Публичное выступление, как одна из форм музыкально-исполнительского развития ученика
методическая разработка по музыке
методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie_kak_odna_iz_form_muzykalno.docx | 53.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Гимназия имени Петра Первого»
«Публичное выступление как одна из форм
музыкально-исполнительского
развития ученика»
Методическая работа
преподавателя музыки
Матвеевой О. П.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… …..3-4
1.Домашняя работа……………………………………………………….. …... 5-8
2.Одаренные дети…………………………………………………………….…8-13
3.Страх публичных выступлений…………………………………………….. 14-22
4. Классификация ошибок учеников в концертном выступлении……….….23-24
Заключение ………………………………………………………………….…25-27
Список литературы……………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения ученика музыканта.
Одним из способов мотивации является участие детей в концертах и конкурсах самого разного уровня: концерты внутри класса, посвященные самым разным датам, участие в рекламных концертах перед воспитанниками детских садов и учащимися начальной школы, школьных и городских концертах, а также участие в конкурсах и олимпиадах. Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей.
Опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия, уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и их родителям.
Изучение проблемы сценического волнения и его преодоления – вот главная задача данной работы. Что необходимо знать и уметь, чтобы создать благоприятные психологические условия для успешного публичного выступления? Как научиться раскрывать в момент пребывания на сцене свои лучшие исполнительские качества? Тема эта была и остаётся очень актуальна. Каждый музыкант, неважно, взрослый или ребёнок, солист или концертмейстер, вынужден искать ответы на эти вопросы.
1. Домашняя работа
Ваш ребенок поступил в музыкальную школу. Это событие является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его родителей. Для того, чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом.
Значение начального периода в обучении любому из видов искусств трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от учителей, но и от самих родителей зависит то, насколько успешно ребенок будет учиться в музыкальной школе.
Хочется обратить внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые, каждый из родителей сможет серьезно помочь своему ребенку в изучении искусства музыки. Не жалейте время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и самого ребенка, и вас родителей и, конечно, нас учителей. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет расписание дня. Необходимо, чтобы, придя из общеобразовательной школы, пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи, поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за одинаковый промежуток времени. Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.
Домашние занятия обязательно должны быть систематическими, ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа всегда бывает, малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того, чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20 минут будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей семилетнего возраста, как правило, достаточно 30-40 минут ежедневных занятий, для учеников средних и старших классов – до двух, двух с половиной часов в день. Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации, лучше всего посоветоваться с педагогом.
Как заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах работа. Дошкольники и первоклассники редко бывают, способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво и не может долго быть сконцентрировано на чем-то одном. Педагоги, как правило, хорошо знают об этом и умеют в занятиях с детьми учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем-то одним в течение долгого времени. Лучше позаниматься минут двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв (поиграть, побегать по комнате) и снова вернуться к занятиям.
Каждый педагог по-своему выстраивает работу с родителями. Некоторые преподаватели приветствуют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы родители записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком. Некоторые наоборот, стараются с самого начала вырабатывать у учеников самостоятельность в работе, давая на начальном этапе очень конкретные, доступные задания. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. Приверженец каждого из них может легко найти массу аргументов в пользу своей точки зрения, сослаться на авторитет достаточно известных учителей и ученых. В этом вопросе лучше довериться вашему педагогу, положиться на его личный опыт.
Обязательно нужно следить за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается.
Купите хороший инструмент. Как ни странно, хороший далеко не всегда значит самый дорогой. Например, покупая пианино, пожалуйста, помните, что вы приобретаете в первую очередь музыкальный инструмент, а не мебель. Обязательно посоветуйтесь с хорошим настройщиком, чтобы не купить некачественный инструмент. И ни в коем случае не покупайте ни синтезатор, ни электрическое пианино, как бы продавцы вас не убеждали, что это то же самое, что и механическое фортепиано, только лучше. Не верьте. Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать» за ним.
Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен. Если это пианино, то в зависимости от качества инструмента его нужно настраивать от одного раза в два-три года до двух-трех раз в год.
