Социальный проект "Возрождение ткацкого станка"
проект (6, 7, 8 класс)
« Не зная прошлого,невозможно понять подлинныйсмысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Мы живем в городе Заволжье, а наши предки жили в Городецком районе, Чкаловском районе и по всему Нижегородскому краю. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
Учимся мы в МБОУ СОШ № 18 города Заволжье, на уроках истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались жители сел и деревень Нижегородского края.
И чего только не умели мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело, ткацкое ремесло…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
Это и определило выбранную тему нашего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_vozrozhdenie_tkatskogo_stana.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Возрождение
ткацкого станка»
Участники проекта:
- Наследова Алена 6 класс «Б» МБОУ СШ № 18
- Бородинова Эльвира 6 класс «Б» МБОУ СШ № 18
- Егорова Анастасия 6 класс «Б» МБОУ СШ № 18
- Сладкова Александра 6 класс «Б» МБОУ СШ № 18
Руководитель проекта: Статьина Валентина Владимировна
Оглавление:
- Введение 3 стр.
- Теоретическая часть 5 стр.
- Экономический расчет 6 стр.
- Ожидаемый результат 7 стр.
- Заключение 8 стр.
- Использованные материалы 9 стр.
- Приложение 10 стр.
« Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
1.Введение.
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Мы живем в городе Заволжье, а наши предки жили в Городецком районе, Чкаловском районе и по всему Нижегородскому краю. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
Учимся мы в МБОУ СОШ № 18 города Заволжье, на уроках истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались жители сел и деревень Нижегородского края.
И чего только не умели мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело, ткацкое ремесло…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
В мире том, где облака так легки,
Есть на свете замечательный дом
Средняя школа № 18
Здесь каждый день и каждый час
Дела находятся у нас!
Танцуем, учимся, поем!
В школьном музее экскурсии ведем!
Музей школы – украшенье!
Музей наша история
Посещать его мы любим
А пополнять тем более!
Предметов крестьянского быта
Так много у нас не сочтешь!
Каких только нет экспонатов
Не в каждом музее найдешь!
Есть у нас сундук и короб,
коромысло и валёк
Но а гордостью музея является ткацкий станок.
Это и определило выбранную тему нашего проекта.
Тема: Возрождение ткацкого станка
Цель работы: формирование представления о народных ремёслах Городецкого края, развитие интереса к ткацкому народному ремеслу
Задачи:
- изучить литературу по теме
- знакомство с ткацким ремеслом
- раскрыть значимость ткацкого народного ремесла
- узнать о народных умельцах нашего района
- научиться ткать на станке
Методы исследования:
- чтение различной литературы; работа в интернете;
- наблюдение;
- опрос; интервью;
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живёт ли в наше время ткацкое ремёсло или оно уже давно забыто?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы провёли наблюдения, изучили книгу Лавровой Н.А., посетили музей, изучили материалы в интернете.
Мы выдвинули гипотезу: если в Городецком районе есть люди, которые владеют секретами ткацкого ремесла, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
В ходе своего исследования мы хотели бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто, очень хотели бы научиться работать на ткацком станке.
2.Теоретическая часть
Городец, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже нескольких столетий, кроме занятий земледелием (которое, по- нашему мнению, является рискованным) и скотоводством, рыбной ловлей и бортничеством, жители занимались ремеслами. Ремесло – это изготовление каких- либо изделий ручным способом. В нашем крае определенную роль в быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. Умения ремесленников складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, наделить каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.
Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи.
В ходе создания проекта к нам пришла идея попробовать самим повторить работу ткачей на станке.
В родной школе не забыты ремёсла и существуют условия для их возрождения, главное - у нас есть музей, где хранятся разнообразные артефакты. Рассказы о давно минувших днях незримо живут в каждой вещи. В каждую вещь вложена частица доброй, любящей удалой казацкой души. Каждый предмет таит в себе историю и может рассказать о быте, традициях, обычаях того далёкого времени. Мы проводим кропотливую работу по собиранию музея, по изучению экспонатов.
Проводя экскурсии в музее ,мы сделали следующий вывод :
- каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа
- наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ткацкое ремесло, можно стать носителем традиции.
Экономический расчет:
4. Заключение.
Сегодня Городецкий район – это современный край, устремлённый в будущее.
Городец - музейная столица Поволжья.
Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое.
В результате исследовательской работы нам удалось убедиться в том, что традиционное ткацкое ремесло и другие ремесла - не забыты. Они живут и радуют глаз и душу человека. Готовясь к лекциям в музее, мы заглянули вглубь веков. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.
Народные ремесла – это историческая ценность, культурное наследие, гордость нашего народа. Изделия народных художественных промыслов России знают и ценят во всем мире. Поэтому изучение и сохранение ремесел – важная задача как для государства, так и для каждого человека. Искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.
Использованные материалы:
- Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
- Официальный сайт Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/uchebno-issledovatelskii-prekt-vozrozhdenie-remesel
- http://www.astraclub.ru/viewtopic.php?p=2456165&sid=0a9e0f7f31a655b6310838e9bb81169e
- http://www.volgograd.ru/afishi/276468.poster
- http://artlavka.eto-ya.com/tag/igrushka/
- http://ekabu.ru/other/21702-dymkovskaya-igrushka-istoriyafotografii.html
- http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43708964349
- http://www.webartplus.narod.ru/folk25.html
- http://www.samint.ru/page20076/ekskursii-na-proizvodstvo
- http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140623438/
- http://www.goldmoscow.net/index.php?categoryID=556&sort=name&direction=DESC
- http://www.musobl.divo.ru/colln_lakmet2.html
- http://sun-dale.ru/mastera.html
15.http://zelmiroffice.ru/articles/detskoe-tvorchestvo/lepka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение. Ткацкие переплетения
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...
Ткацкие переплетения
Урок технологии в 5 классе по теме "Ткацкие переплетения" (раздел "Материаловедение"). Основные понятия: нити основы и нити утка, виды простых переплетений (полотняное, атласное, саржевое)....
конспекта занятия по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» на тему: «Общие сведения о металлорежущих станках. Токарный станок»
История токарных станков, Основные узлы и детали токарно-винторезного станка....
Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".
Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....
мастер-класс "Ткацкий станок из картонки и вилки"
Материал предназначен для учителей трудового обучения. Может быть использован для проведения кружковой работы с учащимися ....
Занятие На тему: Выключить станок, снять изделие со станка, зачистить торцы .( Дата проведения 24.03. 20г)
Токарные станки – группа оборудования, которая сейчас широко используется на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, домашних условиях и при обучении в школах с целью механичес...
История ткацкого станка
Ребята, здравствуйте! Сегодня предлагаю вам вспомнить истоию ткацкого станка. Ниже даю вам краткое описание и картинки подсказки. Ваше домашнее задание: создать слайд презентацию на тему:"История...