Урок музыки "Покрывает все Покровом Богородица сама"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Русаева Светлана Николаевна

Интегрированный урок музыки и технологии для 5 класса, на котором учащиеся знакомятся с особенностями народного праздника, с народными обычаями и традициями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pokrov_rusaeva.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок Музыки «Покрывает все Покровом Богородица сама»

5 класс

Учитель музыки:

Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.

Слайд1  А теперь «Умные глазки», посмотрите внимательно на экран.

Слайд2 Что изображено на этом слайде?

-Как можно одним словом назвать все происходящее?

-Какие праздники вы знаете?

-В какое время года их празднуют?

-Какие праздники отмечают осенью?

- Что можете рассказать об этом празднике?

- О чем мы будем говорить на уроке?

-Итак, тема нашего урока? («Покрывает все Покровом Богородица сама»)

-А кто-нибудь знает, как появился этот праздник?

-Что же мы тогда нового узнаем?

Значит цель нашего урока….

(-познакомиться с особенностями русского народного праздника Покров, познакомиться с народными традициями, обычаями.)

Звучит Акафист Покрову Богородицы

Слайды4-13

В далёкой стране в городе Константинополе жили христиане. Событие, о котором пойдёт речь, случилось 1000 лет назад. На город Константинополь напало большое и сильное войско врагов, которые хотели захватить город и уничтожить его жителей. Силы христиан были неравны, и тогда они собрались в храме и молились о спасении и помощи Богу и Царице Небесной Богородице. Грустно и торжественно горели свечи. Вдруг один святой человек увидел то, что не могли видеть остальные люди: Пресвятая Дева, озарённая небесным светом, вместе с ангелами прошла над всеми, кто был в храме, и, опустившись на колени, стала просить Своего Сына Иисуса Христа о том, чтобы Он услышал и защитил каждого человека, молящегося Ему, помог каждому, кто просит Её помощи. Затем Она сняла со своей головы блистающее покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Богородица сияла небесной славой, а покров в руках Её блистал ярче лучей солнечных.

Это видение показало, что люди, искренне верующие и молящиеся Богу и Богородице, не останутся без их помощи, а город Константинополь тогда был избавлен от врагов.

Скоро и на Руси, как тогда называли нашу Россию, в этот день, 14 октября, стали праздновать праздник Покрова, потому что Богородица всегда помогала русским людям побеждать врагов. Невидимо простирается Её Святой Покров, ее защита  и над всеми нами. Поэтому благодарные русские люди всегда начинали любой праздник с молитвы, со службы в церкви.

-Давайте послушаем  распев монахов Оптиной пустыни,  «Богородице, Дево, радуйся»

(слушание)

Много чудес совершил Покров Богородицы на Русской земле.

Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди.

Слайды 14-18

Слайд19

В этот день уставшую землю Богородица покрывает первым снегом, кутает, баюкает её. И нет больше осенней грязи – земля становится белой, чистой. «До обеда осень, а после обеда зима», - говорили крестьяне. В этот день сжигали старые соломенные матрасы и лапти, приговаривая:  «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров».

Потом всё мыли и чистили, а чтобы отогнать болезни, ребятишек обливали на пороге дома водой. (А.Рябушкин «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» и А.Рябушкин Свадебный поезд в Москве»)

На Покров играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток, появилось свободное время. А девушки в этот день считали своим непременным долгом сходить в церковь и поставить свечку к образу Богородицы. В этот день молодые ребята присматривали будущих невест. Делали они это, играя в старинные игры и хороводы. Какие игры вы знаете?  (Ручеек, Бояре)

Давайте и мы с вами вспомним хороводную песню «Как на день Покров».

1. Как на день Покров ткали множество ковров.        Дети идут по залу,

                                                                                                        постепенно образуя круг.

Припев: Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    Идут по кругу, взявшись

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.                  за руки.

2. Первый- травяной, лета жаркий зной.                  Наклоняются вперед, опустив

                                                                                                  руки вниз, покачивая ими вправо-

                                                                                                  -влево, будто поглаживая траву.

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         Идут по кругу, взявшись за руки.

Ай, люли-люли, лета жаркий зной

3. А ковер второй – из листвы сухой.                       Трут ладошкой о ладошку-

                                                                                           «шуршат» около ушка справа и слева

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           Идут по кругу, взявшись за руки.

Ай, люли-люли, из листвы сухой.

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.                 Плавными движениями рук

                                                                                                       изображают падающий снег

Ай, люли-люли, и он тоже не навек.                       Идут по кругу, взявшись за руки.

Ай, люли-люли, и он тоже не навек.

5. Как на день Покров ткали множество ковров.     Движутся в круг, из круга

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.                           Поклон –низкий.

Учитель технологии:

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая. День этот так называли еще и потому, что к этому времени землю покрывал первый белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.

Сегодня мы выполним декоративное покрывало, которое будет символизировать Покров. Каждая пара будет выполнять свой декоративный элемент для одного общего покрывала. Узор из выполненных декоративных элементов будет располагаться по краям, в виде орнамента. Вы помните, что такое орнамент?

Верно, орнамент –  живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Перед началом работы давайте повторим правила безопаснности.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула

3. Во время работы не вертитесь.

4. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.  

5. Для ножниц есть закон простой:

Ты для начала их закрой.

И лезвиями от себя

Всегда клади, себя щадя.

Подруге захочешь ты их передать,

Колечки вперед не забудь ей подать.

Приступаем к выполнению практической работы.

Оценка работ и выставление отметок.

«Цветик-многоцветик». Каждый ученик выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок.  Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.

Какая цель нашего урока была? Достигнута цель или нет? В чём особенность этого праздника? Чем он вас удивил? Что вам понравилось? Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?

С Покровом вас я поздравляю,

Хочу удачи пожелать,

Любить и верить, бед не зная,

И веру в Бога не терять!

Пусть Богородица закроет

Вас от болезней и беды.

А всё нечистое, плохое

Растает просто, словно дым

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.

1. Как на день Покров ткали множество ковров. 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров.    

2. Первый - травяной, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной.                         

3. А ковер второй – из листвы сухой.                     

Ай, люли-люли, из листвы сухой.                           

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек.               Ай, люли-люли, и он тоже не навек

5. Как на день Покров ткали множество ковров.      Ай, люли-люли, ткали множество ковров.

                   Поклон –низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

Разработка урока "Иконография образа Пресвятой Богородицы"

Рассмотрение иконографических типов образа Пресвятой Богородицы...

Конспект урока по ОПК "Жизнь Богородицы в иконографии"

Конспект урока по ОПК "Жизнь Богородицы в иконографии"...

Конспект урока "Повреждение кожного покрова" 8 класс

основной целью данного урока является изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики. В данном конспекте используется кейс метод, ...

Церковь Покрова Богородицы на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли....

конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"

Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...

Урок по биологии "Покровы тела.Строение и функции кожи"

Изучить общий план строения кожи и ее производных, изучить функции кожи...