция в образовательную область «Окружающий мир»

Этапы урока

Содержание

этапов

Формирование УУД

Задача

Увертюра

1.Музыкальное приветствие.

«Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас!

Здравствуйте, учитель, любит музыку наш класс!»

2.Эмоциональный настрой на встречу с искусством.

3.Мотивирование к учебной деятельности  (игра

« Просыпайтесь, глазки!»)

Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.

Настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.

Экспозиция

1.Беседа об изменениях в окружающей природе, её красоте. Исполнение  первого  куплета песенки «Снежинки спускаются с неба» с движениями.

2.Приглашение в зимний лес: приобщение к слушанию серьёзной классической музыки в игровой форме.

3.Проблемный вопрос: кто на портрете? Поиск решения. Опережающее  введение  нового понятия «композитор»         (выход в зону ближайшего развития)

4.Прикосновение к звукам живой природы (у природы есть свои композиторы, кто они?): слушание звуков зимнего леса, беседа в опоре на субъективный опыт детей.

5. А кого ещё мы можем встретить в зимнем лесу, нам поможет узнать игра «Музыкальная угадай-ка» (пластическое интонирование с элементами театрализации)

Познавательные УУД:

формирование  логических умений детей  в опоре на их субъективный опыт.

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к родной природе.

Вывести детей на проблему урока, используя межпредметные связи, интегрированное восприятие музыкальных произведений.

Разработка

1.Ребята, а чем занимаются звери зимой в лесу? ( На этот вопрос нам ответит песенка).

2.Исполнение песни «Почему медведь зимой спит?» учителем. Как бы вы назвали эту песенку?  С каким настроением исполнялась песня?

Беседа по содержанию и интонационному развитию  песни в опоре на анимационный фильм.

3.Артикуляционная гимнастика. Распевание. («Зимний лес, зимний лес полон сказок и чудес!» «Снег порхает, снег кружится,

 Снег снежинками ложится…»

 4.Работа над исполнением песни с  движениями.

Введение опережающего понятия «пауза» - выход в зону ближайшего развития

5.Работа с учебником - тетрадью.

Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Познавательные УУД:

обучение работе с учебником-тетрадью.

1.Разработать исполнительский план песни в опоре на разные способы слушания и восприятия музыки: метод визуализации, пластического интонирования, эмоционально-образной драматургии, сопереживания.

Реприза

Диалог с  классом:

Где мы сегодня были?

Какие звуки  природы мы слышали?

Кто  по профессии П.И.Чайковский?

Какой лесной житель стал главным героем происшествия  и песенки? (показать движениями)

Это серьёзная песенка или шуточная?

А как мы исполняли песенку, с какой интонацией? Это зависело от того, что происходило с героями?

Общеучебные и  познавательные УУД:

обучение осознанному  и произвольному построению высказывания в устной форме.

Сделать обобщение, выводы, высказать свои оценочные суждения в процессе закрепления  материала урока.

Кода

Повторение песни с движениями.

Обсуждение домашнего задания: какие варианты предложат дети?

Рефлексия:

Вам понравился урок?

Что было самое интересное?

Где мы можем исполнить песенку, если с помощью родителей запомним слова?

Значит, у нас есть, к чему стремиться? С каждым уроком музыка будет открывать нам свой волшебный мир.

Личностные УУД: формирование интереса к учению.

1.Предложить осознанный выбор домашнего задания.

2.Провести рефлексию «приращения» образовательного ресурса, полученного на уроке; рефлексию области применения знаний и умений; рефлексию психологической комфортности.  

Послезвучие

Выберите  нотки на память об этом уроке, где они могут нам пригодиться? (как закладки для рабочих тетрадей)

Музыкальное прощание:

«Ребята, до свидания, скоро встретимся опять!

Учитель, до свидания! Очень-очень будем ждать!»

Личностные УУД:   мотивировать устойчивый интерес к дальнейшим занятиям.

Продлить эстетическое позитивное воздействие урока  музыки  на детей.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

1. Ф.И.О. учителя:  Головоченко С.А..

2. Класс: 1  Предмет:  МУЗЫКА Урок 11.  Программа «Музыка» Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной

3. Тема урока: «Будем знакомы: Фортепиано»

4. Тип урока: знакомство с новым материалом.

