Программа музыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста
рабочая программа по музыке

Баранкова Ирина Васильевна

Программа -  технология музыкально- ритмического  воспитания детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко,  А.И. Бурениной «Топ – хлоп, малыши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_top-hlop_a.burenina_t.sauko_.doc107.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа -  технология  

музыкально- ритмического  воспитания

детей   раннего   возраста   (2- 3  лет)

    Т.Н.Сауко,  А.И. Бурениной

«Топ – хлоп, малыши»

Цель: Формирование   интереса  к  музыкально –  ритмическим   движениям, эмоциональной  отзывчивости  на  музыку

Задачи:    Обучать    детей   основным  двигательным  навыкам  и   умениям  ходьбы, бега, прыжков, пружинным  и  маховым  движениям, выразительным  жестам, элементам  плясовых  движений

Развивать музыкальные  сенсорные  способности:  динамический,   ритмический,   звуковысотный    и    тембровый   слух; умение  выполнять  движения   в  соответствии с текстом   песен  и  потешек, способствующих   развитию  речи

Воспитывать   общительность, умение   контактировать   со  сверстниками  и взрослыми

Пояснительная  записка

Основы  технологии «Топ – хлоп, малыши»

«Вот  как  славно  круглый  год

Пляшет  маленький  народ!»

Программа  представляет  собой  систему   музыкально -  ритмического  воспитания  детей  2-3  лет  на  основе  использования   игровых  музыкально – ритмических  упражнений   в  течение  всего  года:  осенью, зимой, весной, летом.   Подобранные    упражнения, пляски,  игры    для  малышей   объединены  в  циклы  по  принципу  возрастания  сложности  и  разнообразия  движений,  где  чередуются  упражнения  на  различные  группы  мышц, напряжение  и  расслабление, развитие  мелкой  моторики.

В  основу  репертуара   данной  технологии    входят  пляски, игры-забавы           Е. Макшанцевой,  песенки  Е.Тиличеевой, песни –игры Т.С. Бабаджан, а  также  авторские    пляски  с  текстами   (Т.Сауко и А.Бурениной)  на популярные  народные мелодии

Игровые   музыкально –двигательные  упражнения  -  основа  развития  детей  в  раннем  возрасте,  особенно  в  их  общении    со  взрослыми.   Дошедшие  до  наших  дней  шедевры  народной  педагогики, такие  как «Ладушки», «Сорока –сорока», «Идёт  коза  рогатая»  свидетельствуют  о  том , что  наши    предки  заметили  особую значимость  игрового  материала  в  развитии  малышей. Поэтому    воспитатели  обращаются    к  народным  песенкам, а  также  к «золотому»  классическому  фонду  нашей  отечественной  педагогики  (это  репертуар  1-ой  младшей  группы  типовой  программы  под  редакцией Н.А. Ветлугиной, Т.С. Бабаджан, игры-забавы Е.Макшанцевой)

Новизна  предлагаемого  методического  сопровождения в  том, что  в  нём  собраны   воедино  игровые  упражнения, систематизированные   в  строгой  методической   последовательности  и  адаптированные  для работы  с  детьми  2-3  лет.

Построение   программы   Т.Н.Сауко  и  А.И.Буренинй    включает  3  части:

1  часть  раскрывает  содержание  работы   по  музыкально-ритмическому  воспитанию  в  течение  года -  от  осени  до  лета

2  часть -  даёт  подробное  описание  игровых  упражнений, позволяющих  малышам  постепенно  осваивать   разнообразные  движения   в  процессе  игрового  взаимодействия  со  взрослыми, построенных     по  принципу  от  простого -  к сложному

3  часть    приводит  описание    развлечений  и праздников   с  родителями,  содержание    которых    строится  на  основе  разученных  ранее  игровых  упражнений

Наиболее важным  является  органичное  использование  данного  репертуара   в  непосредственной  образовательной  деятельности, а   также   в  процессе  проведения  развлечений  и праздников. Целью   программ  праздничных  утренников  и развлечений    является    эмоциональное  развитие   детей, воспитание  у  них  навыков  общения  со   взрослыми  и  сверстниками, обогащение  их  разнообразными  радостными  впечатлениями.