Следите за посадкой ребенка за инструментом. Посмотрите внимательно, как сидит ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Обязательно подберите стул нужной высоты, сделайте сами или закажите плотнику все необходимые подставки.
И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если в исполнении слышно только одно желание — чтобы вы от него побыстрее отстали. Ярким, замечательным примером для родителей от преподавателя служит цитата: «наше дело – учить, ваше дело – любить». Если соблюдать все правила занятий, то союз преподавателя-родителей-учеников станет самым крепким и приводящим к большим творческим успехам наших любимых детей.
Чем более одарен ребенок от природы, тем более бережным и ответственным должно быть отношение к нему со стороны родителей и педагогов.
2. Одаренные дети
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» - считает американский психолог Лета Холлингзуорт. А, по мнению одного из выдающихся российских генетиков - В. П. Эфроимсона, высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи.
Все ли дети одарены от природы? Гены или воспитание, семья или педагоги «ответственны» за раскрытие таланта в полной мере? Таланту нужно помогать.
Дифференциацию видов одаренности в современной психолого-педагогической науке определяет целый набор критериев:
- степень одаренности,
- вид деятельности,
- форма проявления,
- широта проявления,
- особенности возрастного развития.
По критерию «степень одаренности» можно выделить три группы:
- Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
- Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
- Третья — собственно одаренные (15-25 %).
- Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» в практической деятельности ребенка выделяют одаренность академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную). Такая классификация достаточно условна и относительна. Но для воспитания гармоничной личности родителям и педагогам важно ее учитывать.
Дети, наделенные незаурядными способностями, часто испытывают трудности в социализации, в адаптации с внешним миром. Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие талантливым детям:
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
Джон Уитмор, изучающий причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
- Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано
- Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
- Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
- Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
- Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста.
Как видим, выше охарактеризованы некоторые трудности, возникающие у одаренных детей в процессе адаптации в коллективе. Мы же, в силу того, что музыкальная школа предлагает индивидуальное обучение, имеем возможность осуществлять тот самый индивидуальный подход, о котором все время говорит педагогическая наука. При этом к преподавателю предъявляется ряд требований, не соответствуя которым, вряд ли возможно надеяться на успех. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Поэтому увидеть и различить степень одаренности, то направление, в котором ребенок раскроется – одно из важнейших умений, которым должен обладать педагог.
Одаренные дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то вопросах. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним. Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.
Думающему, ищущему педагогу необходимо направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку. Воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Важно также, увидев талант ребенка, не пускать его на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие одаренного ребенка. Не помогая, легко сделать его ниже посредственности.
Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, развитие творческого мышления. Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда бездумно, но без намерения причинить боль. Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. На родителях одаренных детей лежит особая ответственность: с одной стороны, быть верным союзником ребенка, поддерживать, стимулировать и развивать его познавательную потребность. С другой стороны – не увлечься идеей исключительности своего ребенка, не отрывать его от действительности и не рисовать нереальных перспектив. К сожалению, известно немало историй краха несбывшихся надежд родителей на выдающиеся способности детей.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Неординарность с одной стороны открывает таким детям большие перспективы, с другой – так много камней преткновения попадается на пути. Непонимание сверстников, некомпетентность взрослых, несоответствие стереотипам и нормам и т.д., и т.д. Важно подчеркнуть, что возникающие у детей проблемы не являются следствием самой одаренности, ее безусловной характеристикой. Хочется привести цитату из книги Эрики Ландау «Одаренность требует мужества», «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является». Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренным детям помогают подобающим образом, они не бывает проблематичными. И обычно, на них, более одаренных мы ориентируемся в подготовке к различным публичным выступлениям. Нельзя не коснуться вопроса о волнении ученика в предконцертный период и на самом выступлении.
3. Страх публичных выступлений
Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!
Каждый молодой исполнитель должен понять, что сценическое выступление-это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ибо сцена-это лучшее лекарство от волнения! "Лодка в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась!”
