Программа музыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста
рабочая программа по музыке
Программа - технология музыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко, А.И. Бурениной «Топ – хлоп, малыши»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_top-hlop_a.burenina_t.sauko_.doc | 107.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа - технология
музыкально- ритмического воспитания
детей раннего возраста (2- 3 лет)
Т.Н.Сауко, А.И. Бурениной
«Топ – хлоп, малыши»
Цель: Формирование интереса к музыкально – ритмическим движениям, эмоциональной отзывчивости на музыку
Задачи: Обучать детей основным двигательным навыкам и умениям ходьбы, бега, прыжков, пружинным и маховым движениям, выразительным жестам, элементам плясовых движений
Развивать музыкальные сенсорные способности: динамический, ритмический, звуковысотный и тембровый слух; умение выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек, способствующих развитию речи
Воспитывать общительность, умение контактировать со сверстниками и взрослыми
Пояснительная записка
Основы технологии «Топ – хлоп, малыши»
«Вот как славно круглый год
Пляшет маленький народ!»
Программа представляет собой систему музыкально - ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально – ритмических упражнений в течение всего года: осенью, зимой, весной, летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики.
В основу репертуара данной технологии входят пляски, игры-забавы Е. Макшанцевой, песенки Е.Тиличеевой, песни –игры Т.С. Бабаджан, а также авторские пляски с текстами (Т.Сауко и А.Бурениной) на популярные народные мелодии
Игровые музыкально –двигательные упражнения - основа развития детей в раннем возрасте, особенно в их общении со взрослыми. Дошедшие до наших дней шедевры народной педагогики, такие как «Ладушки», «Сорока –сорока», «Идёт коза рогатая» свидетельствуют о том , что наши предки заметили особую значимость игрового материала в развитии малышей. Поэтому воспитатели обращаются к народным песенкам, а также к «золотому» классическому фонду нашей отечественной педагогики (это репертуар 1-ой младшей группы типовой программы под редакцией Н.А. Ветлугиной, Т.С. Бабаджан, игры-забавы Е.Макшанцевой)
Новизна предлагаемого методического сопровождения в том, что в нём собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.
Построение программы Т.Н.Сауко и А.И.Буренинй включает 3 части:
1 часть раскрывает содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию в течение года - от осени до лета
2 часть - даёт подробное описание игровых упражнений, позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослыми, построенных по принципу от простого - к сложному
3 часть приводит описание развлечений и праздников с родителями, содержание которых строится на основе разученных ранее игровых упражнений
Наиболее важным является органичное использование данного репертуара в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе проведения развлечений и праздников. Целью программ праздничных утренников и развлечений является эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.
Содержание работы по развитию музыкально –ритмических движений с детьми 2-3 лет
Данная технология может быть использована в своей работе также инструкторами по физическому воспитанию, воспитателями в коррекционной работе, родителями
Основной метод музыкально – ритмического воспитания детей –«вовлекающий» показ (С.Д.Руднева) двигательных упражнений. Педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослыми и не способность действовать только по словесной подсказке. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей и для наполнения смыслом исполняемого движения. Данный репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями.
Важной особенностью также является тщательный подбор музыки (кассета с фонограммами прилагается)
1-ый цикл - «Осень»
Этот период самый сложный для ребёнка, его родителей и педагогов, так как проходит адаптация малышей к жизни в новых условиях.
Главные задачи в этот период:
1. Главная задача в осенний период - установление контакта с ребёнком и его родителями
2. Использование игровых двигательных упражнений как средство эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого, создание психологического комфорта для малыша
3. Вызвать у ребёнка радостные эмоции, интерес к играм –забавам и музыкальному сопровождению
4. Помнить, что в адаптационный период важнее увлечь и занять ребёнка, чем его обучить каким-либо движениям и умениям
В конце осеннего периода движения детей не могут быть слаженными и синхронными
Развитие следующих навыков:
1. Ходьба и бег как основные, контрастные виды движений по показу, ходьба «стайкой» и по кругу
2.Язык жестов по показу воспитателей, как простейшие игровые действия «Прятки»
3. Ритмичное исполнение простейших танцевальных движений (притопы правой ногой и поочерёдно каждой, «фонарики» и др.)
