«ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_.zimnyaya_doroga.5_klass._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель: Тонкова Лариса Петровна
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Тема | «ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ |
Цели |
|
Задачи | Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; Развивающие: обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе. |
Основные понятия | пейзаж, пейзажная лирика, эпитет, олицетворение, сравнение. |
Метапредметные связи | ∙ познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; анализировать; ∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; ∙ коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе. |
Средства обучения: | книжная выставка «Родной пейзаж в поэзии русских поэтов»; выставка рисунков «Зимний пейзаж моими глазами»; викторина «Любимые поэта строки», презентация «Зимние пейзажи» |
Формы работы: | фронтальная (беседа), групповая (практическая деятельность), индивидуальная (выразительное чтение). |
№ п\п | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат этапа. Формирование УУД. |
1 | Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. | Настраиваются на урок | Л.: самоопределение; Р.: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Подготовительная работа | –Ребята! Вы любите путешествовать? –Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку. –Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? –А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся. | Отвечают на вопросы. Рисуют словесные картины | Познавательные коммуникативные |
3 | Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие | Звучит стихотворение в исполнении В.Ланового –Понравилось вам стихотворение? –Каким настроением проникнуто стихотворение? –Менялось ли настроение в процессе чтения? – Поделитесь чувствами. Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога. | Словесное рисование | познавательные: ориентируются в поэтическом тексте; отвечают на вопросы учителя; обобщают, делают выводы; анализируют; |
4 | Постановка учебной задачи | Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. | ||
5 | Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога». | Беседа - Какими мы видим зимние пейзажи? Что больше всего интересует художников? - Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией. В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу. | Дают определение пейзажам. Обращают внимание на детали картин. Рассуждают о настроении. | |
6 | Анализ стихотворения | -Как нам лучше разобраться в содержании стихотворения? –Прочитайте первую строфу. – Каким настроением она проникнута? –Какой звук часто повторяется? (Л ) –Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность). –С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»? –Какое настроение у природы? –Что ощущается в природе в этом стихотворении? (. Покой, гармония.) –Найдите эпитеты в этом отрывке. –Какой ещё приём использует автор? –Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно). –Прочитайте выразительно. –Прочитайте вторую строфу. –Как бежит тройка? –Что означает слово борзая? (Быстрая.) –Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»? –Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию). –Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя). –Какие эпитеты использует поэт? –Сравните этот отрывок с первым. –Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение). –Как будете читать этот отрывок? Прочитайте выразительно. –Прочитайте третью строфу. –А что слышится в песнях ямщика? –Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.) –Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.) –Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное» –А что для героя родное? –Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога» –Прочитайте 4 строфу. –Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла). –Найдите эпитеты. –Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.) –Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»? –Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами. – «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными). - Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. – С какой интонацией будете читать этот отрывок? –Прочитайте выразительно. –Прочитайте 5 и 6 строфы. –Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке. ( Будущее время). –Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее). –Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании). –Прочитайте 6 строфу. –Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно.) –Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»). –В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме). –Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя. –Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье. Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать? 7. Обобщение. –Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее.) – Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.) –Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь. –Где в это время находился Пушкин? (В ссылке). Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение было написано в поездке поэта на допрос к псковскому губернатору. –Кто такие биографы? –Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения настроению героя? – Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думаете, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.) –Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения? –Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов). –Одинаково ли настроение героя и состояние природы? –К какому выводу мы пришли?
| - Перечитать по строфам. Находят изобразительные средства , отвечают на вопросы, читают выразительно | П.: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; анализировать; |
7 | Итог урока. Рефлексия деятельности. | С каким стихотворением познакомились? –С каким стихотворением сравнивали? –Что выяснили? Метод незаконченного предложения: – Мне понравилось … –Я понял, что … – Я научился … | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П.: рефлексия; Л.: смыслообразование |
Домашнее задание.
1. Прочитать повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», «Метель».
2. Выполнить индивидуальные и групповые задания по подготовке урока внеклассного чтения.
Технологическая карта (для стандартов 2004г.)
Учитель:
Предмет:
Класс:
Тема:
ТДЦ:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Тип урока:
Оборудование:
№ п\п | Этап занятия | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.
Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
"Рекомендации по безопасности дорожного движения в зимний период "Безопасная зимняя дорога"
Зимой темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость, и легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. П...
исследовательская работа Номинация «Краеведение» Тема: «Жизненный путь ветерана войны Василия Ивановича Чупрова»
мсследовательская работа...
А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта,тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути
Урок анализа стиотворения А.С. Пушкина...
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева.
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева....
Выпускной на тему "Жизненный путь длиною в 9 лет"
Сценарий подготовлен на выпускной вечер для 9 классов на тему "Жизненный путь длиною в 9 лет"...