СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Возрождение народных традиций».
проект по музыке (9 класс)
Обоснование актуальности проекта.
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Социально-экономические инновации период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Макашевская средняя общеобразовательная школа
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Возрождение народных традиций».
( Срок реализации проекта: долгосрочный)
Автор: Попова Елена Ивановна, руководитель школьного
краеведческого музея
2019 год.
« В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки».
Т.Г.Шевченко.
Обоснование актуальности проекта.
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Социально-экономические инновации период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых огромное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Воспитание основ патриотизма наиболее успешно проходит в процессе приобщения детей к народному культурному наследию. Из века в век важное место в народной педагогике России занимал фольклор, в котором особое внимание уделялось теме любви к родине и защите отечества. Зарождаясь в детстве и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Через данный проект обучающиеся нашей школы познакомятся с народными обычаями и традициями Воронежского края, появится интерес к народным праздникам. Данный проект направлен на социализацию обучающихся, на совершенствование у них духовно-нравственных качеств. Необходимо, чтобы люди знали о культуре и традициях родного края.
Тема проекта выбрана не случайно, так как выяснилось, что дети не обладают в полной мере знаниями о народных традициях своего края.
Проектная деятельность - это желание познакомиться с культурными традициями своего народа.
Народные (фольклорные) праздники никогда не бывают скучными, у ребенка они вызывают яркий эмоциональный отклик.
Современная школа ставит следующие задачи:
- Формирование у детей представлений о культуре русского народа, его ценностях и особенностях.
- Просвещение родителей в области использования фольклора в воспитании основ патриотизма у детей.
- Пополнение предметно - развивающей среды предметами домашнего обихода, русскими национальными костюмами, музыкальными инструментами и т.д.
Гипотеза: Приобщая детей к народному творчеству, они без особого труда включатся в процесс социализации.
Содержание проекта.
В процессе реализации проекта совместно с Макашевским СДК будут проведены фольклорные праздники и организованы следующие виды деятельности:
- Составление плана действий, сбор материала по теме праздника, мероприятия, составление сценария праздника.
- Разучивание песен, стихов, пословиц по теме праздника.
- Чтение художественных произведений по теме
- Оформление папки-передвижки и книжной выставки, презентации.
- Конкурсы рисунков, изготовление поделок к празднику и оформление выставки поделок
- Репетиции театрализованной части праздника, подготовка реквизита, костюмов.
- Интервью со старожилами села Макашевка
- Подбор видеоматериала по теме праздника.
- Разучивание народных игр.
- Объявления, листовки, буклеты о предстоящем празднике
- Оформление сцены.
- Проведение праздника.
Большую социальную роль в быту играет песня. Знакомство с героическими и лирическими народными песнями способствует патриотическому и эстетическому воспитанию детей. В процессе игры на русских народных музыкальных инструментах дети овладеваю умением игры на инструменте, научатся слушать игру друг друга в коллективе.
Эмоциональный настрой праздникам придают данные виды деятельности.
Огромную роль в социализации ребёнка играют сказки и былины. Элементы сказок и включение в праздник сказочных персонажей привлекают внимание зрителей. Они формируют представления детей о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения. Примеряя на себя различные роли, дети усваивают, что терпение, трудолюбие, забота девочки - вознаграждается; силой, смелостью, служением родной земле юноша может заслужить любовь и уважение людей; уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме.
Народные праздники всегда связаны с игрой. Изначально именно в игре у детей формируется умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Кроме того, игра вызывает положительные эмоции, уходит стеснение и дети преодолевают коммуникативные барьеры, устанавливаются доверительные отношения, как между детьми, так и между детьми и руководителем.
Пробуждение любви к родному краю, национальному искусству, развитие интереса к истории народа, его быту, способствует развитию самосознания ребёнка, осознанию национальной идентичности, своего места в обществе.
Общение со старожилами села даёт детям бесценный опыт взаимодействия со старшим поколением, которое отличается не только говором, но и жизненным опытом, образом мыслей. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Большую воспитательную роль для детей играет активное включение в занятия образцов местного фольклора (аудио и видеозаписи), сделанные в ходе поисково-краеведческой работы обучающихся.
Участие в проекте ««Возрождение народных традиций» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых, создаёт благоприятные условия для социализации обучающихся. В рамках данного проекта решается широкий круг вопросов духовно-нравственного и художественно-эстетического направления.
Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа родного края, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.
Задачи:
1. Разработать план, подготовить и провести мероприятия и праздники.
2. Развивать эмоциональное восприятие фольклорных жанров в различных видах деятельности.