4. Подпевание повторяющихся слов и звукоподражаний «тук-тук», «ля-ля-ля», «да-да-да», «баю-баю», «кап-кап-кап» в знакомых упражнениях
2-ой цикл - «Зима»
В этот период установлен контакт с детьми и их родителями, дети с радостью идут в музыкальный зал и свободно общаются с «музыкальной тётей»
Главные задачи в этот период:
1. Уделять внимание качеству и более чётким, ритмичным, уверенным движениям
2. Совершенствовать ходьбу и бег
3. Развивать выразительные образно-игровые движения («Зайчики и Лисичка», «Медведь и Зайчики»)
4. Развивать чувство ритма, ловкости движений (передавать ритм мелодии в пляске с погремушками)
5. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения под русскую народную музыку
6. Вызывать желание подпевать вместе со взрослыми повторяющиеся слова
К концу зимнего периода движения детей становятся более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличаются слаженностью и синхронностью
3-ий цикл - «Весна»
Главные задачи в этот период:
Задачи остаются прежними, но в третьем квартале детям предлагают музыкально –ритмические упражнения с более сложными движениями
1. Ходьба вперёд и пятясь назад («Научились мы ходить»)
2. Прямой галоп («Лошадки»)
3. Полуприседание («пружинка»)
4. Пляски в парах («Приседай»)
5. Разнообразные образно –игровые упражнения с предметами (куклы, платочки, флажки), образно –игровые выразительные движения («Воробушки и Кошка»)
6. Построение парами, по кругу, врассыпную, сидя и лёжа на ковре, разнообразные движения ног и рук
К концу весеннего периода педагог может незначительно увеличивать нагрузку, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд – на 1-2 композиции, но учитывая состояние детей
4-ый цикл – «Лето»
Летний репертуар педагог может включить в работу с детьми в июне или осенью во 2-ой младшей группе как воспоминание о лете
Главные задачи в этот период:
- Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), осваивать более сложное их исполнение - ходьба и бег парами, прыжки парами держась, за руки
- Осваивать более сложные по координации упражнения(галоп в парах «Лошадка и Всадник», ритмичное раскачивание вперёд –назад, сидя на ковре и держась за руки(«Лодочка»)
- Активизировать творческие проявления детей (Игра «Дождик»), побуждать к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, используя атрибуты (платочки, ленточки, флажки) и игрушек (куклы, мягкие игрушки)
- Умение выполнять самостоятельно знакомые пляски
- Воспитывать терпение, усидчивость, слуховое внимание(«Игра с бубном»)
К концу года дети отличаются эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и могут точно исполнять движение по показу взрослого. Дети активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и некоторые дети могут исполнять их самостоятельно в игровой деятельности
Методическое сопровождение:
- Программа музыкально – ритмического воспитания с описанием музыкально-ритмических композиций и нотным материалом
- Аудиокассета с фонограммами всех мелодий (для воспитателей и родителей)
Календарное планирование
Первая младшая группа
Период | Репертуар Авторы | Программное содержание | Интеграция образова-тельных областей | Прак-тический материал | |
Цикл «Осень» | |||||
Сентябрь | 1. Марш «Вот как мы умеем» Е. Тиличеева –Н.Френкель 2. Упражнение «Ладошечка» русская народная песня «Я на горку шла» 3. Пляска «Да-да-да» Е. Тиличеева – Ю.Островский 4. Игра «Прятки» Т.Ломова- И.Плакида | Формировать навык ритмической ходьбы, развивать слуховое внимание, умение начинать и заканчивать движение под музыку Способствовать созданию психологического благополучия, доверительных отношений между взрослым и ребёнком Развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма Развивать координацию движений, чувство ритма; повышать эмоциональный тонус, создать хорошее настроения, способствующее доверительному отношению взрослого и ребёнка | Применить на утренней зарядке, на физкультуре Применить в адаптацион-ный период в различных образователь-ных областях Применить в развлечении и на празднике Применить в игровой деятельности воспитателем на прогулке, в совместных играх с родителями | Стр. 16 Стр. 17 Стр.18 Стр.19 | |
Октябрь ННоНнннноябрьььььябрьонноябрь | 5.Пляска «Чок да чок!»
