Разработка урока музыки в 8 классе "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Разработка урока музыки для обучающихся 8 класса "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_8_kl._mir_chelovecheskih_chuvstv-vechnaya_tema_v_muzyke.docx | 870.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Мир человеческих чувств – вечная тема в музыке.
Цель:
Углубить знания детей о вечных темах в музыке. Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе её интонационно-образной природы в связи с другими видами искусства.
Развивать образное мышление, воображение, речь, сенсорную сферу, творческий потенциал учащихся.
Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся.
Тип урока: урок - углубление знаний учащихся в форме творческого проекта.
Методы обучения: метод проблемно-творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного нравственно-эстетического познания музыки, детское музыкальное творчество.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, фортепиано, домашний кинотеатр.
Оформление и материалы: портрет К.Сен-Санса, фотографии А.Павловой и Г.Улановой, репродукции картин художников (А.Куинджи “Облако”, М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, Н.Нестерова “Два лада”, И.Левитана “Над вечным покоем”); мимические сердечки, схема-помощник “Выразительные средства музыки” и картинки с изображением арфы и виолончели, вырезанные из бумаги фигурки лебедей, репродукции картин художников (А.Куинджи “Облако”, М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, Н.Нестерова “Два лада”, И.Левитана “Над вечным покоем”) в виде карточек, отрывки литературных произведений, запечатанные в конверты с заданиями для каждой группы, игра – пазлы.
Методические рекомендации: разделить учащихся на три группы (группа золотистого, серебряного и небесного скрипичного ключа). В ходе урока каждая группа собирает свою картину, состоящую из 5 пазлов. В результате у каждой группы должна получиться своя ассоциативная версия в виде снежинки, звёздочки и цветка.
Эпиграф:
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, -
О, этот мир, так молодо прекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ход урока:
Человек способен испытывать столько чувств, эмоций, переживаний. Их оттенки, даже самые малые, может передать только музыка.
Об этом удивительном свойстве музыки Ф.Тютчев писал:
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов,-
О, этот мир, так молодо прекрасный,|
Он стоит тысячи миров.
Слышите, сама музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья Камиля Сен-Санса послушать его новое сочинение.
“Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, я воскликнул: “Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно”, - вспоминал один из друзей композитора.
2.Прослушивание музыки К.Сен-Санса “Лебедь”.
Прошло более 100 лет. музыка Сен-Санса по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?
3.Запуск творческого проекта.
а) Беседа по впечатлению от прослушанного Поделитесь своими ощущениями. Что вы чувствовали, когда звучала музыка?
Проблемно-творческий вопрос. Можно ли увидеть свои преживания?
Известно, что музыка обладает великой силой. Как удаётся композитору передать
свои мысли и чувства, повлиять на наше восприятие?
Напишите, какие выразительные средства помогли композитору создать такую чудесную музыку.
Работа с картой-помощником “Выразительные средства музыки”.
Ребята, многие великие русские художники очень любили музыку. Возможно, поэтому их работы такие проникновенные, мелодичные, живые. Например, И.Репина вдохновляла “Лунная соната” Бетховена. Под музыку он писал свои картины.
Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен-Санса
Строка без музыки бескрыла
Ты удружи, друг, удружи.
И всё, что сердцу было мило
На музыку переложи.
Писал поэт Р.Гамзатов.
Выберите в задании № 4 те литературные строки, которые вам хочется прочесть на фоне этой музыки? (чтение стихов на фоне живой музыки, оформление четвёртой части пазла).
Солнце уже опускалось в море. Над водой проносились лёгкие серые облачка тумана. Три огромные белые птицы, отливая серебром, махая тяжёлыми крыльями, плавно скользили по воздуху. Их прямые длинные шеи были вытянуты далеко вперёд. После долгой разлуки лебеди возвращались домой.
В.Бианки.
Мелкие росинки на заре
Всю планету держат в серебре,
Но внезапно отблеск золотой
Вспыхнул над серебряной землёй.
Выйди в этот час и собери
Серебро и золото зари.
М.Светлов.
Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка. С.Есенин.
Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду. Жёлтые, красные, оранжевые. Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь на крыльях ветерка, они опускались по воздуху тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво. Прилетит кораблик, сядет на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами так важно, горделиво.
Д.Кайгородов.
Ребята, вы не задумывались, над тем, почему музыку слушают с закрытыми глазами?
Давайте закроем глаза и под музыку Сен–Санса пофантазируем.
Какой образ вы представили? Как бы вы назвали эту музыку? (Ответы учащихся).
Ребята, вам интересно узнать, что возникло в воображении композитора, когда он сочинял эту музыку? Задание №5 вам поможет ответить на этот вопрос.
Почему в конверте 2 лебедя? (один белого цвета, другой – тёмного) Чем они отличаются? Как вы думаете, какой из этих лебедей должен появиться на пятой части пазла? (Ответы и предположения учащихся).
б) Слово учителя:
Замечательная музыка Сен-Санса вдохновила М.Фокина поставить танец для великой русской балерины А.Павловой. Сегодня мы посмотрим этот танец в исполнении Г.Улановой.
Одна и та же музыка. В чем же тогда различие? Попытайтесь его почувствовать.