Содержание  работы  по  развитию   музыкально –ритмических    движений   с  детьми  2-3  лет

Данная  технология  может  быть  использована  в  своей  работе  также   инструкторами  по  физическому  воспитанию, воспитателями  в коррекционной работе, родителями

Основной  метод   музыкально – ритмического  воспитания  детей –«вовлекающий»   показ (С.Д.Руднева)  двигательных  упражнений. Педагог  должен  максимально  выразительно  и  чётко  исполнять  ритмические  композиции, учитывая  способность  детей  к подражанию, их  желание  двигаться  вместе  со  взрослыми  и  не  способность  действовать  только    по  словесной   подсказке. Опора  на  слово  имеет особое  значение  и  для  развития  речи  детей  и  для  наполнения  смыслом  исполняемого  движения.  Данный  репертуар  представляет  собой  песенки, тексты  которых  сопровождаются  соответствующими  движениями.

Важной  особенностью  также  является  тщательный  подбор  музыки (кассета  с  фонограммами  прилагается)

1-ый   цикл -   «Осень»

Этот  период  самый  сложный  для  ребёнка, его  родителей  и педагогов, так  как проходит  адаптация   малышей  к  жизни  в  новых  условиях.

Главные     задачи  в этот  период:

 1. Главная  задача  в   осенний  период -   установление  контакта  с  ребёнком  и его  родителями

2.  Использование  игровых  двигательных  упражнений  как   средство     эмоционального   взаимодействия  ребёнка  и  взрослого, создание  психологического  комфорта  для  малыша

3. Вызвать  у ребёнка  радостные  эмоции, интерес  к играм –забавам  и музыкальному   сопровождению

4. Помнить, что  в  адаптационный   период   важнее  увлечь  и занять  ребёнка, чем  его  обучить  каким-либо  движениям  и  умениям

В  конце  осеннего  периода  движения  детей    не могут  быть    слаженными   и  синхронными

Развитие  следующих  навыков:

1. Ходьба  и бег  как  основные, контрастные  виды  движений по   показу, ходьба  «стайкой»  и  по  кругу

2.Язык  жестов  по  показу   воспитателей, как   простейшие  игровые  действия  «Прятки»

3. Ритмичное  исполнение  простейших  танцевальных  движений (притопы  правой  ногой  и  поочерёдно   каждой, «фонарики»  и др.)

4. Подпевание повторяющихся  слов  и  звукоподражаний «тук-тук»,   «ля-ля-ля», «да-да-да», «баю-баю», «кап-кап-кап»   в  знакомых  упражнениях

2-ой  цикл  -   «Зима»

В  этот  период  установлен  контакт  с  детьми  и их  родителями, дети  с  радостью  идут  в музыкальный  зал  и  свободно  общаются  с  «музыкальной  тётей»

Главные     задачи  в этот  период:

1. Уделять  внимание  качеству   и  более  чётким, ритмичным, уверенным  движениям

2. Совершенствовать  ходьбу  и бег

3. Развивать  выразительные  образно-игровые     движения  («Зайчики  и Лисичка», «Медведь  и Зайчики»)

4. Развивать  чувство    ритма, ловкости  движений  (передавать  ритм  мелодии  в пляске  с погремушками)

5. Формировать  умения  исполнять  простейшие  плясовые  движения  под   русскую   народную  музыку

6. Вызывать  желание  подпевать  вместе  со  взрослыми   повторяющиеся  слова

К  концу  зимнего  периода  движения  детей  становятся  более  уверенными  и  координированными. Исполнение  упражнений    по  показу  педагога   отличаются  слаженностью  и  синхронностью

3-ий  цикл -  «Весна»

Главные     задачи  в этот  период:

Задачи  остаются  прежними,   но   в  третьем  квартале    детям  предлагают    музыкально –ритмические   упражнения   с  более  сложными   движениями

