Вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта
презентация к уроку по музыке (7 класс)
Презентация по музыке 7 класс по Критской, Сергеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimniy_put_dlya_sayta.pptx | 1.63 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель У глубление знаний в области вокальной музыки Ф.Шуберта
Задачи Познакомиться с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта Послушить несколько номеров из цикла Сделать вывод о вокальном цикле
Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов.
Франц Пе́тер Шу́берт ( 1797 — 1828 ) австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций ( на слова Шиллера, Гёте , Гейне и других), 9 симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера .
В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.
Сюжет «Зимнего пути» Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.
« Зимний путь » - это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр.
Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой « Прекрасной мельничихи ». Композитор пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.
В первой части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спокойно спи», «Флюгер», «Оцепенение», «Липа» и «Весенний сон ».
№1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о прошлой любви, о несбывшихся мечтах и надеждах. Мелодический рисунок имеет начало с вершины источника, что говорит о безмятежности и спокойствии музыки. Тональность сменяется ярким мажором, когда лирический герой вспоминает о возлюбленной .
№ 2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый южный ветер, и жизнь кажется сказкой, но скоро он сменится на холодный зимний. Каждая фраза построена на контрасте. Особенную роль играет звукоизобразительный аккомпанемент .
№ 4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом свидетельствуют равномерные триольные ритмы. Тональность до минор напоминает, что ручей начал застывать. Мрачная мелодия станет контрапунктом в дальнейшем проведении темы .
№5 «Липа ». В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется с тревогой. Скоро все грезы развеются, и не останется ничего, кроме боли и разочарования. Форма: куплетно-вариационная позволяет выразить искренность и веру лирического героя, что все могло быть по-настоящему хорошо. Липа – это напоминание о прошлой жизни .
№ 11 «Весенний сон» - это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты, грезы рассыпаются на мелкие осколки об реальность. Вместо сладкого сна, лирический герой оказался в мире, где все наполнено минорным ладом.
Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию . Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти.
Наиболее яркими номерами можно назвать: №15 «Ворон». Название номера уже не предвещает ничего хорошего. Ворон – это символ надломленности. Он сопровождает усталого путника. В тональности до минор можно услышать, никнущие интонации. Путь практически окончен, и в нем больше нет места для любви и света. Такую дорогу он выбрал сам, потому что не захотел изменить ситуацию.
№24 «Шарманщик» - завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный музыкант в данном контексте – это отображение искусства, безжалостного к гениям. Средства выразительности музыки заставляют услышать интонации шарманки, а также однообразие мелодии в рефрене.
«Зимний путь» - это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман, в котором не случилось Happy Enda . Но не вымышленного лирического героя, а Шуберта. Ему пришлось пройти сложный и тернистый путь. Но он оставил для человечества огромное богатство – свою музыку.
Вокальный цикл « Зимний путь » - это финальный аккорд в творчестве Шуберта . Миниатюры наполнены глубоким смыслом, понять которые помогает музыкальный язык. Холод и мрак музыки – это отражение внутреннего мира музыканта, потерявшего надежду и веру на счастливое будущее.
Достигли ли мы цели и решили ли задачи? Ч то такое камерная музыка? Познакомились с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта ? Послушали и проанализировали несколько номеров из цикла?
ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4 »
Домашнее задание Нарисовать пейзаж «Зимний путь», подходящий музыке Ф.Шуберта
Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Характеристика творчества. Жизненный и творческий путь
Методическая разработка лекционного занятия по музыкальной литературе/ Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Жизненный и творческий путь. Иллюстрируется слайдами презентации....
А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта,тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути
Урок анализа стиотворения А.С. Пушкина...
«ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
• познакомить со стихотворением Пушкина «Зимняя дорога» • выявить мотив одиночества, печали, тоски во внутреннем монологе героя и в описании зимней дороги; • развивать навыки выразительного чтения, ...
Вокальные циклы немецких романтиков
В статье освещены образная сфера и стилистические особенности вокальных циклов немецких романтиков, проанализирована специфика претворения в них ключевой для романтического мировоззрения ...
Открытый урок "Вокальное творчество Ф.Шуберта"
Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 6 класса на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта"...
7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"
После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....
Вокально-поэтичекий цикл Я. Дубравина на стихи В. Суслова "Страна Читалия или Песни героев любимых книг"
Исполнение Вокально-поэтического цикла - это очень ответственная работа, результат совместной работы руководителей хоровых коллективов, преподавателей сольного пени, концертмейстеров и обучающихся хор...