7. Упражнение «Устали наши ножки» Т.Ломова – Е.Соковнина 8. Упражнение «Ладушки-ладошки» М.Иорданский – Е.Карганова 9.Пляска «Маленькая полечка» Е.Тиличеева – А.Шибицкая | Формировать элементарные плясовые навыки, расширять двигательный опыт малышей, развивать умение координировать движение с музыкой Развивать чувство ритма, формировать основные двигательные навыки – ходьбу и бег Способствовать релаксации, успокаивать активность движений Развивать мелкую моторику, способствовать навыку имитационных движений, умение координировать движения с музыкой и текстом песни Знакомить с элементарными плясовыми движениями, расширять двигательный опыт детей | Включить в праздничный репертуар, применить в самостоятельной деятельности в группе Применить на утренней зарядке, на физкультуре, на прогулке Применить как упражнение для релаксации Применить на утренней зарядке, в игровой деятельности с воспитателем, родителями Применить, как упражнение на утренней зарядке, в самостоятельной игровой деятельности | Стр.21 Стр.22 Стр. 23 Стр. 24 Стр.26 | |
Ноябрь | 10. Игра «Ой, летали птички» Русская народная мелодия 11. Пляска «Ай- да!» Верховинц 12. Упражнение «Кап-кап» Русская народная мелодия 13. Игра «Поезд» Н.Метлов – Т.Бабаджан | Развивать способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом Учить детей двигаться парами. Покачиваться с ноги на ногу, поочерёдно топать ногами и присаживаясь, хлопать по коленям «Ай!» Развивать мелкую моторику, умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, подпевать «кап-кап» Развивать чувство ритма, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом, быстроту двигательной реакции | Применить образовательных областях «коммуникация», «познание», художественное творчество Включить в праздничный репертуар, в развлечение, игровой самостоятельной деятельности Применить в художествен-ном творчестве Применить в совместной с воспитателем игровой деятельности на прогулке | Стр.27 Стр. 28 Стр. 29 Стр.29 | |
Цикл «Зима» | |||||
Декабрь Январь Февраль | 14. «Марш» Е.Тиличеева –А.Шибицкая 15. Упражнение «Кулачки» А.Филиппенко 16.Упражнение «Ходим-бегаем» Е.Тиличеева – Н.Френкель 17. Игра – упражнение «Повторяй за мной» Немецкая народная мелодия, слова Т.Сауко 18. «Весёлая пляска» Русская народная песня «Ах вы, сени», слова А.Ануфриевой 19.Упражнение «Разминка» Е.Макшанцева 20. Пляска с погремушками. Белорусская народная мелодия «Бульба» 21. Игра «Зайчики и Лисичка» Б.Финаровский – В.Антонова 21. Игра « Санки» Т.Сауко 22. «Спокойная пляска» Русская народная мелодия «Во поле берёза стояла» 23. Игра – упражнение «Едем на поезде» А.Филиппенко 24. Повторение знакомых плясок, упражнений, игр | Развивать навыки основного движения - ритмичной ходьбы, умение поднимать ноги (не шаркать), начинать и заканчивать движения вместе с музыкой Развивать мелкую моторику, координацию движений, выразительность жестов в соответствии с текстом песни Развивать навыки основных видов движений –ходьбу и бег, различать изменения характера музыки, повышать эмоциональный тонус Выполнять движения по показу, развивать умение прыгать вперёд – назад, двигаться в соответствии с текстом Осваивать новые плясовые движения, эмоционально воспринимать народную музыку, развивать чувство ритма Развивать мелкую моторику, умение выполнять имитацион-ные движения, осваивать выразительность жестов, концентрировать внимание Формировать умение двигаться с предметом, осваивать разнообразные движения с погремушкой Развивать выразительные образно- игровые движения, эмоции Развивать чувство ритма, ловкость и координацию движений, внимание Развивать динамический слух, реагировать движениями на тихое и громкое звучание музыки, осваивать плясовое движение «выставление поочерёдно ног на пятку» Учить детей движению «едем на поезде» (вращению согнутыми в локте руками), развивать ритмический слух Развивать творческую активность детей, желание двигаться под музыку, выполнять знакомые композиции | Включить, как вводную ходьбу на утренней зарядке, на физкультуре Применить в игровой деятельности на прогулке Включить как упражнение для развития основных движений на утренней зарядке Применить воспитателем в некоторых образователь-ных областях Включить в праздничный репертуар, в развлечения, в самостоятель-ную игровую деятельность Широко применять как комплекс утренней зарядки, как физкульт-минутку Включить в праздничный репертуар, применить в игровой деятельности Применить в образователь-ных областях «познание», «коммуника-ция», в игровой деятельности Применить в совместной с воспитателемигровой деятельности во время прогулки Применить на празднике, в развлечении, в самостоятель-ной игровой творческой деятельности детей Применить в игровой деятельности с воспитателем на прогулке Применить в различных образователь-ных областях, в самостоятель-ной игровой творческой деятельности | Стр. 32 Стр. 33 Стр.34 Стр.35 Стр. 37 Стр.38 Стр. 40 Стр.42 Стр. 43 Стр. 44 Стр.45 | |