5. Методы обучения: системный подход, проблемно-творческий метод; игровой метод, деятельностный подход.

6. Вид урока: исследование-игра

7. Цель урока: познакомить с новым инструментом

8. Задачи урока:

      Образовательные:

  • получение учащимися представления об инструменте;
  • знакомство с подвидами фортепиано и приемами исполнения

Развивающие:

  • развитие творческих навыков, мышления, фантазии;
  • развитие культуры слушания и исполнения;
  • развитие чувства ритма.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к русским и зарубежным музыкальным традициям

8. Наглядность: Мультимедийная презентация, иллюстрации с изображением клавишных муз. инструментов, портрет Л. Бетховена.

9. Оборудование: Компьютер, проектор, клавиатуры, вырезанные из бумаги для каждого ученика, цветные нотки, синтезатор.

10. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

11. Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы
и приемы работы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные - самоопределение

Личностные - готовность к уроку

Вокальная работа. «Песенка о гамме»

Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой

Совместное исполнение песни. Работа над исполнением.

Исполняют припев песни  по схеме с экрана. Показ рукой движения гаммы.

Хоровое пение как

фронт. вид работы.

Деятельностный подход.

Личностные - самоопределение,  смыслообразование, регулятивные – волевая регуляция, контроль, коррекция, коммуникативные – согласование действий с партнерами, учебное сотрудничество. Познавательные – постановка и решение проблем, моделирование.

Предметные – приобретение  хоровых навыков, 

личностные – обучение правильному и  красивому пению и повышение самооценки, метапредметные – интерес к искусству и творчеству и сотрудничеству. 

Постановка темы и цели урока.

Организует диалог с обучающимися в форме загадок, в ходе которого выясняет кругозор учащ-ся и совместно с ними формулирует тему урока и некоторые задачи. Обозначает тему урока на экране иллюстрацией с изображением инструмента.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и задачу урока.

Слушание. Проблемная ситуация  («Что за звуки? Где их можно услышать? Чему будет посвящен на урок?»).

Фронт. вид работы.

Личностные - самоопределение, регулятивные - целеполагание, планирование, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Предметные – определение будущих знаний,

личностные – свобода высказывания мнения, метапредметные – творческое сотрудничество в планировании работы.

Усвоение нового материала.

История появления фортепиано

Беседа о происхождении фортепиано и разновидностях инструмента и просмотр презентации.

Познавательная активность. Ответы на вопросы.

Просмотр, слушание, ответы на вопросы

Фронт., индив. виды работы

Личностные – смыслообразование, познавательные – извлечение информации, коммуникативные – постановка вопросов, умение слушать и слышать.

Предметные – новые знания, личностные - формирование эмоц-ценностного отношения к искусству, метапредметные - развитие худ. восприятия школьника

Первичн. проверка усвоения нового материала.

1 практический этап: Овладение приемами игры на фортепиано

Работа по учебнику.

Знакомство с клавиатурой.

Приемы исполнения музыки. Ответы ребят корректируются  и оцениваются.

Рассматривают клавиатуру, отвечают на вопросы. Исполняют громкие-тихие звуки на фортепиано.

Проверка знаний

Фронт., инд. виды работы.

Деятельностный подход.

Личностные – смыслообразование, самоопределение, регулятивные – контроль, коррекция, оценка , коммуникативные – построение речевых высказываний, умение слушать и слышать.

Личностные – формир-е позитивной самооценки своих возможностей, метапредметные – умение мобилизоваться для преодоления препятствий. Предметные – проверка и закрепление знаний.

Слушание музыки

Л. Бетховен «Весело. Грустно»

Предлагает послушать музыку. Задает вопросы
о прослушанном произведении.

Слушают музыкальное произведение, анализируют. Отвечают на вопросы

Слушание музыкальных произведений. Метод размышления и обобщения.

Фронт., индив. виды работы

Личностные - самоопределение, регулятивные – контроль, коррекция, оценка , коммуникативные – построение речевых высказываний, умение слушать и слышать, познавательные – постановка и решение проблем.

Предметные – развитие навыков слушания музыки, личностные - формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству. Метапредметные – развитие худ. восприятия.

Физкультминутка

2 практический этап: Овладение приемами игры на фортепиано.

Формирует задание, контролирует его выполнение. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Высказывают свое мнение, индивидуально изыскивают приемы исполнения, контролируют друг друга в парах, затем демонстрируют свои умения классу на фортепиано.