3. Развивать воображение, творческие и актёрские способности, у детей вызывать интерес к истории и народным традициям родного края;
4. Наладить поисково-краеведческую работу по сбору фольклорного материала о народных праздниках с привлечением родителей обучающихся.
6. Издать буклеты, презентацию, фотоальбом, брошюру «Народные праздники» и др.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов.
- Обсуждение с администрацией школы вопросов по проекту.
- Составление плана мероприятий.
II. Основной – деятельностный.
Вовлечение обучающихся в процесс усвоения социального опыта.
- Образовательная деятельность с детьми (музейные занятия по фольклору).
- Совместная деятельность (поисково-краеведческая работа, разучивание игр, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам, репетиции, изготовление костюмов и декораций).
- Самостоятельная деятельность детей (разучивание ролей, песен, чтение художественной литературы, занятия ручным трудом).
III. Заключительный - оценочный.
- Обобщение результатов работы (изготовление буклетов, фотоальбома, брошюры – как итога работы);
- Анализ деятельности.
- Перспективное планирование.
Формы работы, используемые при реализации проекта зависят от конкретного мероприятия и подготовки к нему:
- индивидуальная (разучивание роли, песни, танца, освоение игры на музыкальном инструменте и т.д);
- групповая (репетиции и инсценирование сказок, хоровод, игра, исследовательская работа, оркестр и т.д.;
- коллективная (проведение народных праздников, концертов, конкурсов и т.д.)
Сочетание форм работы способствует вовлечению детей в творческий процесс. Переключение с одной формы работы на другую позволяет избежать монотонности и поддерживать интерес детей к осваиваемому материалу.
План мероприятий в рамках проекта
№ п/п | Название мероприятия. | Сроки. |
1. | Праздник «Рождественские колядки» | январь |
2. | Народный праздник «Широкая масленица». | Март |
3. | Организация праздника «Пасха». | Апрель |
4. | День Славянской письменности. Акция «Назад в будущее» | май |
5. | Праздник «Березкины именины». | июнь |
6. | Праздник «День Петра и Февронии». | июль |
7. | Фольклорный праздник «Яблочный спас» | август |
8. | Фольклорный праздник «Осенины». | сентябрь |
9. | Фольклорный праздник «Деревенские посиделки». | октябрь |
10. | Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен». | ноябрь |
11. | Познавательное мероприятие в форме игры поле-чудес «Народные праздники, связанные с птицами» | декабрь |
Критерии результативности и эффективности проекта:
1. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.
2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, педагогами при решении различных творческих задач.
3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.
4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, игра в народные игры.
По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом «Народные праздники», презентации по темам праздников, презентация «Календарь православных праздников», предполагается оформление новой экспозиции в школьном музее «Народные традиции родного края», будут выпущены брошюры по темам народных праздников, издан рукописный сборник «Народные традиции родного края».
В отношении подросткового возраста говорить о результатах социализации, как о чем-то уже окончательно сформировавшемся, неправильно. Процесс будет продолжаться, и то, что он имеет позитивный вектор направленности, с полным основанием можно рассматривать как уже достигнутый очень важный результат.
В результате проекта предполагается повышение уровня общей культуры школьников, которая проявляется в коммуникативных способностях, в культуре речевого, жестового общения; в уважении к пожилым людям; в доброжелательном отношении к окружающим. Дети познакомятся с музыкальным фольклором (пение, игра на народных музыкальных инструментах), сформируются навыки актёрского мастерства.
Обучающиеся получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, культурных традиций России, в том числе и фольклора Борисоглебского района.
Личная включённость детей в реальную позитивную социальную и социокультурную практику подтверждает эффективность проделанной работы в рамках проекта.
Используемые источники:
1. Князева О.Л. Моханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд. перераб. и доп – СПб: Детство- пресс,2008.-304с.
2. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество: Учебник. / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. - 533с.
3. Интернет-ресурсы:
http://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Русские народные традиции и праздники"
Педагогический проект "Народные традиции и праздники на Руси", коллективный, годовой проект.Авторы:Дедюрина А. В. - учитель музыки и руководитель театра "Шутка";Алимова Е. Н. - заместитель директора п...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
В статье представлен кузбасский опыт организации внеурочной воспитательной работы с подростками на основе национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
Социальный проект "Возрождение ткацкого станка"
laquo; Не зная прошлого,невозможно понять подлинныйсмысл настоящего и цели будущего»М. ГорькийЛюбимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.Мы живем в г...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Возрождение народных традиций».
Обоснование актуальности проекта. Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились со...
Проект " Возрождение народного ремесла валяния"
Приобщение детей к народному творчеству приведет нас к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить интерес, развить культурные ...