Исследовательский проект "Роль музыки в фильмах о войне"
проект по музыке (8 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Исследовательский проект на тему"Роль музыки в кинофильмах о войне"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 473

Калининского района Санкт-Петербурга

Исследовательский проект

«Роль музыки в фильмах о Великой Отечественной войне»

Выполнила проект:

Собачкина Светлана Ивановна, ученица 8 «А» класса

Руководитель проекта:

Татьяна Владимировна Одностайченко

Предмет «Музыка»

Санкт-Петербург

2019 год

Содержание:

Введение

1 Музыкальное сопровождение кинофильмов

1.1. История возникновения звукового кино

1.2. Разновидности и функции киномузыки

2. Музыка в фильмах о Великой Отечественной войне

2.1. Фильмы о войне

2.2. Отечественные и современные композиторы

3. Роль музыки в фильмах о Великой Отечественной войне

3.1. Песня в кинофильмах.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Как большинство из нас любит сегодня проводить свободное время? Многие ответят: «Смотреть кино». Чаще всего в кино мы обращаем внимание на актеров и сюжет фильма. Но ведь музыка тоже важна. А нужна ли музыка в кино и зачем ее вообще вставляют в фильмы? Каждый фильм ассоциируется с какой-то песней или мелодией. Часто мы даже не можем вспомнить название фильма, но можем напеть мелодию, которая там звучала.

Со дня Победы в Великой Отечественной войне прошло уже много времени. Но интерес к истории того времени не ослабевает до сих пор. И чем меньше становится людей, переживших те страшные годы, тем больше желающих «пересмотреть», «осмыслить по-новому» события, произошедшие в то время.

И в этом нам помогают фильмы о Великой Отечественной войне, в которых одну из главных ролей в правильном восприятии событий, происходящих на экране, играет музыка. Именно она помогает глубже и легче воспринимать содержание фильма, раскрывает характеры героев, характеризует эпоху того времени.

Обоснование выбора темы: создано великое множество фильмов
о Великой отечественной войне, и в последнее время на киноэкранах появляются новые отечественные фильмы, которые вызывают чувства патриотизма и гордости за нашу Родину у всех поколений, и огромную роль в правильном восприятии смыслового содержания фильмов играет музыкальное сопровождение.

Актуальность темы: киномузыка – одно из направлений киноискусства, которое живет в сердцах миллионов людей и является важнейшим компонентом фильма как средство выразительности глубины содержания. При этом какие бы изменения не происходили в киноиндустрии, музыкальное сопровождение фильмов остается значимым.

Проект посвящен 75-летию Великой Победы!

Гипотеза: многие известные киноленты о войне вызывают большой интерес и сильные эмоции у зрителя во многом благодаря музыке, которая в них звучит.

Цель проекта: доказать, что музыка в отечественных фильмах о войне играет важную роль для зрителей при восприятии содержания.

Задачи проекта:

1. Изучить фильмы о войне.

2. Узнать какие композиторы и какую музыку писали для кинофильмов о войне.

3. Доказать, что музыка очень важна для создания нужной атмосферы действий, происходящих в фильме.

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КИНОФИЛЬМОВ

1.2 История возникновения звукового кино

Когда появилось кино, то вначале оно было немым. Скудные технические средства не позволяли снимать и монтировать фильмы такими, какими мы видом их сегодня. «Немое кино» - общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука.

Первоначально в немом кинематографе музыка имела чисто прикладное значение: приглашенные пианисты, скрипачи, певцы и даже целые ансамбли сопровождали своей игрой демонстрацию фильма. «Музыка должна была,
в частности, заменить экспрессию непосредственно произносимого живого слова»
[1].

В 20-х годах XX века началась звуковая эпоха. Музыка перестает быть иллюстративным сопровождением и становится одним из главных художественных средств, превращается в мощный выразительный элемент.

При этом, музыка, сопровождавшая фильмы тех дней, была фрагментарна и служила в основном для создания эмоционального тонуса, созвучного основной идее и настроению отдельных эпизодов. В музыке должны были отражаться и основные эмоциональные переломы и отдельные происходящие на экране события, их ритмический рисунок, темп движения.

Первым советским звуковым фильмом, завоевавшим серьезный успех, была «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк, 1932 год). Однако, несмотря на то, что в фильме была применена новая звуковая техника, звуковой ряд фильма решался, скорее, в театральных традициях. В первых «говорящих» фильмах авторы пользовались звуком преимущественно как монтажным элементом.

«…Музыка в кинематографе при взаимодействии то с кадром,
то со словом, то с монтажным строем, то со всеми вместе приобретает новые функции и вместе с тем как бы новые качества, отличающие ее от музыки
как самостоятельного искусства»
1.

1.2 Разновидности и функции киномузыки.

Музыкальная концепция, характер музыки в фильме определяются замыслом кинопроизведения и непосредственно зависят от него. Музыка выполняет в фильме важнейшие функции: сообщает картине в целом
и отдельным эпизодам необходимую эмоциональную окраску, выявляет главные мысли и основную идею произведения, дает авторское отношение
к изображаемому.

