Методическая разработка Тема: Иформационно-коммуникативные технологии как средство интеллектуально-творческого развития личности. Опыт применения интернет - т
методическая разработка по музыке
Данная разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано». Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:
- Понятие информационных технологий.
- Классификация программных средств.
- Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технологий в образовании.
- Внедрение информационных технологий в музыкальное образование.
- Характеристика компьютерных программ.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова»
Методическая разработка Тема: Иформационно-коммуникативные технологии как средство интеллектуально-творческого развития личности.
Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано».
Разработала:
преподаватель ООФ Мельник С.В.
г. Курск 2016 г.
Содержание.
Данная разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано». Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:
- Понятие информационных технологий.
- Классификация программных средств.
- Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технологий в образовании.
- Внедрение информационных технологий в музыкальное образование.
- Характеристика компьютерных программ.
Введение.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.
Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания обучающихся.
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным.
Как этого можно достичь?
Прежде всего, используя в своей работе современные образовательных и информационные технологии. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании.
Понятие технологий
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей в деятельности, относящейся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.
Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например, получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как с ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователями посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать с интернет ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий в образование.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:
- технические средства: компьютерная техника и средства связи;
- программные средства, которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Классификация программных средств.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.
Педагогическими программными средствами могут выступать:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые и пр.);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- демонстрационные (слайд - или видео-фильмы);
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технологий в образовании.
Методическими возможностями информационных технологий принято считать:
- визуализацию знаний;
- индивидуализацию, дифференциацию обучения;
- возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
- моделирование объектов, процессов и явлений;
- разработку и применение информационных баз данных;
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
- возможность самоконтроля;
- возможность тренировки и самоподготовки;
- повышение мотивации обучения;
- формирование культуры учебной деятельности;
- экономию учебного времени.
Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:
-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.
-выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Использование мультимедиа технологий в музыкальном образовательном учреждении.
Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.
В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?
- В возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
- В интегрировании обычного урока с ИКТ, позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;
- В помощи педагогу лучше оценить способности и знания студента, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и дальнейшее освоение информационных технологий.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- для профессиональной подготовки исполнителей;
- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;
- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;
- расширить кругозор обучающегося.
Основные направления использования технологий на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
- Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).
- Самостоятельная поисковая, творческая работа студентов.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:
- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
- самопроверка знаний;
- самообразвание;
- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
На уроках фортепиано активно применяются такие информационные технологии:
1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картины, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).
2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
3. Интернет-ресурсы (обучающие программы).
Характеристика компьютерных программ.
Далее представлена краткая характеристика наиболее используемых компьютерных программ с описанием методики их применения.
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.
Создать собственное музыкальное произведение помогут такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.
Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические стати.
Программа - Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям.
Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.
Презентации могут быть использованы на различных этапах работы над произведением. Так, при изучении произведений И.С.Баха, можно сделать презентацию «Великий Бах – ты музыка Вселенной». На основе изобразительного ряда у обучающихся включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала и повышению интереса при работе над полифонией.
Так же можно сделать презентации по биографии и творчеству других композиторов. Например: «Венские классики», « Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского».
Для работы по предмету «Аккомпанемент» возможна презентация «Искусство аккомпанемента», где обучающиеся познакомятся с историей возникновения аккомпанемента и лучшими концертмейстерами.
Повышает интерес к занятиям просмотр видео тех произведений, которые играет студент. Затем идёт обсуждение исполнения, сравнивание со своей интерпретацией. Обучающийся думает, анализирует, находит своё понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.
Студенты со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю своё исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано также. Этот метод очень эффективный.
На последнем этапе работы над произведением можно применить такой способ: записать игру студента на видеокамеру, а потом вместе прослушать. Обучающийся слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.
Энциклопедия на CD "Классическая музыка" иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира.
Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Я часто использую ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами, а в интернете можно найти и скачать любые ноты.
Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она побуждает студентов действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.
Заключение.
Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Всё это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.
Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальное образование не должно отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности.
Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Список используемой литературы:
- Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2007.
- Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2010.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2011.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2008.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Информационно-коммуникативные технологии в работе ДШИ как средство интеллектуально-творческого развития личности. Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано»
Данная разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано» в Дет...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...
«Личностно - ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности» Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлен материал по теме: «Личностно ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности»Предла...
Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
Cтатья по методической теме...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка
Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....
Статья на тему "Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности".
Изучение второго иностранного языка как путь к самосовершенствованию и развитию личности....
Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...