Вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта
презентация к уроку по музыке (7 класс)

Раугул Евгения Михайловна

Презентация по музыке 7 класс по Критской, Сергеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_put_dlya_sayta.pptx1.63 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта

Слайд 2

Цель У глубление знаний в области вокальной музыки Ф.Шуберта

Слайд 3

Задачи Познакомиться с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта Послушить несколько номеров из цикла Сделать вывод о вокальном цикле

Слайд 4

Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов.

Слайд 5

Франц Пе́тер Шу́берт ( 1797 — 1828 ) австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций ( на слова Шиллера, Гёте , Гейне и других), 9 симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Слайд 6

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера .

Слайд 7

В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.

Слайд 8

Сюжет «Зимнего пути» Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.

Слайд 9

« Зимний путь » - это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр.

Слайд 10

Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой « Прекрасной мельничихи ». Композитор пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.

Слайд 11

В первой части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спокойно спи», «Флюгер», «Оцепенение», «Липа» и «Весенний сон ».

Слайд 12

№1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о прошлой любви, о несбывшихся мечтах и надеждах. Мелодический рисунок имеет начало с вершины источника, что говорит о безмятежности и спокойствии музыки. Тональность сменяется ярким мажором, когда лирический герой вспоминает о возлюбленной .

Слайд 13

№ 2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый южный ветер, и жизнь кажется сказкой, но скоро он сменится на холодный зимний. Каждая фраза построена на контрасте. Особенную роль играет звукоизобразительный аккомпанемент .

Слайд 14

№ 4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом свидетельствуют равномерные триольные ритмы. Тональность до минор напоминает, что ручей начал застывать. Мрачная мелодия станет контрапунктом в дальнейшем проведении темы .

Слайд 15

№5 «Липа ». В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется с тревогой. Скоро все грезы развеются, и не останется ничего, кроме боли и разочарования. Форма: куплетно-вариационная позволяет выразить искренность и веру лирического героя, что все могло быть по-настоящему хорошо. Липа – это напоминание о прошлой жизни .

Слайд 16

№ 11 «Весенний сон» - это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты, грезы рассыпаются на мелкие осколки об реальность. Вместо сладкого сна, лирический герой оказался в мире, где все наполнено минорным ладом.

Слайд 17

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию . Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти.

Слайд 18

Наиболее яркими номерами можно назвать: №15 «Ворон». Название номера уже не предвещает ничего хорошего. Ворон – это символ надломленности. Он сопровождает усталого путника. В тональности до минор можно услышать, никнущие интонации. Путь практически окончен, и в нем больше нет места для любви и света. Такую дорогу он выбрал сам, потому что не захотел изменить ситуацию.

Слайд 19

№24 «Шарманщик» - завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный музыкант в данном контексте – это отображение искусства, безжалостного к гениям. Средства выразительности музыки заставляют услышать интонации шарманки, а также однообразие мелодии в рефрене.

Слайд 20

«Зимний путь» - это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман, в котором не случилось Happy Enda . Но не вымышленного лирического героя, а Шуберта. Ему пришлось пройти сложный и тернистый путь. Но он оставил для человечества огромное богатство – свою музыку.

Слайд 21

Вокальный цикл « Зимний путь » - это финальный аккорд в творчестве Шуберта . Миниатюры наполнены глубоким смыслом, понять которые помогает музыкальный язык. Холод и мрак музыки – это отражение внутреннего мира музыканта, потерявшего надежду и веру на счастливое будущее.

Слайд 22

Достигли ли мы цели и решили ли задачи? Ч то такое камерная музыка? Познакомились с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта ? Послушали и проанализировали несколько номеров из цикла?

Слайд 23

ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4 »

Слайд 24

Домашнее задание Нарисовать пейзаж «Зимний путь», подходящий музыке Ф.Шуберта

Слайд 25

Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Характеристика творчества. Жизненный и творческий путь

Методическая разработка лекционного занятия по музыкальной литературе/ Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Жизненный и творческий путь. Иллюстрируется слайдами презентации....

«ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

• познакомить со стихотворением Пушкина «Зимняя дорога» • выявить мотив одиночества, печали, тоски во внутреннем монологе героя и в описании зимней дороги; • развивать навыки выразительного чтения, ...

Вокальные циклы немецких романтиков

 В статье освещены образная сфера и стилистические особенности вокальных циклов немецких романтиков, проанализирована специфика претворения в них ключевой для романтического мировоззрения ...

Открытый урок "Вокальное творчество Ф.Шуберта"

Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 6 класса на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта"...

7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"

После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....

Вокально-поэтичекий цикл Я. Дубравина на стихи В. Суслова "Страна Читалия или Песни героев любимых книг"

Исполнение Вокально-поэтического цикла - это очень ответственная работа, результат совместной работы руководителей хоровых коллективов, преподавателей сольного пени, концертмейстеров и обучающихся хор...