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертным выступлением. Можно все знать, все выучить, выиграть, но при этом испытывать сильнейшее волнение, которое негативно сказывается на выступлении. Проблема эстрадного волнения является актуальной для представителей всех исполнительских профессий.
Но, как и почему оно возникает? Н.А. Римский- Корсаков утверждал, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение. И с этим нельзя не согласиться. Более того, иногда исполнитель только находясь на сцене, понимает, что произведение не доучено. Это бывает горьким, но полезным уроком, в следующий раз все будет доучено, ведь провалов и неудач не любит никто! Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, "выпадению нотного текста”, неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену, поведение становится суетливым, эмоциональное напряжение возрастает.
Как нужно учить произведение, чтобы снизить негативную роль волнения при исполнении? А. Щапов выделял 4 этапа подготовки произведения к исполнению:
- Этап предварительного ознакомления
- Работа по «кускам»
- Этап целостного оформления
- Этап достижения эстрадной готовности (проигрывание программы, как на концерте, с полной мобилизацией всех душевных сил). Очень часто большая часть времени уходит на 1 и 2 этапы, а на 3 и 4 времени уже не остается, однако, именно 3 и 4 этапы являются главными при психологической подготовке ученика к выступлению.
Учить любое произведение необходимо тщательно и крепко. Уметь играть его с разных мест, уметь пропеть и сыграть мелодию и подголоски, знать форму и гармоническое строение произведения. Педагог должен фиксировать внимание ученика не на возможности забыть, а на проблеме "рационального запоминания”, т.е. как учить, чтобы не забыть. Очень часто дети запоминают произведение «пальцами», при этом «уши» и «голова» в процессе запоминания участвуют в меньшей степени. Таким образом, на концерте в любой момент может случиться осечка, и ученик останавливается, оказываясь в беспомощном состоянии. Самое страшное в этой ситуации то, что ученик не понимает, что же произошло!? Дома ведь «все выходило», а на эстраде неудача. Вывод таков: «голова» и «уши», также, как и пальцы, должны знать каждую ноту произведения и знать ее должны «нужным» пальцем. Произведение необходимо выучить так, чтобы исполнитель ни на секунду не задумывался об его технических трудностях. Пальцы все делают сами, автоматически, «голова» только контролирует их движения. Настоящий музыкант передает содержание музыки, живет в ней, а не просто играет, пусть даже очень сложный, нотный текст.
Импровизационная свобода игры также является важнейшим показателем готовности программы. Исполнение должно быть художественно созревшим, эмоционально и логически непрерывным, без скучных мест («белых пятен»). Программу необходимо настолько выграть (не заиграть, а именно выграть), чтобы появилось ощущение, что исполнитель знает ее каждой клеточкой своего тела, она должна стать родной, своей!
Л.А. Баренбойм видел причину провала исполнения в «обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами». «Сверхконтроль» над давно выработанными навыками приносит только вред. Не думайте о нотах, думайте о музыке!
Чтобы не забыть нотный текст, многие исполнители используют методику И.Гофмана. Она заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» произведения с начала до конца по нотам, а потом без них. Пальцы берут воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, как во время исполнительского процесса, но сама музыка звучит лишь в слуховых представлениях. Если ученику удается «проиграть» так все произведение, то он, как правило, уже не боится забыть нотный текст. А задача педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы заинтересовать ученика данным произведением, ведь опыт показывает, что все, что интересно, запоминается быстро и легко и, наоборот, все, к чему ученик равнодушен, вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается.
Педагогу нужно помнить, что предконцертное самочувствие ученика в большей степени зависит от его психического состояния. Учитель должен вселять бодрость и уверенность в сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом. Каждому музыканту необходимо тренировать устойчивость к психологическим помехам, мешающим ему успешно выступать. Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность мобилизует все творческие способности исполнителя, но не всегда осознается им. Эта мобилизация, поиски того или иного исполнительского решения, может осуществляться тогда, когда музыкант и не думает о предстоящем выступлении. Можно посоветовать ученику последить за собой дома, т. к. внимание и сосредоточенность можно тренировать постоянно, в любой сфере деятельности дома и в школе. Вредные житейские привычки человека часто негативно сказываются и на выступлении. Нерешительность дома дает знать о себе и на сцене! Ведь профессия исполнителя накладывает на человека свой особый «отпечаток». Музыкант должен играть «здесь и сейчас», в заранее назначенный день. Он не может выбрать день выступления по настроению – это требует сосредоточенности внимания в данный конкретный момент. Именно поэтому, к выходу на сцену нужно готовиться заблаговременно, за несколько дней до концерта.
