Дыхание. Типы дыхания.
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении учителя музыки ГБОУ СОШ № 500 Пушкинского района, города Санкт – Петербурга
Биричевской Ольги Владимировны
Тема: «Дыхание. Типы дыхания».
Вопрос о дыхании в вокальной методике имеет немаловажное значение потому, что дыхание является той силой, которая приводит в действие голосовой аппарат.
Знаменитый в своё время педагог и исследователь в области теории и методологии вокала Мануэль Гарсиа – сын (изобретатель ларингоскопа – гортанного зеркала) в своём методическом труде «Полный трактат об искусстве пения», изданном впервые в 1847 г., а затем в 1856г., пишет: «Нельзя сделаться искусным певцом, не овладев искусством управления дыханием».
Великий певец Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Общеизвестно классическое изречение: «Искусство пения есть искусство дыхания». И действительно, дыхание – это двигательная сила голоса. Без дыхания голосовой аппарат при всём его природном совершенстве будет мёртв. Атака звука, филировка его, фразировка, техника всех видов зависят, в основном, от степени владения дыханием. Управляет дыханием высшая нервная система человека: автоматически (непроизвольно), когда речь идёт о дыхании как о физиологическом процессе организма, и до некоторой степени произвольно, когда этот процесс становится на службу задачам речи и вокального искусства. Эта относительная произвольность выражается в управлении движениями внешней (скелетной) мускулатуры грудной клетки и брюшными мышцами. Что же касается диафрагмы и всей внутренней, так называемой гладкой , мускулатуры дыхательного аппарата, то работа их не поддаётся произвольному управлению и происходит также автоматически, как и при обычном физиологическом дыхании.
Несмотря на то, что дыхание, в силу единого строения дыхательного аппарата, должно было бы быть единообразным у всех людей, оно по типу имеет различные оттенки. Наблюдения показывают, что у мужчин дыхание большей частью глубокое, низкое и производится, главным образом, при участии брюшного пресса и диафрагмы; у женщин дыхание обычно более поверхностное и производится за счёт мышц, расположенных в верхней части грудной клетки.
В певческой практике так же выявились различные способы – типы дыхания. Следует оговориться, что собственно чистых типов дыхания, также как и какого – то особого специального певческого дыхания, в действительности не существует. Поэтому деление дыхания на типы следует понимать как условное, облегчающее наиболее правильное понимание дыхательных движений. При ключичном дыхании наблюдается, в основном, движение верхней части груди. Это, однако, не значит, что более низкая её часть абсолютно не работает. Напротив, работа производится, но значительно слабее. То же самое происходит и при других типах дыхания.
Среди наблюдаемых типов дыхания есть физиологически неправильные и для пения мало продуктивные. К таким типам можно отнести следующие:
Нижнерёберное дыхание – при нём в момент вдоха втягивается живот, раздвигаются только нижние рёбра. Благодаря втянутому животу нарушается свободная циркуляция диафрагмы. Ясно, что этот приём вступает в противоречие с естественным процессом дыхания.
Малопродуктивное ключичное дыхание, которое, к сожалению, можно наблюдать иногда даже у певцов – профессионалов , определяется по подъёму верхней части грудной клетки вместе с плечами. В процессе этого движения лёгкие с диафрагмой подтягиваются кверху. Вслед за диафрагмой приподнимаются кверху и брюшные органы; передняя стенка живота втягивается вовнутрь на уровне желудка.
Все приведённые типы дыхания вредны, так как, нарушая естественный процесс дыхания, сопровождаются сильнейшим перенапряжением организма и нарушением кровообращения.
Врачами – фониатрами совместно с вокальными педагогами в течение ряда лет проводились и проводятся исследования в целях выявления наилучшего для пения типа дыхания. В результате этих работ и певческой практики большинство вокальных школ пришли к выводу, что наиболее правильным является естественное глубокое дыхание, получившее условное название смешанное или нижнерёберно – диафрагмальное.
Такое дыхание, сопровождаемое одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, позволяет достигать значительного увеличения ёмкости лёгких. Кроме того, оно перестаёт быть поверхностным, а напротив, становится глубоким, объёмным и, что особенно важно, соответствует естественному процессу дыхания.
Регуляция смешанного типа дыхания должна происходить не только при помощи нижних рёбер и диафрагмы, но и обязательно при участии брюшных мышц (косых мышц и прямой мышцы живота). Поддержка дыхания указанными мышцами, несомненно, придаст ему большую эластичность и силу.
Происходит это дыхание следующим образом: лёгкие при вдохе, расширяясь в стороны, раздвигают нижние рёбра; расширяясь вниз, отжимают диафрагму. Диафрагма, в свою очередь, сокращаясь, опускается и отжимает книзу и вперёд брюшные органы, благодаря чему стенка живота также выдвигается (выпячивается) вперёд. При этом движении и активизируются брюшные мышцы. Плечи и верхняя часть груди неподвижны.
Певец должен свободно владеть своим дыханием, чтобы в случае необходимости сделать более глубокий вздох , уметь максимально быстро перехватывать дыхание, словом, уметь управлять им в зависимости от требований исполняемого произведения.
Путём постоянной тренировки должна быть достигнута полная автоматизация дыхания, которая снимает нагрузку с соответствующих нервных центров и обеспечит саморегуляцию его, то есть будет достигнуто такое положение, при котором певец перестаёт замечать своё дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»
Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...
БОС (биологически обратная связь) Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания
laquo;Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания» БОС - это метод изменения привычного, но разрушительного для здоровья человека поведения, основанный на использован...