1. Ходьба  вперёд  и  пятясь  назад («Научились  мы  ходить»)

2. Прямой  галоп   («Лошадки»)

3. Полуприседание   («пружинка»)

4. Пляски  в парах   («Приседай»)

5. Разнообразные  образно –игровые    упражнения с предметами (куклы, платочки, флажки), образно –игровые  выразительные  движения («Воробушки  и Кошка»)

6. Построение  парами, по  кругу, врассыпную, сидя  и лёжа  на  ковре, разнообразные  движения  ног  и рук

К  концу   весеннего  периода   педагог  может  незначительно  увеличивать нагрузку, предлагая  исполнять  большее  количество  упражнений  подряд – на  1-2  композиции, но  учитывая  состояние  детей

4-ый  цикл – «Лето»

Летний  репертуар педагог  может  включить  в  работу  с детьми  в  июне  или   осенью   во  2-ой  младшей группе как   воспоминание  о лете

Главные     задачи  в этот  период:

  1. Совершенствовать  навыки  основных  движений (ходьба, бег, прыжки), осваивать  более  сложное  их  исполнение  -   ходьба  и  бег  парами, прыжки   парами  держась,  за  руки
  2. Осваивать  более  сложные по  координации  упражнения(галоп  в  парах «Лошадка  и Всадник», ритмичное  раскачивание  вперёд –назад, сидя  на  ковре  и  держась  за  руки(«Лодочка»)
  3. Активизировать  творческие  проявления  детей (Игра «Дождик»), побуждать  к  импровизации  под  знакомую  и незнакомую  музыку,  используя  атрибуты (платочки, ленточки,  флажки)  и  игрушек (куклы, мягкие  игрушки)
  4. Умение  выполнять  самостоятельно  знакомые  пляски
  5. Воспитывать  терпение, усидчивость, слуховое  внимание(«Игра  с бубном»)

К  концу  года  дети  отличаются  эмоциональным  поведением, желанием  заниматься  вместе, умением  сосредоточиться  на  выполнении упражнения  и  могут  точно  исполнять   движение    по  показу   взрослого. Дети  активно  подпевают  взрослому, запоминают  целые  фразы  песен  и  некоторые  дети  могут  исполнять  их  самостоятельно  в игровой  деятельности

Методическое  сопровождение:

  1. Программа  музыкально – ритмического  воспитания с  описанием  музыкально-ритмических  композиций  и    нотным  материалом

  1. Аудиокассета  с  фонограммами   всех  мелодий  (для  воспитателей  и родителей)

Календарное    планирование

Первая  младшая  группа

Период

Репертуар

Авторы

Программное  содержание

Интеграция  образова-тельных  областей

Прак-тический  материал

Цикл «Осень»

Сентябрь

1.   Марш  «Вот  как  мы  умеем» Е. Тиличеева –Н.Френкель

2. Упражнение  «Ладошечка»

 русская  народная  песня «Я  на  горку  шла»

3. Пляска «Да-да-да»          Е. Тиличеева – Ю.Островский

4. Игра «Прятки» Т.Ломова- И.Плакида

Формировать  навык  ритмической  ходьбы, развивать  слуховое  внимание, умение  начинать  и заканчивать  движение  под  музыку

Способствовать  созданию  психологического  благополучия,  доверительных  отношений  между  взрослым    и ребёнком

Развивать  слуховое  внимание, координацию  движений, чувство  ритма

Развивать  координацию  движений, чувство  ритма;  повышать  эмоциональный  тонус, создать  хорошее настроения, способствующее  доверительному  отношению  взрослого  и ребёнка

Применить на  утренней  зарядке, на  физкультуре

Применить в адаптацион-ный  период в  различных  образователь-ных  областях

Применить в  развлечении  и  на  празднике

Применить в  игровой  деятельности    воспитателем  на  прогулке, в  совместных  играх  с  родителями

Стр. 16

Стр. 17

Стр.18

Стр.19

Октябрь

ННоНнннноябрьььььябрьонноябрь

5.Пляска   «Чок   да  чок!»