Подготовка к концертному выступлению - необходимая часть воспитания исполнителя, т. к. результаты выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние исполнителей, выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. В этот момент эмоциональное возбуждение исполнителя достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души, особого чувства окрыленности, всего того, что принято называть вдохновением! Т.е. эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного выступления на сцене.
Вот несколько советов, которые помогут исполнителю избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Задайте себе несколько вопросов и честно ответьте на них: «Всегда ли я учу музыку добросовестно, знаю ли я ее? Несу ли я ответственность за свое исполнение?» Чувство неуверенности у исполнителя возникает, как говорилось выше, из-за недостаточной работы, т.е., работай сосредоточенно, с вниманием, учись добиваться конкретно поставленных целей и результат не заставит себя ждать!
Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше играть на сцене перед публикой. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от недугов сценического волнения.
Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Произведение проигрывается целиком с представлением, что музыкант играет перед комиссией или слушателями. Исполнение можно записать на камеру. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на исполнителя.
Нужно научиться «уходить» от мыслей о возможном провале и от людей, говорящих вам о нем. Полезная критика – это одно, а критицизм совсем иное. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать. Будьте в музыке, живите в ней! К.С. Станиславский говорил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою, как личностью и своим волнением». А великий С.Т. Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: «В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя». То есть, ученику необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как он выглядит, какое впечатление производит на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также музыканту лучше игнорировать любой промах и «идти» дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось. Выяснить – была это случайность или нет?
Любая форма волнения обостряется усталостью. Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит вам радостные эмоции, дает ощущения тепла, света и хорошего настроения. Можно почитать любимую книгу, порисовать, приготовить что-нибудь легкое и красивое. Не нужно зацикливаться на мысли о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, будьте уверенны, спокойны, все «в ваших руках».
Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот «страшный» час настал, надо идти и только одна мысль в голове: «Быстрее бы это все закончилось!» Как играть, о чем, зачем – все равно! Лишь бы все прошло поскорее! Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, не сможет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: «Я ничего не сыграю! Я не смогу!».
При недостаточной уверенности музыканта, можно и нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену.
Исполнителю, который с нетерпением ждет выхода на сцену, легче обрести состояние, способствующее успеху. Это так называемая имаготерапия – терапия вхождения в образ. Музыкант начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом внутри будет рождаться новое психологическое состояние, в котором будет преобладать настроение уверенности и радости перед выступлением.
Очень часто творческая приподнятость подавляет, затормаживает смущение и боязнь. Страх и смущение, в свою очередь, подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс.
Оптимальная сценическая готовность – это единство трех компонентов: физического, умственного и эмоционального. Хорошая физическая подготовка дает ученику ощущение здоровья, силы и выносливости, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата, у ученика возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, так называемые «легкие пальцы». Эти ощущения нужно запоминать, чтобы потом лучше воссоздавать их перед выступлением Л.Л.Бочкарев выделял 3 типа потребности в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности:
1. Потребность в исполнительском процессе (экспрессивная мотивация)
2. Потребность в общении со слушателями (коммуникативная мотивация)
3. Потребность в активном воздействии на слушателей (суггестивная мотивация).
При этом у каждого исполнителя должна быть потребность приобщения к прекрасному, желание донести свое видение мира, потребность в самовыражении. Чем шире жизненный и творческий кругозор музыканта, чем больше у него профессиональных знаний и не только, тем ярче и глубже он способен истолковать сочинение, ему легче направить свое волнение в русло решения творческих задач.
