Урок по биологии "Покровы тела.Строение и функции кожи"
план-конспект урока по биологии
Изучить общий план строения кожи и ее производных, изучить функции кожи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по биологии "Покровы тела.Строение и функции кожи" | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии 8 класс.
Покровы тела. Строение и функции кожи.
Цель: изучить общий план строения кожи и ее производных, изучить функции кожи
Задачи
- сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями
- развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе;
развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы;
Формирование новых понятий: кожа, слои кожи, жировая клетчатка, потовые и сальные железы, волосы, ногти.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: иллюстративно - объяснительный, проблемный, исследовательский.
Форма организации: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, фронтальная, работа в группах.
Ход урока.
- Организационный момент
Порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята, Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
- Изучение нового материала.
Постановка проблемной ситуации.
А) Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождем, но свободно пропускала бы воздух. чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и ее можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует.
Наверное, сразу так тяжело сказать о чем идет речь, поэтому обратите внимание на мои подсказки. (если учащиеся называют орган о котором идет речь на уроке с дополнительной информацией учащихся все же нужно ознакомить)
-это сложный орган со многими функциями
- это самый тяжелый орган человеческого тела
-этот орган " крепостная стена" организма
- этот орган - своеобразный экран, на котором проецируется процессы, происходящие в организме
- это орган постоянно отмирает и рождается вновь
-этот орган тесно связан с нервной системой
-в нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражители.
О каком органе нашего организма пойдет речь? Учащиеся формулируют тему урока.
Итак, тема сегодняшнего урока " Покровы тела. Строение и функции кожи." (записываем в тетрадь).
А что же конкретно нам нужно изучить про кожу,
Учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока.
Б) Постановка проблемной ситуации.
В конце декабря 1496 года в замке герцога Моро готовились к новогоднему
празднику. Устройством праздника руководил Леонардо да Винчи. Он задумал
восславить золотой век, который наступал после века опустошительных
войн. Изображать золотой век должен был мальчик, с головы до ног покрытый
золотой краской. В разгар веселья появилась фигура рыцаря из которой появился золотой мальчик и произнес слова приветствия герцогу Моро. Внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись и о мальчике все забыли. На следующий день Леонардо да Винчи нашел мальчика в темном углу зала. Он трясся от холода и жалобно плакал. Леонардо три дня ухаживал за мальчиком, пытаясь спасти, но на четвертый день мальчик умер.. Прошли века. Долгое время причина смерти "золотого" мальчика оставалась загадкой.
Попробуйте, вы, ребята ответить мне на вопрос что же случилось с мальчиком?
Учащиеся высказываю свою точку зрения, о причине смерти "золотого" мальчика. Значит как - то нарушилась деятельность кожи. А как ?
НА ЭТОТ ВОПРОС НАМ С ВАМИ И НУЖНО БУДЕТ ОТВЕТИТЬ В КОНЦЕ УРОКА.
ОБЬЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ
-Покровы тела человека - это кожа и ее производные.
Учитель: Основа нашего организма – клетка, все, что происходит в нашем организме, происходит на уровне клетки. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.
-Строение кожи.
Рассказ учителя.
-Функции кожи
Для работы в тетради подготовим таблицу, которая называется
Функции кожи.
функция | Действие функции |
Защитная | Кислая поверхность кожи убивает микробы. Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей |
Выделительная | Регуляция водного обмена в организме в идее пота 1,5 л воды в сутки Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
Дыхательная | Обеспечивает кожу кислородом |
Осязательная | Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
Функция терморегуляции | Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров |
Вот мы с вами изучили строение и функции кожи. И давайте вернемся к вопросу, который возник перед нами в начале урока.
Учащиеся высказывают свою точку зрения о вопросе, который возник перед нами в начале урока.(про мальчика)
Ответ: Причиной смерти мальчика было перееохлаждение кожи, вызвавшее снижение защитных функций организма
А сейчас я хочу задать вам еще один проблемный вопрос, на который вы уже должны знать ответ
Проблемный вопрос –
найти решение
Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
3.Ребятам предлагается, поделится на две группы, и выполнить самостоятельно лабораторную работу в ходе беседы обобщить результат.
Работа выполняется в паре
Лабораторная работа №12 | Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы) |
Фамилия имя учащихся: | |
Цель работы | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы Выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи |
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа | Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д |
2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои наблюдения | На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек. |
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения | тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная |
Выводы | На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная. |
Мы с вами изучили строение и функции кожи.
Какие выводы можно сделать о сегодняшнем уроке
Выводы:
1. Кожа – наружный покров тела, выполняющий различные функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную.
2. Кожа состоит из трех слоев: эпидермис, дерма и гиподерма.
3. Кроме желез, кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.
III. Закрепление материала.
Викторина
1)Какой слой клеток эпидермиса обращён во внешнюю среду (живых или мёртвых)?
2)Назовите производные кожи.
3)В какой части руки находится особенно много рецептор?
4)Что выделяют сальные железы?
5)Что находится в волосяных фолликулах?
6) Какие функции выполняет кожа?
Рефлексия
Выставляем оценки в дневник.
IV. Домашнее задание. параг. 39.Составить кроссворд по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Строение и функции кожи"
Урок рекомендован для 8-ого класса...
Тема урока: «Строение и функции кожи»
Тема урока: «Строение и функции кожи»Цель урока: 1) Сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой; знать о роли кожи в регуляции постоянства температуры тела.2) Подвести к пон...
Конспект урока "Строение и функции кожи"
Конспект урока "Строение и функции кожи"...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе"Строение и функции кожи"
Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Строение и функции кожи". В ходе урока используются современные технологии: проблемное обучениие, ИКТ, а также исследовательские методы,...
«Покровы тела. Строение и функции кожи »
laquo;Покровы тела. Строение и функции кожи »•Изучить строение кожи.•Узнать в осуществлении каких функций организма участвует кожа.••Изучить какое строение имеют волосы и но...
Урок "Строение и функции кожи. Гигиена кожи".
Подробная технологическая карта к уроку "Строение и функции кожи. Гигиена кожи" (биология 8 класс)....
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи
Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....