Голоса народных инструментов.
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
Проект.
Голоса народных инструментов.
Музыкальный руководитель: Маслова Е.И.
2019 год.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, сотрудники ДОУ, родители.
Вид проекта: творческо-музыкально-познавательный.
Время реализации проекта: краткосрочный.
Актуальность.
Современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. Народные инструменты старины - возникли давным-давно, на них играли наши предки, они не дня не могли прожить без музыки, заботливо и бережно относились к музыкальным инструментам, которые, как правило, потом передавались по наследству.
В наше время остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. А содержание русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу, совершенствуя мышление, развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Цель проекта: Познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов. Сформировать элементарные представления о русских народных музыкальных инструментах (название, материалы) и ценностное отношение к ним.
Образовательные области | Образовательные задачи |
Речевое | Увеличение словарного запаса слов. Уметь правильно называть музыкальные инструменты. |
Познавательное | Познакомить детей с некоторыми русскими народными инструментами их происхождением. Познакомить с оркестром русских народных инструментов Развивать интерес к музыкальным инструментам |
Социально-коммуникативное | Развивать память, внимание. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке |
Художественно-эстетическое | Развивать тембровый слух детей, музыкальные способности детей, прослушивая народную музыку. Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, колокольчики); Развивать творческое воображение, музыкально-игровые импровизации. |
Физическое | Развивать мелкую моторику руки посредством игры на музыкальных инструментах. Способствовать развитию лёгких, правильному дыханию Следить за правильной осанкой. |
Ожидаемый результат:
Формирование музыкальной культуры у дошкольников и родителей.
Духовное, эмоционально – нравственное обогащение.
Расширение детского кругозора по вопросам деятельности русских народных
музыкантов, истории возникновения народных музыкальных инструментов;
Во время игры на народных музыкальных инструментах (дудочке, гармошке, балалайке) прививается любовь к музицированию.
Материально – техническое и методическое обеспечение проекта.
Музыкальный зал для проведения праздников, мероприятий с детьми, с семьями воспитанников; групповое помещение;
Иллюстративный материал по теме «Русские народные инструменты»
Подборка художественной литературы
Виды русских народных инструментов (ударные, струнные, духовые)
Презентация «Русские народные музыкальные инструменты»
Видеопроектор, магнитофон
Русские народные песни в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов);
Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта (для педагогов, родителей и детей).
Изучение интернет-ресурсов по теме проекта.
Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов.
2. Реализация проекта:
Организованная образовательная деятельность.
Пение и инсценирование песен и хороводов.
Подыгрывание на инструментах (ложках, бубнах, трещетках).
3.Заключительный этап:
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, рисунки детей, поделки).
Участие в русских народных праздниках.
Примерное планирование работы по теме «Голоса инструментов»
Тема занятия. | Вводное слово. | Вопросы и задания. | Аудиоряд, видеоряд. |
Гусли звончатые. | Рассказать о гуслях (строение, звучание, принципы игры). Дать представление как раньше люди проводили праздники, исполняя песни, подыгрывая на гуслях. | Слышали ли вы когда-нибудь гусли? Кто такие гусляры? Как играют на гуслях? Покажите. | «Гусли» Витлина, отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко». Фрагменты из фильма-сказки «Садко», «Царевна лягушка». Изображения гуслей. |
Эх, гармошка– говорушка. | Познакомить с историей возникновения русской гармошки, с разнообразием ее видов. Рассказать о памятнике гармошке в Саратове. | Как появилась гармошка? Какие герои мультфильмов играли на гармошке? В каком городе стоит памятник гармошке? Представь себя гармонистом и поиграй под музыку. | Русские народные мелодии в исполнении гармонистов. Выступление дуэта «Баян – микс» Изображения гармошки, гармонистов. |
Чудо – балалайка. | Балалайка (ее история, внешний вид, способы игры, день балалайки в России – 23 июня). Рассказать про Андреева В.В. | Опишите балалайку, какая она? Какую бы музыку ты сыграл на балалайке? Придумай песню используя слоги трень-брень, тили-тили и сыграй на балалайке. | «Камаринская» Чайковского. Изображение балалайки и игры на ней. |
Веселые дудочки. | Рассказать об истории возникновения духовых инструментов (рожок, свирель, жалейка, свистулька). | Отгадай загадки про инструменты. Найди отличия. Импровизируй под музыку играя на дудочке. | Наигрыши на духовых инструментах. Рожок, свирель, жалейка, свистулька: внешний вид и игра на них. |
В деревне Трещалкино. | Познакомить с русскими народными ударными инструментами (ложки, трещетки, бубен). | Что умеют ложки, трещетки, бубен? Можно ли на бубне сыграть колыбельную? Подыграй ритм на ложках. Сыграй на бубне свой ритм. | Изображения бубна, ложек, трещеток. |
В нашем оркестре всего понемножку и даже играют тарелки и ложки. | Рассказать про оркестр русских народных инструментов. | Какие инструменты могут быть в народном оркестре? Послушай оркестровую музыку. Какие инструменты ты слышишь? Выбери себе инструмент для участия в оркестре и сыграй на нем. | Звучание оркестра народных инструментов. Изображения оркестра. |
ЛИТЕРАТУРА.
- Гераскина Л.В. Ожидание чуда., выпуск 1-2. – М.: Воспитание дошкольника, 2007.
- Комиссарова Л.Н., Кузнецова Г.В. Ребенок в мире музыки. Примерное тематическое планирование музыкальных занятий ДОУ. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты. – Владос, 2011.
- Нарышкина Т. Русские народные инструменты. – Мир русского слова, 2014.
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский композитор, 1976.
- Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика – Пресс, 1994.
- Бычков В.Н. Музыкальные инструменты. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
- Журналы «Справочник музыкального руководителя». – М.: МЦФЭР Образование, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-167665-1355990982.jpg)
Звучат голоса народных инструментов
16 марта Дубровская детская музыкальная школа тепло и радушно встречала своих гостей – участников IV Межзонального открытого фестиваля-конкурса «Голоса народных инструментов». Проведение этого фестив...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-330091-1383985215.jpg)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО
Аннотация на программу по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-191275-1587482922.jpg)
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-191275-1587482922.jpg)
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-154717-1357837507.jpg)
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...