Социальный проект "Возрождение ткацкого станка"
проект (6, 7, 8 класс)

Статьина Валентина Владимировна

« Не зная прошлого,невозможно понять подлинныйсмысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

Любимый уголок  земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Мы живем в  городе Заволжье, а наши предки  жили в Городецком  районе, Чкаловском районе и по всему Нижегородскому краю. Здесь живут   замечательные трудолюбивые люди.

Учимся мы в МБОУ СОШ № 18 города Заволжье, на уроках  истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались  жители сел и деревень Нижегородского края.

И чего только не умели  мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело, ткацкое ремесло…

При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины  - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. 

Это и определило выбранную тему нашего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_vozrozhdenie_tkatskogo_stana.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект
«Возрождение

ткацкого станка»

Участники проекта: 

  • Наследова Алена                 6 класс «Б»   МБОУ СШ № 18
  • Бородинова Эльвира           6 класс «Б»   МБОУ СШ № 18
  • Егорова Анастасия              6 класс «Б»   МБОУ СШ № 18
  • Сладкова Александра          6 класс «Б»   МБОУ СШ № 18

Руководитель проекта: Статьина Валентина Владимировна

Оглавление:

  1. Введение                                                         3 стр.
  2. Теоретическая часть                                      5 стр.
  3. Экономический расчет                                   6 стр.
  4. Ожидаемый результат                                   7 стр.
  5. Заключение                                                     8 стр.
  6. Использованные материалы                         9 стр.    
  7. Приложение                                                  10 стр.

« Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

1.Введение.

    Любимый уголок  земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Мы живем в  городе Заволжье, а наши предки  жили в Городецком  районе, Чкаловском районе и по всему Нижегородскому краю. Здесь живут   замечательные трудолюбивые люди.

Учимся мы в МБОУ СОШ № 18 города Заволжье, на уроках  истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались  жители сел и деревень Нижегородского края.

И чего только не умели  мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело, ткацкое ремесло…

     При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины  - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

В мире том, где облака так легки,

Есть на свете замечательный дом

Средняя школа № 18

Здесь каждый день и каждый час

Дела находятся у нас!

Танцуем, учимся, поем!

В школьном музее экскурсии ведем!

Музей  школы – украшенье!

Музей наша история

Посещать его мы любим

А пополнять тем более!

                         Предметов крестьянского быта

                         Так много у нас не сочтешь!

                         Каких только нет экспонатов

                         Не в каждом музее найдешь!

Есть у нас сундук и короб,

коромысло и валёк

Но а гордостью музея является ткацкий станок.

Это и определило выбранную тему нашего проекта.

Тема: Возрождение ткацкого станка

Цель работы: формирование представления о народных ремёслах Городецкого края, развитие интереса к ткацкому народному ремеслу

 Задачи:

  • изучить литературу по теме
  • знакомство с ткацким ремеслом
  • раскрыть значимость ткацкого народного ремесла
  • узнать о народных умельцах нашего  района
  • научиться  ткать  на станке

Методы исследования:

  • чтение различной литературы; работа в интернете;
  • наблюдение;
  • опрос; интервью;

Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живёт ли в наше  время  ткацкое ремёсло  или оно уже давно забыто?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провёли наблюдения, изучили  книгу Лавровой Н.А., посетили музей, изучили материалы в интернете.

Мы  выдвинули  гипотезу:    если в Городецком районе есть люди, которые владеют секретами ткацкого  ремесла, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.

В ходе своего исследования мы хотели бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто, очень хотели бы научиться работать на ткацком станке.

2.Теоретическая  часть

Городец, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже нескольких столетий, кроме занятий земледелием (которое, по- нашему мнению, является рискованным) и скотоводством, рыбной ловлей и бортничеством, жители занимались ремеслами. Ремесло – это изготовление каких- либо изделий ручным способом. В нашем крае  определенную роль в  быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. Умения ремесленников складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, наделить каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.

Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для  отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя,  но и для продажи.  

В ходе создания проекта к нам пришла идея попробовать самим повторить работу  ткачей  на станке.

В  родной школе  не забыты  ремёсла  и существуют  условия  для их   возрождения, главное -  у нас есть музей, где  хранятся разнообразные  артефакты. Рассказы о давно минувших днях  незримо живут в каждой вещи. В каждую вещь вложена частица доброй, любящей удалой казацкой души. Каждый предмет  таит  в себе историю и может рассказать о быте, традициях, обычаях того далёкого времени. Мы проводим кропотливую работу по  собиранию музея, по изучению экспонатов.

   Проводя экскурсии  в музее ,мы  сделали следующий  вывод :

 - каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа

- наработав личный практический опыт, освоив в полной мере  ткацкое ремесло, можно стать носителем традиции.

Экономический расчет:

4. Заключение.

   Сегодня  Городецкий  район    – это современный  край, устремлённый в будущее.

Городец  - музейная столица Поволжья.

Меняется облик городов и  сел, но корнями они уходят в далекое прошлое.

В результате исследовательской работы нам удалось убедиться в том, что традиционное ткацкое ремесло и другие ремесла - не забыты. Они живут и радуют глаз и душу человека. Готовясь к лекциям в музее, мы  заглянули вглубь веков.   Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.

Народные ремесла – это историческая ценность, культурное наследие, гордость нашего народа. Изделия народных художественных промыслов России знают и ценят во всем мире. Поэтому изучение и сохранение ремесел – важная задача как для государства, так и для каждого человека. Искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.  

Использованные материалы:

  1. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
  2. Официальный сайт Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
  3. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/uchebno-issledovatelskii-prekt-vozrozhdenie-remesel

  1. http://www.astraclub.ru/viewtopic.php?p=2456165&sid=0a9e0f7f31a655b6310838e9bb81169e
  2. http://www.volgograd.ru/afishi/276468.poster
  3. http://artlavka.eto-ya.com/tag/igrushka/
  4. http://ekabu.ru/other/21702-dymkovskaya-igrushka-istoriyafotografii.html
  5. http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43708964349
  6. http://www.webartplus.narod.ru/folk25.html
  7. http://www.samint.ru/page20076/ekskursii-na-proizvodstvo
  8. http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140623438/
  9. http://www.goldmoscow.net/index.php?categoryID=556&sort=name&direction=DESC
  10. http://www.musobl.divo.ru/colln_lakmet2.html
  11. http://sun-dale.ru/mastera.html

15.http://zelmiroffice.ru/articles/detskoe-tvorchestvo/lepka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение. Ткацкие переплетения

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...

Ткацкие переплетения

Урок технологии в 5 классе по теме "Ткацкие переплетения" (раздел "Материаловедение"). Основные понятия: нити основы и нити утка, виды простых переплетений (полотняное, атласное, саржевое)....

Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".

Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....

мастер-класс "Ткацкий станок из картонки и вилки"

Материал предназначен для учителей трудового обучения. Может быть использован для проведения кружковой работы с учащимися ....

Занятие На тему: Выключить станок, снять изделие со станка, зачистить торцы .( Дата проведения 24.03. 20г)

Токарные станки – группа оборудования, которая сейчас широко используется на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, домашних условиях и при обучении в школах  с целью механичес...

История ткацкого станка

Ребята, здравствуйте! Сегодня предлагаю вам вспомнить истоию ткацкого станка. Ниже даю вам краткое описание и картинки подсказки. Ваше домашнее задание: создать слайд презентацию на тему:"История...