Цикл «Весна» | |||||
Март Апрель Май | 25.Упражнение «Марш» В.Дешевой – Т.Сауко 26. Игра «Лошадка» М.Раухвергер 27.Упражнение-марш «Научились мы ходить» Е.Макшанцева 28.Игра – упражнение «Резвые ножки» Е.Макшанцева 29. Пляска «Русская» Русская народная мелодия «Из-под дуба», слова А.Ануфриевой 30. «Топ – хлоп» Немецкая народная мелодия 31.Упражнение «Велосипед» Е.Макшанцева 32. «Тихо-тихо мы сидим» Русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде», слова А.Ануфриевой 33. «Пляска с куклами» Немецкая народная мелодия, слова А.Ануфриевой 34. Пляска «Приседай» эстонская народная мелодия, обр. А.Роомере 35. «Пляска с платочками» Немецкая народная мелодия, слова А.Ануфриевой 36. Игра «Воробушки и кошка» Немецкая плясовая мелодия, слова А.Ануфриевой 37.Упражнение-марш «Бойцы идут» В.Кикта-В.Татаринов | Продолжать развивать навык основного вида движений - ходьбы под музыку, умение начинать изаканчивать движения вместе с музыкой Расширять двигательный опыт новым движением - прямой галоп (высокий шаг), развивать навык имитационных движений «держим вожжи» Осваивать движение – ходьба вперёд –назад, следить за осанкой детей Осваивать основные движения - прыжки на одной и двух ногах, вперёд –назад, развивать внимание Формировать навык ориентировки в пространстве – ходьба в свободном направлении, осваивать элементарные плясовые движения Учить детей двигаться в пляске парами, выполнять новые плясовые движения Развивать умение вращать ногами, лёжа на спине, чувствовать ускорение темпа и двигать ногами быстрее Развивать динамический слух, различать тихое и громкое звучание музыки, умение выполнять выразительное движение «грозить пальчиком» Формировать навык движения с игрушкой (куклой), развивать точность, ловкость, выразительность Закреплять умение детей танцевать парами, развивать коммуникативные навыки, доброжелательность, вежливость Формировать навык движения с атрибутом (платочком), развивать мелкую моторику, расширять двигательный опыт Расширять опыт двигательной активности, выразительно выполнять образно-игровое упражнение Развивать навык основного движения – ходьба под музыку | Включить, как вводную ходьбу на утренней зарядке, на физкультуре Применить в игровой деятельности, в образовательной области «коммуника-ция» Применить на утренней зарядке Применить на утренней зарядке как прыжковое упражнение Применить на празднике, в развлечении, в самосоятель-ной игровой деятельности Включить в праздничный репертуар, в развлечение Применить на утренней зарядке, как физкуль-тминутку в группе Применить для релаксации в любых образователь-ных областях Включить в праздничный репертуар, применить в самостоятель-ной игровой деятельности Включить в праздничный репертуар Применить в самостоятель-ной игровой деятельности Применить в образовательных областях «познание», «коммуника-ция», в совместной игровой деятельности с воспитателем Применить на утренней зарядке, в игровой деятельности | Стр. 47 Стр. 48 Стр.49 Стр.50 Стр.51 Стр. 64 Стр. 52 Стр.53 Стр.53 Стр. 54 Стр.56 Стр.58 Стр.59 | |
Цикл «Лето» | |||||
Июнь | 38. Упражнение «Погуляем» Е.Макшанцева 39. Игра «Лошадка» Е.Макшанцева
40. Упражнение «Идём - прыгаем» Р.Рустамов- Ю.Островский 41. Упражнение –игра «Лодочка» Е.Макшанцева – Т.Сауко 42.Упражнение «Весёлые ладошки» Е.Макшанцева 43. Пальчиковая игра –упражнение «Пальчики шагают» Е.Макшанцева 44. «Солнышко» Е. Макшанцева | Развивать чувство ритма, умение выполнять движение в соответствии с музыкой и текстом Продолжать учить детей двигаться парами в игре «Лошадка и Всадник» Развивать навык основных движений – ходьба и прыжки на одной и двух ногах Развивать выразительность пластики, координацию движений Учить детей выполнять движения, сидя на коврике - хлопки и шлепки,развивать мелкую моторику Способствовать развитию мелкой моторики Развивать умение выполнять медленные плавные движения, формирующие правильную осанку | Применить на прогулке Применить в самостоятель-ной игровой деятельности на прогулке Включить в комплекс утренней зарядки Применить в совместной с воспитателем игровой деятельности Включить в комплекс утренней зарядки, в развлечениях Применить в качестве разминки, в игровой деятельности Применить на утренней зарядке, в игровой деятельности на прогулке | Стр. 61 Стр.62 Стр.63 Стр.65 Стр.66 Стр.67 Стр.72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей детей раннего возраста
Слегка видоизмененный вариант анкеты, опубликованный в журнале "Логопед". Удобна для сбора информации о речевом развитии детей, вновь прибывший в детский сад....
Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...
СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития...
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....