Благодаря тому, что такая музыка «не видима» в кадре, «вещественно» не связана с героями фильма, она может очень тонко и в то же время достаточно ясно передать отношение режиссера и композитора к происходящему на экране событию, к тому или иному действующему лицу или его поступкам, стать своего рода музыкой от автора, который то негодует, то скорбит о своем герое, то радуется, то сопереживает с ним, то проявляет ироническое отношение.

Мощным средством эмоциональной характеристики атмосферы, духа фильма является лейтмотив. Перемежаясь с музыкальными фрагментами иного содержания и характера основной лейтмотив проходит через весь фильм и словно «сшивает», цементирует разнохарактерные номера в одно целое, пронизывает фильм единым настроением.

Одна из важнейших функций киномузыки состоит также в том, чтобы быть обобщенно-образным выразителем основной идеи фильма, концентрированным воплощением ого основной тенденции.

С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т.д.) и закадровую, «авторскую», «условную», наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета.

Следует отметить, что музыка, выступающая в кино в своей естественной роли - это всегда внутрикадровая музыка, то есть принадлежащая
к изображаемому в фильме миру. В этой функции она в то же время представляет определенное исполнение. Если музыка не играет второстепенной, эпизодической, случайной роли, если она, следовательно,
не служит только звуковым фоном сцены, а ее исполняет – поет или играет – центральный персонаж фильма, то внимание зрителя сосредотачивается и на ее исполнении. Явная внутрикадровая музыка записывается параллельно синхронной речи, поэтому неразрывно связана с ней и с видеорядом. Однако часто внутрикадровую музыку приходится имитировать. Например, в студии создается иллюзия включенного магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка структурно не связана ни с кадром, ни со словом, она – всего лишь легкий, ни к чему не обязывающий фон.

В закадровой музыке более полно используется весь арсенал звучания, все полифоническое, гармоническое, мелодическое и фактурное богатство; точнее и свободнее в ней может проявиться авторская индивидуальность. Закадровая музыка, как правило, усиливает и воздействие кинопроизведения, поднимает эмоционально-выразительную силу его образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст и обладает способностью обобщений
при выражении глубоких мыслей и сильных чувств. В ней проявляется авторский замысел, вкус и взыскательность, такая музыка способна подчеркнуть духовность героя или, наоборот, разоблачить его.
 

Закадровая музыка – это совместный творческий процесс режиссера и композитора. Хорошо написанная и удачно подобранная к изобразительному материалу музыка усилит красоту летнего пейзажа или усугубит драматизм разбушевавшейся стихии. Звучание закадровой музыки может быть мотивировано не только внешним поводом, но и вызвано внутренней потребностью ярче, непосредственнее вскрыть эмоциональную сущность показываемого на экране. Для использования закадровой музыки автор фильма должен точно чувствовать момент, когда изображение перестает быть строго реалистичным и требует музыкального поэтического отступления
или обобщения.

Современный кинематограф предусматривает наличие в фильме музыкальной концепции. Она строится на использовании как закадровой,
так и внутрикадровой, мотивированной киномузыки, которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения
в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда киномузыка усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование киномузыки, построенное часто
на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический" приём усиливает драматизм показываемых событий.

Песня – жанр, возникший в середине XX века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая
и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность. Она отличалась простотой, лаконизмом, завершённостью, доходчивостью.

ГЛАВА II. МУЗЫКА В ФИЛЬМАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

2.1 Фильмы о войне

Фильмы о войне, это то немногое, откуда мы, можем узнать, какой ценой далась нашей стране Великая Победа.

С первых дней войны подвиги героев воспевались в стихах и песнях,
а историки написали не один труд по этим страшным годам. Режиссеры так же не остаются в стороне, практически каждый год, снимая новые фильмы про Великую отечественную войну. В одних картинах юмор перемешивается
со слезами, в других показывается страшная правда об ужасах войны, третьи превозносят подвиг мужества и благородства советского солдата.

Великая Отечественная война в кино стала темой глобального порядка. Возрастала потребность осознать то, как жил и действовал человек в военные годы, какие испытания ему приходилось преодолевать. В своих картинах режиссеры стремились отразить все превратности войны, сделав ее ближе
и понятней.

Война стала прошлым, и точка, которая отделила это прошлое
от настоящего, у каждого была своя: для одних война закончилась в 1945,
для других – с возвращением домой родных.

Кинотруды не одного поколения режиссеров стали квинтэссенцией
не просто истории, но человеческой памяти.


[1] Корганов Т., Фролов И. «Кино и музыка». М., «Искусство», 1964 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

В настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. Цель данной  работы: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наш...

Исследовательский проект "Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников"

      Работа посвящена теме влияния речи мультипликационных героев на речь школьников, формированию понятия культуры речи у учащихся. В результате проведенного исследования автор...

Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....

Музыка в кино. Внутрикадровая, закадровая музыкальная характеристика персонажа. Музыка к фильму "Властелин колец"

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и соответствует УМК «Музыка. Сергеева Г.П. 8 класс». Информация к уроку записана в стиле аудио подкастов (в стиле радиопередач в се...

Кейс по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

В рамках подготовки к итоговому сочинению составлен кейс по одному из направлений ИС...

Расширенный план сочинения по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

Составлен расширенный план к сочинению"Книга,к которой хочется всегда возвращаться"...