"Мир человеческих чувств"
план-конспект урока по музыке (8 класс)
В данном материале представлен план урока музыки по теме "Мир человеческих чувств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chelovecheskih_chuvstv.docx | 25.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке. 8 класс. УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.
Тип урока: комбинированный (закрепление, изучение нового материала)
Вид урока: урок-размышление.
Художественно-педагогическая идея: «Весь трепет жизни всех веков и рас // Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.» Максимилиан Волошин
Цель урока: Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.
Задачи: образовательная: сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П. И. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека. воспитательная: воспитать у учащихся через творчество П. И. Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь. развивающая: развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.
План урока:
Структура урока
1. Орг. момент – 2-3 мин. Приветствие. Посадка. Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний - 5 мин. Задает вопросы по пройденному материалу по теме «Мир человеческих чувств» Отвечают на вопросы учителя.
3. Слушание музыки – 15 мин. Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке.Учитель предлагает вслушаться в музыку П. И. Чайковского и сравнить свои предположения о музыкальных образах с композиторским выражением.
После создания предполагаемых образов слушают музыку П. И. Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора.
Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств. Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства. Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами. Записывают домашнее задание.
4. Хоровое пение – 18 мин. Знакомит и показывает песню Ю. Визбора «Ты у меня одна», предлагая сопоставить мир человеческих чувств. Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П. И. Чайковского и в чем ее отличие. Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов.
Учащиеся разучивают песню.
5. Закрепление и обобщение – 4 мин. Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение. Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя.
Ход урока
1. Оргмомент Вход в класс, приветствие, посадка.
2. Актуализация знаний
У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?
Д: Это тема – «Мир человеческих чувств». У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?
Д: Достаточно часто.
У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).
Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.
У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?
Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом! 3. Слушание
У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.
Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12). Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4)
Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.
У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?
Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.
У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?
Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.
У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?
Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.
У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?
Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!
У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7). А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16).
(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем. У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии.
Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Знаком ли вам жанр увертюра? Что это такое?
Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.
У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?
Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение. У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10). Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».
Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся ( в простой таблице + и -). Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.
У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?
(Запись домашнего задания). Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им. Они уносят дух – властительные звуки! В них – упоение мучительных страстей, В них – голос плачущей разлуки, В них – радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить; Душа безумная томится и желает И петь, и плакать, и любить! В. Красов
4. Хоровое пение У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10).
Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит? Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней.
Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.
Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др. При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.
5. Закрепление и обобщение урока
У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений? Чему научила нас музыка сегодня? Ответы детей. Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке? Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.
Литература: Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989. «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений. В. В. Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа», 2003. «Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., «Дрофа», 2002.
Приложение.
Эту песню в 1964 году сочинил тридцатилетний Юрий Визбор, подзабытый ныне автор-исполнитель своих песен (бард), киносценарист и драматург, журналист, а еще классный киноактер, снявшийся в таких замечательных картинах, как «Июльский дождь» (1966), «Красная палатка» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «Начало» (1970), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Дневник директора школы» (1975) и других.
У Визбора среди более чем трехсот сочиненных песен было много светлых и душевных. Та же, к примеру, цитируемая многими исполнителями песня, которую сегодня еще можно услышать – «Милая моя, солнышко лесное...» Но «Ты у меня одна» – песня, как мне кажется, особая. В ней любовь, как чувство, достигает своей наивысшей точки. Когда самое важное то, что любимая женщина – просто есть. И когда ты готов отдать за нее все, что имеешь, ничего не прося и не ища взамен. Кроме одного: «только свети, свети». Песня Юрия Визбора «Ты у меня одна», бесспорно, есть настоящий гимн любви и жертвенности во имя .
«Ты у меня одна»(распечатать)
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в степи сосна,
Словно в году весна.
Hету другой такой
Ни за какой рекой,
Hи за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
Страстная любовь юноши и девушки разворачивается на фоне непримиримой вражды их семейств. Влюбленные не в силах прожить друг без друга, и их смерть становится тяжелым уроком для родных.
В итальянском городе Верона уже много лет враждуют два богатых знатных семейства, Монтекки и Капулетти. Чтобы прекратить бессмысленную резню, правитель Вероны под страхом смерти запрещает им мстит друг другу.
Единственный наследник Монтекки, юноша Ромео, попадает на костюмированный бал к своим кровным врагам. Он влюбляется в прекрасную Джульетту Капулетти. Ромео не останавливает то, что его избранница принадлежит к враждебному роду, и их родители никогда не дадут согласие на их брак.
Пылкий юноша отправляется на тайное свидание к Джульетте. Он признается ей в своих чувствах, и предлагает тайно обвенчаться. Ромео находит поддержку лице священника Лоренцо, который готов обвенчать молодых.
Тем временем двоюродный брат Джульетты, Тибальт, решает поквитаться с Ромео. На защиту юноши становится его лучший друг Меркуцио, и погибает в схватке. Капулетти собирается выдать дочь замуж за графа Париса. Джульетта обращается за помощью к Лоренцо. Священник дает ей настой, способный надолго усыпить ее. Он пишет письмо Ромео, но юноша не получает его. Узнав о мнимой смерти любимой, он выпивает яд. Когда Джульетта приходит в себя и видит мертвого Ромео, она вонзает себе в сердце кинжал. Смерть влюбленных становится настоящим ударом для враждующих семейств, которые вскоре приходят к перемирию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...
Урок – размышление «Человеческие чувства глазами солдата войны»
Урок-размышлениепо роману Александра Бека «Волоколамское шоссе»на тему «Человеческие чувства глазами солдата войны»Урок-размышление...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
"Любовь как высшее человеческое чувство"
классный час...
"Любовь, как высшее человеческое чувство"
классный час...
Любовь как высшее человеческое чувство!
Цели и задачи мероприятия:Воспитывать у учащихся отношение к любви как к высшему чувству человека.Воспитывать уважительное отношение юноши к девушке и девушки к юноше.Научить различать любовь и влюбле...
Разработка урока музыки в 8 классе "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"
Разработка урока музыки для обучающихся 8 класса "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"...