Для достижения оптимального сценического состояния и снятия мышечных зажимов, устранения страха перед публичным выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений. Например, дыхательная гимнастика, разработанная Струве и Токарским. Делается медленный и глубокий вдох через нос, после небольшой задержки дыхания следует спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами следует удлинять.
В.Григорьев рекомендовал следующее упражнение для снятия нервного стресса: потереть круговыми движениями сначала левое, потом правое запястье до появления ощущения тепла, затем те же полукруговые движения над обеими бровями и с двух сторон носа, после натираем мочки и полностью уши до появления ощущения тепла. Подобные действия проводим совместно с педагогом, они помогают успокоить ребенка, настроить его на позитивный лад.
Формирование сценического состояния артиста определяется адаптивными возможностями личности. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием и легче обретает чувство творческого подъема. Психологическая адаптация проходит в несколько этапов:
- Первый этап - это расслабление мышц тела. Когда ученик произвольно расслабляет мышцы своего тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается, восстановительные процессы протекают в 1,5 – 2 раза быстрее, чем в состоянии сна. Нужно представить себе, что все тело постепенно расслабляется и погружается в теплую воду. При этом дыхание должно быть спокойным, глаза прикрыты. Все, что ощущаешь в данный момент надо проговорить про себя, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях.
- Второй этап – это релаксация. Настрой на выступление. Нужно говорить себе, что вы спокойны, собраны, сосредоточены. " Я играю уверенно, мне нравится, как я играю. У меня все отлично звучит, я выполняю все, что задумал. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления”. С каждым разом аутогенное погружение будет помогать все больше и больше.
- Третий этап – это медитативное погружение. Оно связано с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Происходит погружение в звуковую материю. Глубокое осознание и прочувствование всего, что связано с извлечением звука. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, данном мгновении, которое уже никогда не повторится. Музыкант улавливает все переходы звуков из одного в другой. Медитативное погружение осуществляется сначала в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль не посетила исполнителя. Если посторонняя мысль появляется, следует плавно вернуть внимание к исполнению и не отвлекаться. Данный метод основан на самоконтроле исполнителя. Представление, что кроме тебя и музыки никого нет на сцене, сосредоточение только на стихии звуков. В этом случае двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве. Исполнитель и произведение являют собой единое целое.
Очень полезна игра всей программы с динамикой pp, она усиливает тормозные процессы и снимает лишнее возбуждение. Здесь необходима непрекращающаяся концентрация внимания. Можно привести еще несколько упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов и устранению страха перед публичным выступлением:
- Раздув – это сильный и глубокий вдох, выдох такой же полный. В конце упражнения нужно сложить губы "трубочкой” и сделать три последних толчка. Повторить упражнение нужно несколько раз.
- Змея – говорим громко «Ш-Ш-Ш, Щ-Щ-Щ» в течение полуминуты. Это упражнение снимает любой страх и тревогу, как минимум на полчаса.
- Топотун – обычный топот ног. Чудесное средство от страхов и лишних мыслей.
4. Классификация ошибок учеников в концертном выступлении, их причины и профилактика.