Игровой метод

Груп., инд. виды работы

Деятельностный подход.

Личностные - самоопределение, смыслообразование, регулятивные - целеполагание,  планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, коммуникативные – умение слушать и слышать, познавательные – постановка и решение проблем.

Предметные – первичные навыки игры на ф-но, личностные – развитие интереса к разным видам муз. деятель-ти, метапредметные - формир. эмоц-ценностного отношения к искусству

Творческая работа

Предлагает выполнить творческую работу в группах – дорисовка рояля  или пианино, раскрашивание рисунка, его подпись. Создает ситуацию успеха.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, презентуют свое творчество, вывешивая рисунки на доску.  

Сравнительный анализ. Творческий метод.

Фронт., инд., гр. виды работы

Деятельностный подход.

Личностные - самоопределение, регулятивные – планирование, целеполагание, оценка, контроль, коммуникативные – постановка вопросов, учебное сотрудничество. Познавательные – моделирование, постановка и решение проблем.

Предметные – закрепление знаний об инструменте, личностные - реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального творчества, метапредметные - сотрудничество при решении творческих задач

Обобщение и систематизация знаний.

Рефлексия.

Итог.

Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что мы узнали нового?

Как оцениваю свою работу на уроке?

Называют основные позиции нового материала и как они это усвоили. Делают вывод что на уроке получилось, а что нет и почему. Выставляют себе оценки в дневник и дублируют ее на доске на «градусник настроения».

Рефлексия

Фронт., инд. виды работы

Деятельностный подход.

Личностные - самоопределение, регулятивные - оценка , коммуникативные – учебное сотрудничество.

Предметные – закрепление ЗУН, метапредметные - формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Прощание с классом



Предварительный просмотр:

Конспект  урока ( 1 класс)

Тема урока: «И муза вечная со мной. Хоровод муз»

Тип урока: «Вводный»

Цель: знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”;
  • познакомить с происхождением слова “музыка”, обозначить область “владений” музы Терпсихоры;
  • ввести понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;
  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”, обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
  • познакомить с правилами охраны слуха и голоса;
  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • магнитофон;
  • презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:
  • а) П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец Феи Драже
  • б) игра “Сказка берёзового леса;
  • раздаточный материал “Бабочки”;
  • ноты песни “Наша школа” на сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина
  • плакат с изображением нот и нотоносца;
  • барабан, дудочка и несколько других инструментов шумового оркестра.

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Слайд № 1.2 “Титульный лист”

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Выявляет уровень знаний.

Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? 

А знаете ли вы, как и когда появилась музыка?

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации

Слайд 1-6 «Путешествие в прошлое»

Дети знакомятся с понятиями : музыкальные и шумовые звуки

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

5. Первичное закрепление

М-частично-поисковый

Ф –фронт.

М-единства и созидания

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Слайд 7 «Викторина музыкальные и шумовые звуки»

Музыкальная физминутка

Слайд 8 «Сказка берёзового леса

Распределяют звуки на две колонки (слева-музыкаль- ные, справа- шумовые)

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения

Логические- анализ объектов, классификация объектов

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Усвоение новых знаний

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

Активизация знаний учащихся

Слайд 9 «Древняя Греция»

Слайд 10 Принцип триединства

Дети знакомятся с понятиями : Музы, Апполон, композитор, исполнитель, слушатель

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Организация рефлексии

Задаёт вопросы от имени муз по материалам урока

Слайд 11

Отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные : рефлексия;

Конспект  урока (3 класс)

Тема урока: «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Тип урока: «Изучение нового материала»

Цели:

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику

Задачи урока:

Образовательные:

  • Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
  • Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

МЕТОДЫ: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Тихая моя, нежная моя»

А. Морозов

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Введение в тему урока

Чтение стихотворения А. Фета «Аве Мария»

Кому сегодня будет посвящён наш урок?

Почему Деву Марию называют Богоматерью?

Прочитать эпиграф к уроку.

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

М-худож. уподобления

М- сравнения

М-единства и созидания

Активизация знаний учащихся.

Прочитать ещё раз стихотворение А. Фета «Аве Мария»

Предлагаю стать на несколько минут композиторами и подобрать музыку для этого стихотворения.