  1. Упражнение «Ноги  и ножки» В.Агафонников

7. Упражнение «Устали  наши  ножки»  

Т.Ломова – Е.Соковнина

8. Упражнение «Ладушки-ладошки» М.Иорданский – Е.Карганова

9.Пляска «Маленькая  полечка» Е.Тиличеева – А.Шибицкая

Формировать  элементарные  плясовые  навыки, расширять  двигательный  опыт  малышей, развивать  умение  координировать    движение  с музыкой

Развивать  чувство  ритма, формировать  основные  двигательные  навыки – ходьбу  и  бег

Способствовать  релаксации, успокаивать  активность  движений

Развивать  мелкую  моторику, способствовать  навыку  имитационных  движений, умение  координировать  движения  с музыкой и  текстом  песни

Знакомить  с  элементарными  плясовыми  движениями, расширять  двигательный  опыт  детей

Включить  в  праздничный  репертуар, применить  в  самостоятельной  деятельности  в  группе

Применить  на  утренней  зарядке, на  физкультуре, на  прогулке

Применить  как  упражнение  для  релаксации

Применить на  утренней  зарядке, в  игровой  деятельности  с  воспитателем, родителями

Применить, как  упражнение  на  утренней  зарядке, в  самостоятельной  игровой  деятельности

Стр.21

Стр.22

Стр. 23

Стр. 24

Стр.26

Ноябрь

10. Игра «Ой, летали  птички»     Русская  народная  мелодия

11. Пляска «Ай- да!» Верховинц

12. Упражнение «Кап-кап» Русская народная  мелодия

13.  Игра «Поезд» Н.Метлов – Т.Бабаджан

Развивать  способность  детей исполнять  выразительные  движения  в  соответствии с музыкой и игровым  образом

Учить  детей  двигаться  парами. Покачиваться  с ноги на ногу, поочерёдно  топать  ногами  и присаживаясь, хлопать  по  коленям  «Ай!»

Развивать  мелкую  моторику, умение  начинать  и  заканчивать движения  вместе  с музыкой, подпевать «кап-кап»

Развивать  чувство  ритма, умение  координировать  движения  в соответствии  с  музыкой  и  текстом, быстроту  двигательной  реакции

Применить образовательных  областях «коммуникация», «познание», художественное  творчество

Включить  в праздничный  репертуар, в  развлечение, игровой  самостоятельной  деятельности

Применить  в  художествен-ном творчестве

Применить  в совместной с  воспитателем игровой  деятельности  на  прогулке

Стр.27

Стр. 28

Стр. 29

Стр.29

Цикл «Зима»

Декабрь

Январь

Февраль

14. «Марш» Е.Тиличеева –А.Шибицкая

15. Упражнение «Кулачки» А.Филиппенко

16.Упражнение «Ходим-бегаем» Е.Тиличеева – Н.Френкель

17. Игра – упражнение «Повторяй  за  мной» Немецкая  народная  мелодия, слова Т.Сауко

18. «Весёлая  пляска» Русская  народная  песня «Ах  вы, сени», слова  А.Ануфриевой

19.Упражнение «Разминка» Е.Макшанцева

20. Пляска  с  погремушками. Белорусская  народная  мелодия «Бульба»

21. Игра «Зайчики  и Лисичка» Б.Финаровский – В.Антонова

21. Игра « Санки» Т.Сауко

22. «Спокойная  пляска» Русская  народная   мелодия «Во  поле  берёза  стояла»

23. Игра – упражнение «Едем  на  поезде» А.Филиппенко

24. Повторение  знакомых  плясок, упражнений, игр

Развивать  навыки  основного  движения -  ритмичной  ходьбы, умение  поднимать  ноги (не  шаркать), начинать  и заканчивать  движения  вместе  с музыкой

Развивать  мелкую  моторику, координацию  движений, выразительность  жестов  в  соответствии  с  текстом  песни

Развивать  навыки  основных  видов  движений –ходьбу  и бег, различать изменения  характера  музыки, повышать  эмоциональный  тонус