Виды ошибок | Возможные причины ошибок | Способы профилактики ошибок (методы устранения их причин) |
Остановки | Непосильная сложность концертной программы | Выбор программы в соответствии с возможностями ученика |
Развитие технической базы ученика | ||
Недостаточная готовность концертной программы | Правильное распределение времени на подготовку программы | |
Недостаточная стабильность из-за отказа в памяти | Выучивание опорных точек и выработка навыка играть с любой из них. При остановке ориентироваться на ближайшую последнюю опорную точку: пропустив фрагмент до неё | |
Неустойчивость внимания из-за недостаточности волевого усилия | Воспитание исполнительской воли | |
Добиться отсутствия остановок за счёт понижения сложности программы. Усилием воли сохранять отсутствие остановок при постепенном повышении сложности программы | ||
Неустойчивость (отвлекаемость) внимания из-за, внешних помех | Тренаж в условиях моделирования ситуации концертного выступления с имитацией возможных помех. | |
Регулярные репетиционные занятия в условиях естественных помех | ||
Непопадания в скачках | Недостаточная координация движений рук | Разбить траекторию движения руки на две части: 1) движение в нужную зону. 2) коррекции на нужную точку (клавиша, лад и т. п.) |
Отработать скачок отдельно с возвратным движением, затем - состыковать с предшествующим и последующим материалом | ||
Грязь в исполнении | Недостаточная слухомоторная координация | Доводить до совершенства каждый фрагмент произведения |
Виды ошибок | Возможные причины ошибок | Способы профилактики ошибок (методы устранения их причин) |
Расхождение между руками | Недостаточная мышечная координация (согласованность движений) | Упражнения в мануальный унисон |
Недостаточная слухомоторная координация | Выявление общих для партий обеих рук метрических опор и ориентация на них | |
Расхождение в ансамбле | Недостатки самоконтроля | Ориентацией на целостное ансамблевое звучание, а не звучание только своей партии |
Репетиция под фонограмму | ||
Фальшивые ноты | Непопадания из-за недостатков движений рук | Разбить траекторию движения руки на две части: 1) движение в нужную зону. 2) коррекции на нужную точку (клавиша, лад и т. п.) |
Отработать скачок отдельно с возвратным движением, затем - состыковать с предшествующим и последующим материалом | ||
Доводить до совершенства каждый фрагмент произведения | ||
Текст заучен с ошибками | Сверить заученное с нотным текстом и откорректировать текстовые ошибки | |
Чрезмерная экзальтация исполнения | Недостаточная саморегуляция | Снижение педагогом уровня динамических и аналогичных проявлений у ученика в предконцертный период ниже нормы |
Недоразвит профессиональный вкус (понимание стиля) | Изучение особенностей выражения эмоций композиторами разных стилей | |
Недостаточная эмоциональность | Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку | Изучение эмоционально ярких произведений |
Недостаточная саморегуляция из-за смещения баланса НС в сторону торможения | Волевое повышение уровня динамических и агогических проявлений в предконцертный период немного выше нормы | |
«Разваливание» формы произведения | Недостаточная саморегуляция временных процессов | Репетировать под метроном, особенно места смены темпов |
Дирижирование всего произведения как развёртывание музыкальной мысли во времени | ||
Непонимание структуры темповых соотношений | Нарисовать графическое изображение формы музыкального произведения и обозначить там темп каждой части. Проанализировать соотношение темпов | |
Неверно взят темп | Отсутствие темпового ориентира | Опираться на заранее подготовленные слуховые представления темпа. В их роли могут выступать представления фрагментов данной пьесы с наиболее устоявшимся темпом |
Ограниченные технические возможности | Развивать исполнительскую технику с учётом представлений об её структуре |
Заключение
Педагогу необходимо воспитывать у ученика положительный психологический настрой перед выступлением, путем грамотного индивидуального подхода с использованием личного примера. Настраивать ученика только на положительный конечный результат.
Нужно настраиваться на успех и беречь нервно-психическую энергию. Перед концертом музыканту лучше заниматься меньше, можно просто просматривать программу: проверить еще раз текст и указания автора, вспомнить замечания и пометки преподавателя, это будет способствовать освежению восприятия, т. к. очень часто, выучив произведение наизусть, ученик перестает открывать ноты, думая, что все выучил. Также можно для разыгрывания поиграть дома упражнения, они не требуют больших эмоциональных затрат и не утомляют ребенка. В любом случае, если программа не готова, учить ее уже слишком поздно!
Надо помнить, что в день концерта важна каждая мелочь. Исполнитель должен быть спокоен, все делать, не торопясь и контролируя себя. Прийти на выступление нужно обязательно заранее, а не бежать сломя голову, ведь к выступлению необходимо подготовиться, понадобится время, чтобы настроиться. В процессе разыгрывания всегда помните о темпах: игра в быстрых темпах ведет к усилению беспокойства. Можно повторить только некоторые моменты из программы и не играть произведение целиком, чтобы не устать и исполнить произведение с полной отдачей всех сил уже на сцене. С. Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением остерегаться волнующих, пусть даже и положительных эмоций, инертный же тип требует перед выступлением разгона, ему нужно долго разыгрываться, полезны поощрительные слова.