Слушание «Ave, Maria» Ф. Шуберта

Рассматривание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и икон Божьей Матери

Чтение текста из библии

Слушание «Богородице, Дево, радуйся»С. Рахманинова

Динамическая пауза

Послушать тропарь Богородице

Выбирают средства музыкальной выразительности

Слушают музыку

Сравнивают

Слушают

Делают дыхательные упражнения

Слушают, записывают новое слово «тропарь»

Логические: построение логической цепи рассуждения

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

Логические: анализ объектов, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные: классификация объектов

4. Развитие вокально-хоровых навыков

М-единства и созидания

Ф-фронтальная, групповая

 Исполнение песни «Тихая моя, нежная моя»

А. Морозова

Слушают. Разучивают. Исполняют

Личностные: ценностно- смысловая ориентация, нравственно- эстетическое оценивание

Регулятивные: оценка качества и уровня усвоения

5. Итог урока

М-широких ассоциаций Ф-фронтальная

Обобщить и систематизировать новые знания

Найти слова (из предложенных), которые передают ваши чувства , когда вы слушаете музыку, посвящённую Богоматери

Дети выбирают слова и придумывают свои

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

6. Домашнее задание

Выучить стихотворение о маме

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Просит детей мысленно обратиться к образу Богоматери и сказать ей свою просьбу

Мысленное обращение

Познавательные : рефлексия;

Личностные: ценностно- смысловая ориентация, нравственно- эстетическое оценивание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Конспект  урока   (1 класс)

Тема урока: «Повсюду музыка слышна»

Тип урока: «урок ознакомления с новым материалом»

Цель: показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.

Задачи урока:

Обучающие 
закрепить умение различать разнохарактерную музыку;

учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

организовать процесс анализа знакомой музыки;

в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;

учить петь детей в ансамбле с товарищами, с солистами, под аккомпанемент учителя.


Развивающие 

развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;

в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;

развивать творческие способности детей;

развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.


Воспитательные 

на основе эмоционального восприятия песенного творчества, музыки Д.Б.Кабалевского воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

прививать любовь к Родине, к русской природе;

формировать положительные привычки;
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
\

обогащать духовный мир детей.

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Выявляет уровень знаний.

Давайте вспомним, кого музыка называет музыкантами? Чем отличаются они друг от друга? (Композитор, исполнитель, слушатель).

  • Кем мы были прошлом уроке? (Исполнителями и слушателями).
  • Кого мы называем
  • композитором? (Человека, который пишет музыку).
  • Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку?
  • А хотите стать композиторами?
  • Откроем страницу 12 нашего учебника-тетради.

Картинки на этих страницах подсказывают, что Муза приглашает нас самим найти музыку.

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам, можно услышать музыку. Что, показывает Муза, нам нужно сделать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?

(Петь, играть на музыкальных инструментах).

-        Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как.

У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой; музыкальный инструмент -это голос. Им мы и воспользуемся.

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

М-единства и созидания

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации

Ролевая игра «Играем в композитора».

1) - Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Как его называют?

-        Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или отношения к нему детей?

-        С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например,

интонацию просьбы.

Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест - поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

2)Второе четверостишие - «Дождик». Чтение текста. Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Что от него хотят?

-        С какой интонацией выражается это обращение?

Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

3)Третий стихотворный текст -«Гори, гори ясно».

  • Читаем текст. Вы заметили, что текст интонационно делится на три части?
  • А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, чтобы слово «бегать» двигалось, а не стояло.

Идет работа со словом (слова соединяются в смысловые «цепочки» -«гори, гори, ясно».

Работа над ритмическим рисунком и длительностью произношения отдельных звуков.

-        Как исполняется наша музыка? (Призывно).

Выбирается интонация призыва (выявляются признаки призывной интонации).

Вокальное исполнение. Получилась песенка-считалка.

4)        Четвертый стихотворный текст - «Трим, i рам,
трам».

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

5)        Пятый стихотворный текст - «Баю, баюшки,
баю».

Разбор содержания:

- Какой должна получиться наша музыка? (Нежной).

  • Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).
  • Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний.

(Дети поют на двух звуках «баю-бай», изображая покачивание колыбели).

Получилась колыбельная песенка.

Музыкальная физминутка «Если нравится тебе, то делай так…»

Дети знакомятся с понятиями : интонация, песенка- закличка, колыбельная, считалочка.