Выполнять  движения  по  показу, развивать  умение  прыгать  вперёд – назад,  двигаться  в  соответствии с  текстом

Осваивать новые  плясовые  движения, эмоционально  воспринимать  народную  музыку, развивать  чувство  ритма

Развивать  мелкую  моторику,  умение  выполнять  имитацион-ные  движения, осваивать  выразительность  жестов, концентрировать  внимание

Формировать  умение  двигаться  с  предметом,  осваивать  разнообразные  движения  с погремушкой

Развивать  выразительные  образно- игровые  движения, эмоции

Развивать  чувство  ритма, ловкость и  координацию    движений,  внимание

Развивать  динамический  слух, реагировать  движениями  на  тихое  и громкое  звучание музыки, осваивать плясовое  движение «выставление поочерёдно  ног  на  пятку»

Учить  детей  движению «едем  на  поезде» (вращению  согнутыми  в локте  руками), развивать  ритмический  слух

Развивать творческую  активность  детей, желание  двигаться  под  музыку, выполнять  знакомые  композиции

Включить,  как  вводную  ходьбу  на  утренней  зарядке, на  физкультуре

Применить  в игровой  деятельности на  прогулке

Включить  как  упражнение  для  развития  основных  движений на  утренней  зарядке

Применить воспитателем в некоторых  образователь-ных  областях

Включить  в  праздничный  репертуар, в  развлечения, в  самостоятель-ную  игровую  деятельность

Широко  применять как  комплекс  утренней  зарядки, как  физкульт-минутку

Включить  в  праздничный  репертуар, применить  в  игровой  деятельности

Применить  в  образователь-ных  областях «познание», «коммуника-ция», в  игровой  деятельности

Применить  в совместной  с  воспитателемигровой  деятельности

во  время  прогулки

Применить на празднике, в  развлечении, в  самостоятель-ной  игровой  творческой деятельности детей

Применить  в  игровой  деятельности  с  воспитателем  на  прогулке

Применить  в различных  образователь-ных  областях, в  самостоятель-ной  игровой  творческой  деятельности

Стр. 32

Стр. 33

Стр.34

Стр.35

Стр. 37

Стр.38

Стр. 40

Стр.42

Стр. 43

Стр. 44

Стр.45

Цикл  «Весна»

Март

Апрель

Май

25.Упражнение  «Марш» В.Дешевой – Т.Сауко

26. Игра «Лошадка» М.Раухвергер

27.Упражнение-марш «Научились  мы  ходить» Е.Макшанцева

28.Игра – упражнение «Резвые  ножки» Е.Макшанцева

29.  Пляска «Русская» Русская  народная  мелодия «Из-под  дуба», слова А.Ануфриевой

30.  «Топ – хлоп» Немецкая  народная  мелодия
слова Т.Сауко

31.Упражнение «Велосипед» Е.Макшанцева

32. «Тихо-тихо  мы  сидим» Русская  народная  мелодия  «Во  саду  ли, в  огороде», слова А.Ануфриевой

33. «Пляска  с  куклами» Немецкая  народная  мелодия, слова А.Ануфриевой

34. Пляска «Приседай» эстонская  народная  мелодия, обр. А.Роомере

35. «Пляска  с платочками»  Немецкая  народная  мелодия, слова А.Ануфриевой

36. Игра «Воробушки  и кошка» Немецкая  плясовая  мелодия, слова А.Ануфриевой

37.Упражнение-марш «Бойцы идут» В.Кикта-В.Татаринов

Продолжать  развивать  навык  основного  вида  движений -  ходьбы  под  музыку, умение  начинать  изаканчивать  движения  вместе  с музыкой

Расширять  двигательный  опыт  новым  движением -  прямой  галоп (высокий  шаг), развивать  навык  имитационных движений «держим  вожжи»

Осваивать  движение – ходьба  вперёд –назад, следить  за  осанкой  детей

Осваивать  основные  движения -  прыжки  на  одной  и  двух  ногах, вперёд –назад, развивать  внимание

Формировать  навык  ориентировки  в  пространстве – ходьба  в  свободном  направлении, осваивать  элементарные  плясовые  движения

Учить  детей  двигаться  в  пляске  парами, выполнять  новые  плясовые  движения

Развивать  умение  вращать  ногами, лёжа  на  спине, чувствовать  ускорение  темпа  и  двигать  ногами  быстрее

Развивать  динамический  слух, различать  тихое  и громкое  звучание  музыки, умение  выполнять  выразительное    движение   «грозить  пальчиком»

Формировать  навык  движения  с  игрушкой (куклой), развивать  точность, ловкость, выразительность

Закреплять  умение  детей  танцевать  парами, развивать  коммуникативные  навыки, доброжелательность, вежливость

Формировать  навык  движения  с  атрибутом (платочком), развивать  мелкую   моторику, расширять  двигательный  опыт

Расширять  опыт  двигательной  активности, выразительно  выполнять  образно-игровое упражнение

Развивать  навык  основного  движения – ходьба  под  музыку

Включить,  как  вводную  ходьбу  на  утренней  зарядке, на  физкультуре

Применить в  игровой  деятельности, в образовательной  области «коммуника-ция»

Применить  на  утренней  зарядке

Применить  на  утренней  зарядке  как  прыжковое  упражнение

Применить  на  празднике, в  развлечении, в  самосоятель-ной  игровой  деятельности

Включить  в праздничный  репертуар, в  развлечение

Применить  на  утренней  зарядке, как  физкуль-тминутку  в группе

Применить  для  релаксации в любых  образователь-ных  областях

Включить  в  праздничный  репертуар, применить  в  самостоятель-ной  игровой  деятельности

Включить  в  праздничный  репертуар

Применить  в самостоятель-ной  игровой  деятельности

Применить  в  образовательных  областях «познание», «коммуника-ция», в  совместной  игровой  деятельности  с  воспитателем

Применить  на  утренней  зарядке, в  игровой  деятельности

Стр. 47

Стр. 48

Стр.49

Стр.50

Стр.51

Стр. 64

Стр. 52

Стр.53

Стр.53

Стр. 54

Стр.56

Стр.58

Стр.59

Цикл «Лето»

Июнь

38. Упражнение «Погуляем» Е.Макшанцева

39. Игра «Лошадка» Е.Макшанцева

 

40. Упражнение «Идём  - прыгаем» Р.Рустамов- Ю.Островский

41. Упражнение –игра «Лодочка» Е.Макшанцева – Т.Сауко

42.Упражнение «Весёлые  ладошки» Е.Макшанцева

43. Пальчиковая  игра –упражнение «Пальчики  шагают» Е.Макшанцева

44. «Солнышко»

Е.  Макшанцева

Развивать  чувство  ритма, умение выполнять  движение  в  соответствии  с  музыкой  и текстом

Продолжать  учить  детей  двигаться  парами  в  игре «Лошадка  и    Всадник»

Развивать навык  основных движений – ходьба  и прыжки  на  одной  и  двух  ногах

Развивать  выразительность  пластики,

координацию  движений

Учить  детей  выполнять  движения, сидя  на  коврике -  хлопки  и шлепки,развивать  мелкую моторику

Способствовать  развитию  мелкой  моторики

Развивать  умение  выполнять  медленные  плавные  движения, формирующие  правильную осанку

Применить на  прогулке

Применить  в самостоятель-ной  игровой  деятельности  на  прогулке

Включить  в  комплекс утренней зарядки

Применить  в  совместной  с  воспитателем  игровой  деятельности

Включить  в  комплекс  утренней  зарядки, в  развлечениях

Применить  в  качестве разминки, в  игровой  деятельности

Применить  на  утренней  зарядке, в  игровой  деятельности  на  прогулке

Стр. 61

Стр.62

Стр.63

Стр.65

Стр.66

Стр.67

Стр.72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей детей раннего возраста

Слегка видоизмененный вариант анкеты, опубликованный в журнале "Логопед". Удобна для сбора информации о речевом развитии детей, вновь прибывший в детский сад....

Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....