Волшебная палочка дирижера.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект урока для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palochka_dirizhera.docx23.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волшебная палочка дирижера.

У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Задаю  вопрос команде.

1.  Что такое темп в музыке? (Скорость звуков)

2.  Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)

3.  Как называется движение в музыке? (Динамика)

4.  Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло)

5.  Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко)

6.  Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

7.  Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

8.  Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

  1. 1)(Слайд 1).

У: Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?

Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

У: (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  Тема урока  называется «Волшебная палочка дирижёра.  Почему она волшебная? На этот вопрос  вы ответите сами в конце урока. 

2) (Слайд 3)

У: "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом  в процессе разучивания и публичного исполнения  музыкального произведения". 

У: Объясните подчёркнутые словосочетания.   (Они помогают определить роль дирижера)

 (Слайд 5)  Виды оркестров

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

У:    Назовите  виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов. видео

Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов.

(Слайд 8) Партитура

 На пульте перед дирижёром лежит – партитура 

- Кто знает,  что такое партитура? (Полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым  низким.

5) (Слайд 9) Основные группы симфонического оркестра

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а)  шумовые:  кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, тамтам, барабаны  (большой и малый).  Их партии  записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
б) 
с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

(Слайды 10-13)

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

У: Ребята, какова основная роль дирижера?

Д: Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов. Некоторые инструменты звучат так громко, что музыканты просто не слышат своих соседей. На помощь приходит дирижёр, который и мимикой,  и жестами задаёт ритм, показывает,  где должны вступить определённые инструменты.

 Сообщение

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках

у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». (И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту)

Батута - палка для «громкого» дирижирования.

(ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)

Вопрос

Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

Д: Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.

У: Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Слайд № 13 (показ дирижерской палочки)

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит

к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

У: Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Порепетируем.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.


Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.

У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

 7)У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерПродолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

 (Слайд 14)

У: Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

(Слайд 15-18)

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007)  русский виолончелист, дирижер,  общественный деятель.

Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из   музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств  Франции.  

Владимир Теодорович  Спиваков слайд— всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки.  Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО  за выдающийся вклад в мировое искусство.

У: Дирижеры -   высокообразованные люди с широким кругозором,  с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы,  люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше.

  1. 7) «Музыкальная викторина». Пользуясь текстом, который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу.  (Работа в группе)

Название групп симфонического оркестра

Музыкальные инструменты

1

2

3

4

 

Иоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

- Ребята, какие инструменты вы услышали? (Играли скрипки).

У:  Верно. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра.  Это самый совершенный инструмент из всех струнных У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. Богатство звучания скрипки Страдивари современным мастерам сотворить не удалось. В Бранденбургском концерте № 3 Бах писал партию для каждого инструмента как соло. Для исполнения и прослушивания эта музыка была выбрана потому, что произведение было написано именно для девяти струнных: 3 скрипки, 3 альта, 3 виолончели и клавишные. Со временем было забыто о том, что концерт играли 9 музыкантов. Сто, двести лет спустя его стали играть большие симфонические оркестры, где 50 - 60 струнных. Но сегодня важно сыграть эту музыку так, как написал Бах - для девяти солирующих инструментов".

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит фрагмент увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Учитель. Дети, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

Дети. Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

Учитель. "В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними (слайд 12). Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Деревянные духовые "выручали" композиторов, заполняли паузы, играли гармонию, фон и никогда не вели мелодию. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).

Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая.

"Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах.  Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать".

И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).

В музыке И. Стравинского к балету "Весна священная" солируют и ударные инструменты, и медные духовые.

  1. 7)ЗАДАНИЕ 

Разгадай кроссворд  «Семь музыкальных инструментов»: 

Впиши в горизонтальные ряды клеток названия шести музыкальных инструментов:

1. Медный духовой инструмент.

2. Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано.

3. Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники.

4. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука.

5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.

6. Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.

     Если горизонтальные строки будут заполнены правильно, то по вертикали ты сможешь прочитать название седьмого музыкального инструмента.

 

  1. Сравнить: скрипка - балалайка, установив

а) общие признаки ___________________________(музыкальные инструменты, струнные) 

б)различие___________________________________________________________

 (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

ЗАДАНИЕ

Укажи стрелками, к какой группе относятся инструменты:

Труба                                      

Ксилофон                               Струнные смычковые

Скрипка                                  Деревянные духовые

Гобой                                      Медные духовые

Тромбон                                  Ударные

Флейта                                    

Разучивание песни «Дождь пойдет по улице» с дирижированием

 IV. Итог урока, оценивание.

У: Какая группа является фундаментом оркестра?

1) деревянно-духовые

2) ударные

3) струнно-смычковые

4) медно-духовые

К какой группе инструментов относятся литавры?

1) деревянно-духовые

2) ударные

3) струнно-смычковые

4) медно-духовые

 

Звук, какого инструмента напоминает бас или баритон?

1) флейта   

2) гобой

3) кларнет

4) фагот

 

Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Какими качествами должен обладать дирижёр?

V. Домашнее задание: исполнять с дирижированием песню «Дождь пойдет по улице»

Учитель: Оркестр, когда

Всех инструментов голоса сольются.

И тогда услышим, как шумят леса

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне

И как пурга яриться,

И как мечтает о весне продрогшая синица.

Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная палочка дирижера....

Вам наверняка приходилось бывать в оперном театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают ...

Волшебная палочка дирижера

Урок по музыке в 5 классе III четветрь. Рассказ о истории возниконвения дирижерской палочки, о симфоническом оркестре, о инструментах симфонического оркестра и о дирижерах симфонического оркестра!!!...

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра.  Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....

Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...