Сочиняют мелодии в соответствии с текстом четверостиший.

Придумывают движения

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4. Вокально-хоровая работа

М-свободы творчества

Ф- фронтальная

Разучивание песни «Про школу» Д.Б. Кабалевского

Разучивание слов, исполнение песни

Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности

5. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Организация рефлексии

Задаёт вопросы от имени муз по материалам урока

Вывод:

  • Какими по настроению получились наши песенки? (Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).
  • Кто нам подсказал, как писать музыку? (Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).
  • Какие песенки вам больше всего понравились?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные : рефлексия;

Конспект  урока   (4 класс) 28.11.2014г

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Тип урока: «Урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями»

Цель: формировать умение применять усваиваемые знания или способы учебных действий в условиях решения учебных задач.

Задачи урока:

Обучающие 
углубить знания о творчестве А.С. Пушкина и о музыкальных произведениях, созданных по мотивам его сказок ;

учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

организовать процесс анализа музыки;

учить петь детей в ансамбле с товарищами под аккомпанемент учителя.


Развивающие 

развивать навыки музыкального восприятия;

в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;

развивать творческие способности детей;

развивать творческую инициативу детей.


Воспитательные 

на основе эмоционального восприятия  воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

прививать интерес к творчеству русских поэтов и композиторов;

обогащать духовный мир детей.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:
  • Н.А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» фрагмент «Три чуда»
  • ноты песни “Сказки гуляют по свету” на сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Выявляет уровень знаний.

-Ребята, скажите, что мы называем фольклором?

-А как называется придуманная история со счастливым концом? (Сказка)

- Как вы думаете, о чьих скахках мы будем сегодня говорить? (А.С. Пушкина) Почему вы так думаете? (Продолжаем листать пушкинский альбом)

Мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина и композиторами, писавшими музыку к его произведениям. (Слайд 2)

Но сначала я бы хотела проверить ваше домашнее задание к этому уроку.

Самые лучшие работы я положу в свою копилку

Дети отвечают на вопросы

Проверка рисунков

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель.

Личностные: формировать навыки оценки творческой деятельности

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

4. Вокально-хоровая работа

5. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

М-единства и созидания

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

М-свободы творчества

Ф- фронтальная

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации

- А сейчас мы с вами рассмотрим второй листок из пушкинского альбома.

В одном из писем Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая –есть поэма»

- Ребята, а кто вдохновлял Пушкина на создание сказок?

(Слайд 3)

Прочитать стихи о няне Пушкина.

Но не только няня рассказывала сказки поэту, много разлтчных преданий услышал Саша от своей бабушки-Марии Александровны, которая очень любила внука и многое ему позволяла. (Слайд4)

Прочитать стихотворение о бабушке Пушкина

Не удивительно, что благодаря этим женщинам у поэта родились такие прекрасные сказки. Давайте их вспомним.(Слайд5-11)

-Скажите, какого русского композитора называют композитором –сказочником? А почему его так называют?

(Слайд12)

Музыкальная физминутка: Я тоже хочу вам рассказать сказку, которую я услышала от белых берёзок.

«Мне рассказали сказку белые берёзки»

-Ну, а теперь вернёмся к творчеству композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова. На сказки Пушкина им было написано две оперы: «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» (Слайд13)

 -посмотрите на слайд и выберите ответ на вопрос: что такое опера?

-Скажите, какой оркестр играет в опере: симфонический, духовой или народный.(Слайд14)

-Каждый инструмент в оркестре имеет свою звуковую окраску. Как в музыке называется звуковая окраска голоса или инструмента? Посмотрите на цветик- семицветик.

Композитор при помощи инструментов, как художник красками создаёт звуковую картину. В опере «Сказка о царе Салтане» вступление к 4 действию называется «Три чуда» О каких чудесах идёт речь?

Сейчас я вам наиграю на синтезаторе все три темы, а вы попробуете угадать какая тема звучит (играю на синтезаторе тему белочки) узнали песенку? (Во саду ли, в огороде) (Слайд 15-22)

Давайте вспомним строки из сказки (прочитать)

Наиграть тему богатырей(Слайд 23-26)

Как музыка характеризует богатырей?

