Детский музыкальный фольклор
статья по музыке

Мирошникова Ольга Владимировна

          Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно,  интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно,  интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_m.folklor.doc105.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Детский музыкальный фольклор»

Выполнила Мирошникова О.В.

Учитель музыки

 МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М. Пескова»

2019г

Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить молока матери для младенца; конечно, можно и без последнего выкормить ребёнка, но посмотрите, сколько живых стихий и детского здоровья погибнет в этом выкармливании; сухой, бледный и чахлый физически, он будет таким и нравственно без укрепляющей дух дитяти здоровой родной песни родного народа.                                                                      

                                                                             С. Миропольский.  

        Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента.

          Фольклор в переводе с английского – народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей.  Чувство родства с природой, особое видение мира, готовность к тому, что небывалое может поджидать у обочины знакомой дороги, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры – всё это необходимо современному человеку.

        Собирание, запись и изучение народного творчества начинается лишь со второй половины 18-го столетия. Известно, что произведения устной поэзии, записанные в разных краях нашей родины, бытуют в различных вариантах, текст многих из них отличается слабой устойчивостью. Особое место в народном творчестве принадлежит песне, которая в жизни народа всегда играла большую роль. Народ говорит: «Песня – правда». И верно, песня – правда о жизни. Во времена тяжелого рабства и бесправия она заменяла и книгу, и письмо, и дружескую беседу. Песни по сей день хранят память о народных героях, ярко воссоздают эпизоды борьбы с врагами, они слагались в разные исторические эпохи, в различных условиях жизни, и это налагало отпечаток на их содержание и характер. Вот откуда такое богатство и многообразие жанров русских народных песен (трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, исторические, былины, лирические, революционные.

В наши дни создаются произведения народного творчества с иным содержанием. В современных народных песнях отражается новое мировоззрение, воспевается новая жизнь и новые совершенствования людей.

         Как предмет школьного изучения фольклор – явление специфическое, но на самом деле он очень близок детям, « созвучен» им по мироощущению. Нужно с младших классов воспитывать в ребятах чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это очень важно. Ведь, по словам Д.Д. Шостаковича, « народная музыка, в полном смысле этого слова, очищает дух…». Но на уроках различные сведения должны подаваться незаметно и вести к музыке, из неё исходить.

            С первого урока первого класса мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души.

                         Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся.

             В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребёнком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определённых музыкальных знаний.

             Импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение.  Задача учителя – создать в классе непринужденную, творческую атмосферу, в которой ребята будут чувствовать себя свободно и непосредственно.

               Как известно, в понятие «детские песни» или  «детский музыкальный фольклор» входят: произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки[1]*), при развлечении и игре с ребёнком (потешки, прибаутки**), а так же творчество самих детей, то есть то, что находится в их репертуаре и исполняется только детьми, - это считалки, дразнилки, заклички, приговорки***, игровые песенные припевы**** и т.д.

________________________________________________________________

Пестушки получили своё название от слова «пестовать» (нянчить, растить, воспитывать, носить на руках). Это короткие песенки, которыми сопровождают движения ребёнка, его действия в первые месяцы его жизни.

**Потешки – песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом (связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях…). Таковы известные «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.

***Приговорки (от слова «приговаривать» в значении «припевать, нашёптывать») представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям и т. п. В большинстве приговорок в остаточной форме сохраняются элементы древних заклинаний, заговоров.

****Игровой припев –  это песня, исполняемая в игре, тесно связанная с её сюжетом и не имеющая самостоятельного значения вне игры. С него обычно начинается игра, он связывает части игрового действия, может использоваться и в роли концовок. Игровой припев может также содержать условия игры и определять последствия при их нарушении.

Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат – ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринуждённо.

            В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать её. Песни, припевы иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту;  ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.

          При обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению небольшие по объёму формы детских песен, могут входить в репертуар младшего школьного возраста, а также служить для распевания и постановки голосов для более старших групп детей. С разучивания и исполнения весёлой дразнилки, с её интонационной раскованностью, свободой интонирования, простотой попевочной формулы, может начинаться любое занятие.

          На уроках можно  обратить внимание на то, что устное народное творчество  живет и в наши дни, причём дети, сами того не зная, в нем тоже участвуют. Вспомнить, как, играя во дворе в разные игры, они выбирают «водящего» с помощью считалок. А ведь это область народного творчества – детского фольклора. Детям будет интересно узнать, что бывают и музыкальные считалки. Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции.

           Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и т.п., с умения их исполнить начинается знакомство с фольклором. Но механически внести в урок игры, пословицы, песни, обряды и народные промыслы - значит, не сделать почти ничего, если не внести в урок сам дух фольклора, строя процесс общения с детьми на принципах, лежащих в основе создания и освоения народного творчества

           Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различные по типу, характеру и темпу исполнения, а так же песни с разнообразным движением хоровода. На уроках детям можно рассказать о том, что хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине, в них участвовала сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (ещё их называли посиделками, беседами), на которых нередко исполнялись хороводные песни. Круг при этом часто отсутствовал, участники сидели на лавках.

                Бывает, дети поют песню тихо,  вяло или, наоборот, каждый выкрикивает на свой манер, не слушая других. Играя же в народную игру, выучивая её «с голоса», настроя учителя, дети стараются подражать, сохраняя его интонацию, эмоциональный посыл и при этом интуитивно ищут, а часто и находят свои варианты. В момент игры никто уже не думает о внешней стороне исполнения. «Круг», в котором происходит игра или хоровод, становится для всех особым миром, в котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к нефольклорному материалу. Для народных игр, как правило, не требуется ни какого особого помещения. Большинство таких игр  могут проводиться в обычной классной комнате, а в качестве атрибутов народного быта (венки, плетка, элементы одежды) можно использовать обычные платочки так, как это бывало у народных исполнителей.                                      

          Существуют также не круговые построения: ряды, движущиеся в одном направлении, колонна расходящихся пар, описывающих восьмёрку, зигзагообразное движение цепи. Особой является форма, где два ряда участников, ведущие между собой диалог, последовательно то наступают друг 6на друга, то отступают. Так разыгрываются известные хороводные песни: «Просо», «Бояре», «Кто с нами пашенку пахати».

         Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала.

         Вопрос о манере пения, применительно к народной игровой традиции,  часто кажется надуманным, нарочито усложнённым. При разучивании песен, особенно игровых, закличек, припевок и   т. д.,  надо  ориентироваться на естественное, речевое интонирование, опираться на разговорное начало, не стремиться «академизировать» исполнение, не гнаться за силой звучности и каким-то специфическим тембром. Важно, чтобы дети старались, не имитируя тембр учителя или какого-то другого исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру. Таков подход, присущий фольклору, в отличие от более выровненного, «усреднённого» звучания академического хора.

          Для яркого восприятия песни велико значение слова учителя. Слово это должно быть хорошо продумано, оно не может быть преподнесено всем классам по одному трафарету, надо считаться в каждом отдельном случае с подготовкой учащихся, учитывать их общий и музыкальный уровень.            

          Большой интерес и творческий стимул для детей – первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Фольклорные праздники – это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

          В настоящее время вряд ли нужно доказывать, на сколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня – неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах  В.Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Е. Я. Гембицкой, В. А. Дышлевской, В. С. Попова, Ю. Б. Алиева, изданных в разные годы.

          Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.

          Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего –школьника. Вкусы детей в этот период ещё только формируются, они не являются достаточно стойкими, определёнными. Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно,  интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.

Список используемой литературы:

1. «Музыка в школе», выпуск №3  (методический журнал) – М. 1987г.

2. «Музыка в школе», выпуск №1 – М. 1990г

3. «Искусство в школе»,  выпуск №1 – М. 1994г.

4. «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» В. А. Дышлевская. – М. 1956г.

5 «Русская народная песня». Сост.: Н. Калугина, В. Попов. -  М. 1971г.

6.«Музыка в школе», выпуск №3 – М. 1990г.

7. «Искусство в школе», выпуск №2 – М. 1994г.

8. «Уроки музыки в начальных классах» Г. С. Ригина. -  М. 1979г.

9.          http://vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский музыкальный фольклор - эффективное средство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей. Педагогам нужно помочь ребенку сохранить здоровье, сформировать умение жить в обществе. Используя в с...

Детский музыкальный фольклор

Значение фольклора в развитии дошкольников....

Презентация: "Детский музыкальный фольклор"

Материал предназначен для работы с детьми с РАС и ОВЗ...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Тексты русских детских частушек к уроку " Русский музыкальный фольклор"

В данном материале содержатся тексты русских детских частушек, которые можно использовать при проведении урока по теме " Русский музыкальный фольклор", также во внеурочной деятельности ...