в) Просмотр видеофрагмента “Умирающий лебедь”.
Лебедь Сен-Санса прекрасный, чистый, символизирует жизнь, благородство, величие.
Лебедь Фокина не менее прекрасен, однако он умирает, но в его смерти то же величие, та же поэзия. Ведь только единственный раз в жизни лебедь поёт и песня та лучше соловьиной.
А в ней слышится красота всего мира и гармония жизни.
“Лебедь” Сен-Санса покорял в разные времена не только слушателей, но и строгих критиков.
Представьте, что вы музыкальные критики. Что бы вы написали об этом произведении?
Какую фигуру вы собрали из пазлов? (цветок, звезда, снежинка). Можно ли “Лебедя” К.Сен-Санса сравнить с цветком, звездой, снежинкой? Почему?
4.Итог творческой работы.
Разместите ваши творческие проекты на доске.
Посмотрите на свои проекты. Это мир ваших душ. Он интересен, удивителен, прекрасен. Его может воспеть не только серьёзная музыка, но и простая, задушевная песня.
Давайте вместе споём замечательную песню Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”.
5.Песня “Как прекрасен этот мир” звучит в исполнении учащихся и сопровождается фрагментом учебного видеофильма для уроков музыки “Лебединая песнь”.
6.Итог урока. Рефлексия. Оценки.
Сегодня мы не только попытались услышать внутреннюю музыку своей души, но и увидеть тот мир, который живёт в нашем сердце. Помог нам в этом великий Сен-Санс. Музыка прозвучала не только для каждого в отдельности, но и для всех вместе. Она объединила нас в прекрасных чувствах и стремлениях. Я надеюсь, вы сохраните впечатления, полученные на уроке, и они станут частью вашей личности.
А ваши впечатления от урока выразите в виде рисунка или отзыва.
Камилл Сен-Санс (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил исключительные музыкальные способности; пяти лет начал выступать в концертах, шести лет написал свои первые сочинения, десяти лет выступил в парижском концертном зале "Плейель", исполнив с оркестром концерты Моцарта и Бетховена. После занятий с известным пианистом К. М. Стамати Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были Ф. Бенуа (орган), Н. А. Ребер и Галеви (композиция). В 1853-1877 годах работал церковным органистом; одновременно в 1861-1865 годах преподавал игру на фортепьяно в школе Нидермейера, где среди его учеников были Г. Форе и А. Мессаже. В 1871 году Сен-Санс был одним из организаторов Национального музыкального общества. Он много концертировал как пианист и затем как дирижер, исполняя преимущественно собственную музыку. В 1871 году впервые выступил в России; был в дружеских отношениях с Н. Г. Рубинштейном, по предложению которого написал 2-й фортепьянный концерт. Это произведение Сен-Санс исполнял во время гастролей в России в 1875 году. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку; он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского "Борис Годунов".
С 1881 года Сен-Санс член Института Франции. В 1891 году организовал музей в Дьеппе (место рождения его отца), куда передал свои рукописи. Здесь, за несколько месяцев до смерти, 86-летний композитор выступил в последний раз. Сен-Санс был очень плодовитым композитором, писавшим в разнообразных музыкальных жанрах. Одним из первых во французской музыке он начал сочинять программные симфонические поэмы, продолжая в этом отношении традиции Листа. Большое распространение получила "Пляска смерти" - эффектная концертная пьеса, изобретательно оркестрованная. Из других поэм более известны написанные по сюжетам античной мифологии "Прялка Омфалы" и "Фаэтон". В числе других симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Эти сочинения созданы в 1860-1880 годах - в период рассвета творческой деятельности Сен-Санса. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, очень тепло относившегося к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 году в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон" был представлен лишь в 1892 году. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц; достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и др. стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка", 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне", "Арагонская хота" и др. Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса" и др. произведениях.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них: "Материализм и музыка" (1882), "Гармония и мелодия" (1885), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894), "Портреты и воспоминания" (1900; наиболее известная книга Сен-Санса), а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта и др. После смерти Э. Гиро Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
Творчество Сен-Санса отличается некоторой стилистической пестротой. Его ранние произведения были написаны в стиле Мендельсона и Шумана, затем он испытал влияние Вагнера и особенно Листа; в то же время у Сен-Санса многое и от Берлиоза ("Именно Берлиоз сформировал мое поколение", - писал он) и от лирической оперы Гуно. Но, несмотря на эклектичность творчества Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки, занимают почетное место в мировой музыкальной литературе. "Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное". В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры..." - писал о Сен-Сансе Р. Роллан.
М. Ю. Миркин
Литература.
1. Роллан Р. "Камилл Сен-Санс", "Музыканты наших дней", М., 1938.
2. "Французская музыка второй половины XIX века" под редакцией М. Друскина, М., 1938.
3. Кремлев Ю. "Камилл Сен-Санс и его эстетика", "Советская музыка", 1955, 6.
4. Алексеев И. "Новое о Сен-Сансе", "Советская музыка", 1960, 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»
Тема урока: Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная: познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка
Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка. Составлен с использованием Способа диалектического обучения....
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
Разработка урока по формированию грамотного чтения литературного текста, развивающего умения формулировать тему текста и основную мысль, пон...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"
Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка....