Пропуск в бессмертие. Программный симфонизм Петра Чайковского
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Тема урока: Пропуск в бессмертие. Программный симфонизм. Петра Чайковского

Цель: Углубить познания учеников про творчество П. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Раскрыть перед учениками характерные особенности основных образов увертюры-фантазии. Закрепить понятие увертюра, музыкальный образ. Развивать творческое представление (фантазию) учеников. Воспитывать образное восприятие музыки, эстетический вкус.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского – слушание
  3. «Спят курганы темные» Муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина - исполнение
  4. Обобщение
  5. Домашнее задание: Изобразить ассоциацию прослушанного произведения.

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Ученики показывают картины с ассоциацией прослушанного музыкального произведения на прошлом уроке.

Представляем ученикам новое для них сочинение Петра Чайковского – увертюру  фантазию «Ромео и Джульетта» . Жанр программной увертюры не предусматривает раскрытия события сюжета и воплощения всех действующих особ. В увертюре композитор обобщенно представляет основную идею литературного сочинения и привлекает внимание только к основным событиям и образу: вражды Монтекки и Капулетти, любовь Ромео и джульетты и их гибели.Обратившись к литературному источнику, трагедии В. Шекспира, и музыкальным фрагментам увертюры, вы проследите формирование образов литературы и музыки средствами выразительности, обогатите своё представление о юных героях трагедии Шекспира, осмыслив взаимосвязь литературы и музыки. В процессе работы нам предстоит сопоставить произведения, которые разделяют несколько столетий. Гениальная трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" нашла музыкальное воплощение в произведениях Ш. Гуно, В Беллини, Г. Берлиоза, С.Прокофьева, Л. Бернстайна.

Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.

Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте помогли поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.

Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.

Прослушаем с вами данное произведение.

Анализируя прослушанную музыку, хочу заметить, что вступление было длинное и развернутое, повторяется дважды со стремительным развитием первой темы во время повторения. В нем представлен единый в увертюре образ конкретного персонажа – патера Лоренцо, который якобы начинает рассказывать прекрасную и печальную историю.

В продолжение к теме любви – любовь к родному краю выраженная в песне Муз. Н. Богословского, сл.Б.Ласкина «Спят курганы темные». Разучивание 3-го куплета.

В итоге урока вспоминаем произведения которые тоже связаны любовью в музыке, в песне.

Домашнее задание: изобразить свое понимание прослушанного произведения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Пропуск в бессмертие. Программный симфонизм. Петра Чайковского

Цель: Углубить познания учеников про творчество П. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Раскрыть перед учениками характерные особенности основных образов увертюры-фантазии. Закрепить понятие увертюра, музыкальный образ. Развивать творческое представление (фантазию) учеников. Воспитывать образное восприятие музыки, эстетический вкус.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского – слушание
  3. «Спят курганы темные» Муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина - исполнение
  4. Обобщение
  5. Домашнее задание: Изобразить ассоциацию прослушанного произведения.

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Ученики показывают картины с ассоциацией прослушанного музыкального произведения на прошлом уроке.

Представляем ученикам новое для них сочинение Петра Чайковского – увертюру  фантазию «Ромео и Джульетта» . Жанр программной увертюры не предусматривает раскрытия события сюжета и воплощения всех действующих особ. В увертюре композитор обобщенно представляет основную идею литературного сочинения и привлекает внимание только к основным событиям и образу: вражды Монтекки и Капулетти, любовь Ромео и джульетты и их гибели.Обратившись к литературному источнику, трагедии В. Шекспира, и музыкальным фрагментам увертюры, вы проследите формирование образов литературы и музыки средствами выразительности, обогатите своё представление о юных героях трагедии Шекспира, осмыслив взаимосвязь литературы и музыки. В процессе работы нам предстоит сопоставить произведения, которые разделяют несколько столетий. Гениальная трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" нашла музыкальное воплощение в произведениях Ш. Гуно, В Беллини, Г. Берлиоза, С.Прокофьева, Л. Бернстайна.

Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.

Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте помогли поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.

Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.

Прослушаем с вами данное произведение.

Анализируя прослушанную музыку, хочу заметить, что вступление было длинное и развернутое, повторяется дважды со стремительным развитием первой темы во время повторения. В нем представлен единый в увертюре образ конкретного персонажа – патера Лоренцо, который якобы начинает рассказывать прекрасную и печальную историю.

В продолжение к теме любви – любовь к родному краю выраженная в песне Муз. Н. Богословского, сл.Б.Ласкина «Спят курганы темные». Разучивание 3-го куплета.

В итоге урока вспоминаем произведения которые тоже связаны любовью в музыке, в песне.

Домашнее задание: изобразить свое понимание прослушанного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 8 классе "Её таинственная прелесть". "Времена года" Петра Ильича Чайковского

Композитор П.И.Чайковский был необычайно чуток к красоте земной, волнующей его своими тайнами. Он часто задавался вопросом: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, п...

Презентация к уроку музыки в 8 классе "Ее таинственная прелесть". "Времена года" Петра Ильича Чайковского

Презентация к уроку музыки в 8 классе "Ее таинственная прелесть".  "Времена года" Петра Ильича Чайковского....

Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского

ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и  музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...

Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"

Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...

Композитор Петр Ильич Чайковский: годы жизни, биография и творчество.

Композитор Петр Ильич Чайковский: годы жизни, биография и творчество...

Лекция – концерт Петр Ильич Чайковский. Детский альбом

Познакомимся с великим русским композитором,  (Петр Ильич Чайковский) и перелистаем страницы  музыкального сборника, который Чайковский специально сочинил для юных музыкантов «Дет...

В гости к музыке Петра Ильича Чайковского…

         Мы сегодня пришли в гости к музыке Петра Ильича Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук её проникает в глубину вашего сердца, вашей души. ...