Некоторые музыканты неверно настраиваются на предстоящее выступление, считая, что это будет, чуть ли не самое главное событие в их жизни. Неумелые педагоги порой чрезмерно драматизируют ситуацию, нагнетают излишнюю тревогу и к началу концерта ученик, как бы, «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушенный ему груз ответственности. Эмоциональное напряжение должно быть всегда адекватно сложившейся ситуации. Вспомним афоризм, который может помочь настроиться на выступление: «Выходя на сцену, отдавай себя всего, без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит проделывать это еще тысячу раз».
На сцене все должно быть удобно. Концерт может загубить слишком низко или высоко поставленный стул, не то освещение, незнакомый инструмент. Обо всем необходимо позаботиться заранее! Но вообще, играть нужно, учиться в любых условиях и при любых обстоятельствах! Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений. Садясь за рояль, прежде всего, найдите контакт с собой, дыхание спокойное, голова ясная. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, а не на то, кто и что о вас подумает, гоните прочь ненужные, отвлекающие вас мысли, играйте для себя и публики - она ваш друг и помощник. Не бойтесь оказаться не на высоте своих задач, ведь с каждым новым выходом на сцену, вы будете чувствовать себя все увереннее и увереннее.
Также огромное значение имеет работа над произведением после концерта. Необходимо закрепить, если они были, интересные находки и решения в интерпретации, проанализировать то, что получилось или не получилось у исполнителя в концертном состоянии, попытаться «доиграть» или «переиграть» произведение так, как надо, при наличии остатка волнения.
В итоге всего изложенного можно весьма обобщенно прийти к следующим выводам. Контакт учащегося с педагогом, доверительное отношение к ученику возникают на основе подлинной творческой увлеченности обоих процессом работы над произведением. Чем раньше учащийся осмыслит и представит себе образное содержание произведения, пути и приёмы работы над овладением звуковыми и техническими трудностями, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность.
В преподавании следует отметить такие важные стороны, как исполнительская подготовка педагога, владение различными видами анализа самого произведения и процессов его усвоения учащимся, умение своевременно выявлять главное направление в развитии данной исполнительской индивидуальности учащегося, систематическое руководство работой ученика над наиболее сложными и длительно формирующимися умениями и навыками, постоянное расширение вводимого в обучение репертуара.
Познание музыкального произведения, проникновения в его художественные глубины, как и освоение любого другого жизненного явления, безгранично. Путь, по которому идет пианист от первого знакомства с музыкальным произведением до его первого исполнения, по меткие характеристики С. Е. Фейнберга, - это «линия, ведущая от бесконечного через конечные элементы нотной записи опять к бесконечному». Яркое, достоверное, убедительное воплощение музыкального произведения в реальном звучании и вынесении его на суд слушателей являются главной целью этого трудного пути.
Список литературы
- Вопросы музыкальной педагогики. Сост: Натансон В. А., Рощина Л. В. вып. 5. Педагоги делятся опытом М.: Музыка, 1984г.
- Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Классика – XXI, 2007г.
- Каузова А. Г., Николаева А. И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.
- Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002г.
- Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск, 1994г.
- Школа – училище – ВУЗ: проблемы и перспективы. Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 1988г.
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика – XXI, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое музицирование как форма музыкально - исполнительского развития младших школьников в вклассе фортепиано
Ансамблевое музицирование как форма музыкально - исполнительского развития младших школьников в вклассе фортепиано...
Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпрет...
Методическое сообщение "Музыкально - исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением"
В сообщении дается краткий обзор музыкально-исполнительского развития ученика музыкальной школы в работе над пьесами, полифонией, крупной формой....
Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.
Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности....
Подготовка ученика к публичному выступлению
Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? ...
Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"
Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...
Методическое сообщение "Музыкально - исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением"
В сообщении дается краткий обзор музыкально-исполнительского развития ученика музыкальной школы в работе над пьесами, полифонией, крупной формой....