-Вот как Пушкин описывает богатырей (прочитать)

Прочитать строчки из сказки о Царевне(Слайд-27-30) наиграть тему

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

В продолжение нашей сказочной песни я предлагаю разучить песню Е.Птичкина

Разучивание песни «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина

Организация рефлексии

Музыкальная викторина «Угадай, кто это?»

Итог: спасибо за плодотворную работу на уроке. Молодцы

Дети отвечают на вопросы:

-Арина Родионовна – няня поэта

Угадывают сказки

Н.А. Римский – Корсаков

Написал много опер на сказочный сюжет

Показывают движения

Ответ детей

Симфонический

Тембр

Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь

Дети угадывают

Отвечают на вопросы

Разучивание 1 куплета песни

Дети самостоятельно определяют темы «Трёх чудес» (поднимают руки при смене образа)

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Личностные: формировать учебно- познавательный интерес к изучаемому материалу

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, понимать важность совместной работы.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям, воспринимать и анализировать информацию.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности

Познавательные: проводить сравнения и устанавливать аналогию

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками

Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности

Личностные: формировать умение

самовыражаться в песенном творчестве

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные : рефлексия;

Технологическая карта внеурочного занятия по вокалу ( 1 класс)

Прослушивание голосов

Тип урока: «Вводный»

Цель: приобщение к вокально – песенному искусству, формирование устойчивого интереса к занятиям по вокалу.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о вокальном искусстве;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
  • познакомить с правилами охраны слуха и голоса;
  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к занятиям вокалом.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация к занятию с использованием видео- и аудиоряда:
  • раздаточный материал: листочки и цветные  карандаши;

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

«Звенит звонок» Слайд №

Вокальное приветствие: «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель. Молодцы,  садитесь»

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт., инд., групп.

Выявляет уровень знаний.

Скажите, пожалуйста, как мы сегодня с вами поздоровались? Что мы делали?

Вы любите петь?

А вы хотите научиться петь красиво и правильно?

Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы научиться петь?

Сейчас мы послушаем, как звучат ваши голоса

(на примере песенки «В лесу родилась ёлочка»)

Слайд №

Дети отвечают на вопросы:

-Пели.

-Да.

-Да.

Ответы детей.

Поют песню построчно (каждый, группой)

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.

Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная, групповая, в парах

Для того, чтобы научиться петь, нужно выполнять упражнения.

Упражнения на дыхание: Слайд №

«Вдох-выдох»,

«задержка дыхания»,

«задуваем свечу»,

«шипим»,

«волна»,

«как на горке на пригорке жили 22 Егорки»,

«греем и морозим руки».

«В лесу родилась ёлочка» (как можно дольше пропеть на одном дыхании)

Упражнения для развития навыков правильного звукообразования: Слайд №

Щёлкаем связками, проговариваем гласные, (опускаем нижнюю челюсть) круглая позиция, согласие, гавкаем, смеёмся, зеваем, (проговариваем слова песни «В лесу родилась ёлочка» с круглыми гласными)

«Поём, как говорим» (пропевание ударений в словах на одном звуке) -1,2,3 слог

Упражнения для тренировки дикции, чувства ритма:

Слайд №

Да-да…Ми-Ми…(вверх,вниз)

«Мы перебегали берега, перебегали берега», «Ой, звоны звонят, злого волка гонят…» (проговариваем с простукиванием ритмического рисунка)

Распевки: Слайд №

По дороге Петя шёл, он горошину нашёл…

Ми, мэ, ма, мо, му (на одном звуке)

Я-ми-я-ми-я-ми-я-ми-я,(до-соль)

Миии-яааа(арпеджио)

Дети  повторяют за учителем

(с усложнением: показывают сами)

Вспомнить скороговорки

(с усложнением- придумать слова к распевкам)

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

5. Первичное закрепление

М-частично-поисковый

Ф –фронт.

М-единства и созидания

Исполняет песню «Три желания»

Поёт песню вместе с учениками

Слушают и стараются запомнить мелодию.

Поют вместе с учителем.

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения

Логические: анализ объектов, классификация объектов

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию

6. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-индивидуальная

Организация рефлексии

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Слайд 11

Отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные: рефлексия;

Технологическая карта  урока ( 2 класс)

Тема урока: «Проводы зимы. Встреча весны»

Тип урока: «Урок ознакомления с новым материалом»

Цель: знакомство с обрядами и традициями народного праздника «Масленица» .

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с обрядами и традициями русского народа;
  • познакомить с музыкой, посвящённой праздникам русского народа ;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы (распевки);
  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать чувство сопричастности к сохранению традиций русского народа;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • синтезатор
  • презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:
  • ноты песни “Всё отлично” сл.                                       , муз.                                  
  • ноты масленичных песен и весенних закличек.

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

«Звенит звонок»

«Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель. Молодцы,  садитесь»

Поют с показом движения мелодии.

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Выявляет уровень знаний.

Послушать песню «Ой блины мои блины»

О чём поётся в песне?

О каком празднике мы сегодня будем говорить?

Когда мы отмечаем праздник Масленицы?

Что вы знаете об этом празднике?

Дети отвечают на вопросы

О Масленице

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками .

Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации

Показ презентации: диск «Комплекс уроков по музыке 2 кдасс»

Дети знакомятся  с традициями и обрядами праздника

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

4. Первичное закрепление

М-частично-поисковый

Ф –фронт.

М-единства и созидания

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

«Праздники и символы»

Запись на доске:

ПАСХА                                      БЕРЁЗА

МАСЛЕНИЦА                          ЯЙЦО

ТРОИЦА                                    ЧУЧЕЛО

Музыкальная физминутка

 «Сказка берёзового леса»

Учитель играет на синтезаторе и поёт

Устанавливают связь между праздниками и их символами

Выполняют движения под музыку

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения

Логические- анализ объектов, классификация объектов

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Усвоение новых знаний

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

Вокально-хоровая работа

Пение распевок

Разучивание песенок о Масленице и весенних закличек

Вспомнить песню «Всё отлично» сл.

муз.

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Организация рефлексии

Нарисовать своё отношение к уроку

Солнышко или тучку

Рисуют на листочках

и отдают учителю

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные : рефлексия;

Конспект  урока (3 класс)

Тема урока: Опера  «Снегурочка»

Тип урока: «Изучение нового материала»

Цели:  показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

Задачи урока:

Образовательные

  • научить увидеть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
  • закрепить понятие «опера»

Развивающие:

  • развивать чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
  • развивать познавательный интерес

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и любовь к красоте музыки, рисующей картины природы .

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:

Этап   урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-проблемный

Ф-фронт.

Введение в тему урока

Ребята, скажите, какого русского композитора называют композитором- сказочником?

Какой композитор любил писать музыкальные произведения о море?

Напомнить о судьбе композитора.

Загадывает загадку:

С Дед Морозом рядом ходит, 
девица- красавица
И ребятам нашим очень,  
девица та нравится.
Как, зовут ее, скажите, 
что танцует и поет,
И подарки вместе с дедом 
та девица раздает!   

Дети отвечают на вопросы:

Н.А. Римский –Корсаков.

Снегурочка

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

М-поэтапного открытия

 Ф-фронтальная

М-худож. уподобления

М- сравнения

М-единства и созидания

Активизация знаний учащихся.

Сегодня мы познакомимся с одной из сказочных опер Н.А. Римского –Корсакова «Снегурочка».

Давайте вспомним сюжет русской народной сказки «Снегурочка»

Но опера Н.А. Римского –Корсакова написана по сюжету сказки писателя  Александра Островского. Сюжет этой сказки отличается от сюжета русской народной сказки.

Мы с вами посмотрим мультфильм «Снегурочка, в котором использована музыка из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка»

Но, сначала сделаем музыкальную разминку

Физминутка « pata- pata»

Просмотр  фрагмента мультфильма «Снегурочка»

Дети кратко пересказывают сюжет русской народной сказки «Снегурочка»

Логические: построение логической цепи рассуждения

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

Логические: анализ объектов, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные: классификация объектов

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

4.Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к сказке

5. Рефлексия деятельности

(итог урока)

М- широких ассоциаций

Ф-фронтальная

Было интересно…

Было трудно…

Познавательные : рефлексия;

Личностные: ценностно- смысловая ориентация, нравственно- эстетическое оценивание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

технологическая карта к уроку английского языка " Школы Британии и России"

технологическая карта к уроку английского языка " Школы Британии и России"...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурмистрова Е.Ю.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема  урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021.  Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурм...