Хормейстерские аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы
методическая разработка по музыке
Хормейстерские аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_moy_2_okonchatelnyy_variant_2.docx | 105.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хормейстерские аспекты
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Особенности музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе……………………………………………………..6
1.1. Специфика обучения музыке
1.2. Возрастные характеристики детских голосов
1.3. Методические основы вокальной работы с детьми
Глава II. Специфика хормейстерской работы с вокальным коллективом в общеобразовательной школе на примере ансамбля «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2»……………………………………………………….22
2.1. Формирование навыков вокально-хоровой техники в ансамбле
«Исток»
2.2. Культурно-просветительная деятельность вокального ансамбля
«Исток»
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения
Введение
Занятия вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе в настоящее время чрезвычайно актуальны. Наблюдается устойчивый интерес педагогов и детей к этому виду художественного творчества. Свидетельство тому – появление многочисленных фестивалей, конкурсов вокально-хорового творчества с участием большого количества исполнителей. В школах активно дискутируются вопросы вокально-хоровой культуры, все больше организуются различных групп, ансамблей, хоровых коллективов. Это показатель несомненных успехов в деле музыкального образования и воспитания. Пение занимает ведущее место в музыкальной деятельности на уроках музыки. Школьная практика сегодняшнего дня выдвигает ряд проблемных вопросов, связанных с вокально-хоровой работой, среди которых вопросы о специфике начального периода вокальной деятельности, о выборе методов и приемов, необходимых для эффективной результативной работы с детьми, о создании условий успешного формирования музыкальных способностей. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Пение в вокальном ансамбле развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного пения. Для того, чтобы обучать других, учитель должен владеть приемами вокального мастерства, быть профессионалом. Поэтому совершенствование в теории и методах обучения пению всегда актуальны.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вокальном ансамбле общеобразовательной школы.
Предмет исследования - хормейстерская деятельность учителя музыки в вокальном ансамбле «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2».
Цель исследования - определить наиболее эффективные педагогические методы и приемы в организации вокально-хоровой работы с детским коллективом.
Исходя из поставленной цели, определенны следующие задачи:
- рассмотреть особенности обучения музыке в условиях общеобразовательной школы;
- проанализировать возрастные характеристики детских голосов;
- изучить методические основы вокальной работы с детьми;
- представить хормейстерские приёмы и принципы работы в ансамбле «Исток»;
- обобщить опыт культурно-просветительской деятельности ансамбля «Исток».
Методы исследования. В ходе исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, обзор периодических изданий, изучение методической литературы по проблеме исследования, педагогические наблюдения, беседы с учащимися, анализ учебных планов и программ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются особенности музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе, специфика обучения музыке на современном этапе, возрастные характеристики детских голосов, методические основы вокальной работы с детьми. Во второй главе представлены аспекты хормейстерской работы с вокальным коллективом в общеобразовательной школе на примере ансамбля «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2», приемы формирования навыков вокально-хоровой техники в ансамбле и культурно-просветительная деятельность вокального ансамбля. Заключение содержит выводы по основным пунктам проведенного исследования. Список литературы включает в себя сорок наименований. Приложение содержит фотоматериалы, нотные примеры, репертуар ансамбля «Исток», достижения коллектива.
Исследования, лежащие в основе данной работы, проводились на базе МОУ «Октябрьская СОШ № 2» МО Михайловский муниципальный район Рязанской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы руководителями детских вокальных коллективов, творческих объединений и кружков общеобразовательных школ.
Глава I. Особенности музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе
1.1. Специфика обучения музыке
Музыкальное образование школьников всегда было и остается неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Современное состояние преподавания музыки в общеобразовательной школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Этот процесс протекает неоднозначно, а порой и противоречиво. Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования — все это свидетельствует об осознании роли искусства в формировании человека. Учебный предмет «музыка», как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка – предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Музыка, является посредником между творчеством и восприятием. В условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения образовательный процесс на основе «деятельностного подхода» предусматривает, наличие на уроках музыки различных видов деятельности для решения познавательных задач — игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки, импровизации [39]. Приоритетным видом музыкальной деятельности является хоровое пение. Из-за ограниченного количества учебных часов для музыкальных занятий в системе общеобразовательных школ реализация задач, связанных с вокальным воспитанием детей возможна лишь при сочетании классной, внеклассной или внешкольной работы. Проблема массовости музыкального воспитания детей решается посредством хорового пения. В общеобразовательной школе пение это не только чисто выстроенное «звучащее полотно», это «живая эмоция», музыкальная мысль, вызывающая в слушателях ответные чувства. В процессе хорового пения происходит воспитание личностных качеств ребенка, познание законов человеческой морали. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.
Вокальный коллектив в школе - это особенный коллектив по составу. Периодичность занятий зависит от учебного плана и количества учебных часов. Занятия коллектива должны соответствовать стилю и формам работы школы, взаимодействовать со всем сложным механизмом ее функционирования.
По принципу работы школьный хор, так же отличается от профессионального детского хора. В коллектив, принимаются все желающие, и даже дети с неразвитыми вокальными данными. Контингент такого коллектива, очень сложен по уровню музыкальных способностей, например:
- дети хорошо интонируют, но не обладают вокальными данными;
- дети имеют хороший слух и вокальные данные, но не знают, как правильно оформить звук;
- дети не обладают развитым динамическим восприятием;
- дети не владеют навыками певческого дыхания:
- дети имеют слабо развитый артикуляционный аппарат и ограниченный певческий диапазон.
В хор приходят дети, которые любят музыку, хотят научиться петь и педагог не имеет права лишить их такой возможности. Учителю необходимо проделать большую работу обучая пению всех участников хорового коллектива.
Голос-инструмент общедоступный, поэтому певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе. Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильное голосообразование, как и нарушение гигиенических норм в пении, может привести к деградации голосовых связок в раннем возрасте. Поэтому педагогу необходимы знания о возрастных особенностях голосового аппарата детей и приемах развития вокальных навыков, начиная с младшего возраста.
1.2. Возрастные характеристики детских голосов
Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Учитель музыки несёт ответственность за воспитание певчески правильного, здорового голоса своих детей. Даже самый слабо звучащий голос можно и нужно развивать. От учителя требуется знание особенностей голосов учащихся, так как требования к пению, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Также педагогу самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Учитель должен уметь пользоваться своим голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.
За период обучения в школе голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с физическим ростом ребёнка, с половым созреванием.
Различают четыре основных стадии развития голоса:
7-9 лет – младший домутационный возраст;
10-13 лет – старший домутационный возраст;
13-15 лет – мутация;
16-18 лет – послемутационный период, становление голоса взрослого человека.
У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет ещё существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании связок. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется.
В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
Когда подросток достигает 13-14 лет физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Голос теряет яркость. Учащиеся, которые пели свободно и на всём диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо.
Изменения в голосе появляются и у мальчиков и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. Голосовые связки становятся длиннее, голос изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. Это признаки наступающей мутации. В этот период важно соблюдать певческий режим.
К 16 годам у мальчиков в тембре проявляется оттенок будущего взрослого голоса. Голосовые связки юноши становятся длиннее детских, но гортань еще продолжает расти. В 17-18 лет сила голоса молодых певцов только начинает приближаться к силе взрослого голоса. Наступает после мутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, но все же наблюдаются остаточные явления мутации, продолжает развиваться дыхательный аппарат. Окончательное формирование голоса происходит лишь к 20-ти годам.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий.
Соколов В.Г. предлагает следующую классификацию диапазонов детских голосов:
- сопрано детского хора от «до» I – до «соль» II октавы;
- альт детского хора от «ля» малой до «ре» II октавы [31; с.12-13].
Зная особенности возрастного диапазона, можно правильно распределить учащихся по партиям. В начальных классах при двухголосном пении поющие делятся на первые и вторые голоса условно и могут меняться партиями. В средних и старших классах руководитель хора поручает альтовую партию тем учащимся, у которых естественно звучат низкие ноты. В сопрановой партии могут петь школьники, у которых свободно звучат ми и фа второй октавы.
Певческий голос должен звучать ровно на всем диапазоне. Средством плавного, нерезкого перехода от грудного регистра к головному служит выработка смешанного звучания. Для этого необходимо начинать воспитание голоса с примарных звуков, с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно. Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса. Примарными вокалисты называют певческие звуки, звучащие наиболее естественно в сравнении с другими. Следовательно, при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией. Обычно, примарные звуки находятся в середине диапазона певца. Если начинать развивать голос с примарных звуков, постепенно расширяется диапазон учащегося вверх и вниз. При этом поющий ребёнок без лишних усилий и напряжения переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Работа эта должна проводиться осторожно и постепенно. Полный диапазон каждой партии может расшириться, например, сопрано - до «ля», «си бемоль» II октавы; альты - до «соль» малой октавы.
На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
1.3. Методические основы вокальной работы с детьми
Планомерная и систематическая работа хорового коллектива - это цельный педагогический процесс, построенный по определенной программе, рассчитанной на последовательное и регулярное воспитание и обучение участников коллектива. Так, обучение учащихся начинающего хора предусматривает развитие начальных навыков пения, слушания музыки, усвоение музыкально-теоретических понятий. По мере творческого роста хора требования к занятиям возрастают. Успех и эффективность учебно-воспитательной работы в самодеятельном хоре в большей мере зависит от владения руководителем методикой вокально-хорового и музыкального обучения.
Процесс обучения пению в хоре начинается с понимания самими учащимися простейших дирижерских жестов, показывающих вступление и снятие звука. Далее с первых занятий на простых упражнениях и песнях воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля.
Основным условием общего единообразного звучания всего коллектива является четкое ясное произношение слов и фраз в целом, то есть дикция. Добровольская Н. считает, что основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией [13;с.3-9]. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, без искажений. В речи не совсем точное произнесение гласных мало влияет на понимание слов, так как основную смысловую роль выполняют согласные. В пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая неточность произнесения становится заметной и отрицательно влияет на ясность дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения хорошего унисона в партиях наряду с четкостью хоровой дикции. Округление достигается через прикрытие звука. Любой гласный звук можно спеть округло или плоско при одинаковом положении губ. Следовательно, округление и выравнивание гласных при пении происходит не за счет губ, а за счет гортани, т. е. унифицируется не передний их уклад, а задний.
С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование того или иного гласного звука связано с формой и объемом ротовой полости. От конфигурации речевого тракта, различной для каждой фонемы, в значительной мере зависит также и их специфическое звучание по тембру. Звуки «у», «ы» формируются и звучат более глубоко и далеко, чем остальные гласные. Однако эти фонемы имеют устойчивое произношение: в любых словах, в любом положении они не искажаются, в отличие от других гласных. Звуки «у», «ы» труднее поддаются индивидуализированному произношению, чем «а», «е», «и», «о». У разных людей они звучат приблизительно одинаково. Отсюда и возникает специфически хоровое применение этих звуков при исправлении открытого или «пестрого» звучания хора. Выравнивание звука по тембру, а также хороший унисон достигается легче именно на этих гласных. После пропевания мелодии песни, например на слоги «лю», «ду» или «ды», последующее исполнение со словами приобретает большую ровность, слитность и округлость звучания, если внимание хористов при пении со словами будет направлено на сохранение одинаковой установки артикуляционных органов, подобной при пении гласных «у» или «ы». Сохранение одинакового расположения артикуляционных органов при пении со словами относится в большей мере к их заднему укладу на гласных звуках.
Чистый гласный «о» обладает теми же свойствами, что «у», «ы», хотя и в меньшей степени; а занимает промежуточное положение между темными «у», «ы», «о» и светлыми «е», «и», которые требуют особого внимания в отношении их округления при пении.
Наибольшую «пестроту» в пении дает гласный «а», так как в произношении разных людей и в различных словах он имеет самое большое число вариантов.
Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – «и», «э», «а», «о», «у», «ы», четыре сложные — «я» (йа), «ё» (йо), «ю» (йу), «е» (йэ). При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется долго.
Учитывая различное влияние гласных на функцию голосового аппарата, можно определенным образом настраивать его. Например, известно, что «и», «э» стимулируют работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых складок. Их формирование связано с более высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звук и приближают вокальную позицию.
Гласные «о», «у» ослабляют работу гортани, способствуя более краевому смыканию голосовых складок. Формируются они при явном понижении типа дыхания, затемняют звук, снижают форсировку. Звук «а» во всех отношениях занимает нейтральное положение; «ы» округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба.
Таким образом, работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием. Однако в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно. Степень яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы. Под ударением в словах или в момент кульминаций музыкальных фраз соответствующие им гласные звучат наиболее ярко и определенно, в других же случаях — затушеванно, редуцированно.
Гласные, распеваемые на несколько звуков, всегда должны звучать фонетически ясно и чисто, а при переходе со звука на звук они как бы повторяются.
Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Два гласных внутри слова, а также на стыке предлога или частицы со словом произносятся слитно. Два гласных на стыке различных слов разделяются цезурой. В подобных случаях второе слово следует исполнять с новой атакой, для того, чтобы не исказился смысл словосочетания.
Особое внимание следует обратить работе над интонацией, в которой большую роль играет сознательное отношение к разучиваемым и прослушиваемым произведениям, а также общее музыкальное развитие. Анализ практики педагогов показывает, что, развивая музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей. Эта проблема остро стоит перед массовым музыкальным воспитанием и особенно важна в общеобразовательных школах.
Специальными исследованиями выявлен ряд причин, влияющих на плохое пение таких детей: слабо развитый музыкальный слух; нарушение координации между голосом и слухом; отклонения от нормы в голосовом аппарате или органах слуха; отсутствие певческого опыта в коллективе; вредные при пении привычки - крикливость, подражание пению взрослых; стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении, вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера, излишняя активность; отсутствие интереса к певческой деятельности.
Большинство фальшиво поющих детей постепенно сами по себе «выравниваются» в пении. Учителю нужно хорошо знать своих учеников, особенности музыкального развития каждого. Во время работы над песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам, внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявлять неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой интонацией.
Необходимо продумать, как рассадить учащихся на уроке. Неточно интонирующих школьников лучше всего посадить в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо интонирующими детьми. Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.
Для работы над интонацией можно использовать с учащимися метод дифференцированного обучения. Автор данной системы обучения музыке - С. Брандель. Сущность метода заключается в том, что хор делится на интонационные группы соответственно уровню развития музыкального слуха учащихся.
Метод дифференцированного обучения активизирует процесс музыкального воспитания, помогает заинтересовать ребят, оживить процесс разучивания песни. «Успех дифференцированного обучения в значительной мере зависит от того, как организовано на уроке активное слушание музыки детьми, которые в данный момент в пении не участвуют»[9;с.6-8].
В статье О. Апраксиной и Н. Орловой «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними» рассказывается об опыте некоторых педагогов. А.Г. Раввинов считал целесообразным применять прием «атакирования» верхнего регистра детского голоса, то есть сразу начинать с пения высоких звуков. Он отмечал, что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер звучания речи в свое пение. Связывая оба эти процесса между собой, он предлагал детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением петь «высоким звуком», ярко отличным от той высоты, которой обычно пользовались эти учащиеся. [3; с. 12] Существует еще один метод — исправление интонации через специальное внимание к вокальной работе, предложенный Н. Куликовой. Работу с детьми, неправильно интонирующими она делит на три этапа.
Первый этап - четыре-пять занятий (не считая индивидуального прослушивания). Основная задача этапа — направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение элементарными певческими навыками.
Второй этап - пять-десять (иногда до пятнадцати занятий) дифференцированное обучение по группам. Методы вокальной работы остаются на данном этапе те же, но класс работает дифференцированно, по группам. Порядок разучивания песни следующий:
- показ песни учителем и чтение текста,
- пение учителем 1-го куплета (или его части) – весь класс поет про себя с активной артикуляцией, выразительно,
- пение 1-го куплета третьим рядом (без сидящих среди них неверно интонирующих детей), остальные поют про себя,
- читается текст 2-го куплета, поет вслух третий ряд, или третий и второй, первый — поет про себя.
- весь класс поет со словами, затем на слог «лю».
Педагог Белобородова В.К. [6; С.38-41] в своем опыте, использовала игры с применением звукоподражания на высоких тонах. Она предлагала детям, например, вспомнить, как кукует кукушка, и петь слоги «ку-ку» на звуках «до» 2 октавы—«ля» 1октавы или изобразить выстрел — «пиф-паф» (также на звуках «до» 2—«ля» 1 октавы). Она разучивала с ними песни-шутки, песни-сказки, которые несли в себе игровой момент, заинтересовывали детей, собирали их внимание. Следя, например, за содержанием песни «Кошкин дом», дети вместе с маленьким мышонком начинали «звонить в колокольчик», то есть петь высоким звуком.
Кроме методов, указанных выше, необходимо использовать индивидуальные занятия с учащимися, слабо развивающимися в процессе классной работы. Они строятся следующим образом: определяется примарный звук в голосе школьника, и на этом звуке поются разные попевки. В попевках на одном звуке воспитываются и укрепляются элементарные вокально-хоровые навыки. Затем учитель пробует либо транспонировать попевку вверх, либо предлагает новую, уже на двух звуках. Постепенно подбираются попевки на 3-4-х звуках.
На развитие навыков интонирования чрезвычайно плодотворно влияет разносторонняя музыкальная работа со школьниками: занятия музыкальной грамотой, слушание музыки, беседы о музыке и т. д.
Таким образом, точная интонация в детском хоровом пении и исправление фальшиво поющих - результат ряда слагаемых в деятельности учителя: знание педагогом возможностей каждого ребенка, окружение неточно интонирующих детей лучшими учениками, понимание учащимися основ музыкальной грамоты, активизация слухового внимания, правильно поставленная вокально-хоровая работа, применение пения без сопровождения инструмента.
С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, ценить его, сознательно стремиться к правильному исполнению, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Эта способность связана с развитием вокального слуха. Он становится контролером правильного певческого исполнения во всех его проявлениях.
Для полноценного музыкального воспитания необходим многоголосный репертуар. Исполнение песен на два-три голоса возможно при развитии гармонического слуха — особого качества музыкального слуха, заключающегося в умении распределять внимание на одновременное звучание нескольких голосов.
В репертуаре используют каноны, песни с элементами двухголосия, песни двухголосного склада с самостоятельным и «терцовым» голосоведением, двух-, трехголосные упражнения.
Ценным является вывод Ю.Алиева, который считает, что двухголосному пению должна предшествовать психологическая подготовка: «...с самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети слышали красоту звучания двух голосов, большую их выразительность, новое качество по сравнению с одноголосным пением. Поэтому важно, чтобы на первоначальном этапе обучения даже самое простое и понятное было интересно детям, чтобы первые двухголосные песни и упражнения сразу «доходили» до уха и до сердца школьника»[2; с. 56-57].
Для успешного перехода к двухголосному пению важны следующие условия: достижение хорошего унисона и методически правильно организованный подготовительный период. Кроме того, у педагогов часто возникает вопрос о характере двухголосия, с которого следует начинать работу.
По поводу первого условия — наличия хорошего унисона — мнения у большинства педагогов-музыкантов совпадают. Так, в «Методических рекомендациях к урокам музыки в общеобразовательной школе» отмечается, что фундаментом, на котором строится многоголосное хоровое пение, является унисон. Учитель, прежде всего, должен добиться слитного, единого звучания хора в одноголосном пении».
В. Попов, так определяет понятие унисона: «Прежде, чем переходить к двухголосному пению, мы добиваемся чистого, активного унисона в одноголосных песнях. Под активным унисоном понимаем, прежде всего, не только правильное исполнение по высоте каждой ноты в песне, но и стремление к правильному вокальному оформлению каждого звука и хорошее чувство локтя товарищей, сказывающееся в попытке услышать, как поет другой» [29; с.24].
Вместе с тем, практика показывает, что часто к моменту перехода на двухголосие еще не достигнуто нужное качество унисона. Тем не менее, и в этих случаях включение в работу двухголосных песен необходимо по ряду причин. Многоголосное (в том числе и двухголосное) пение способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной интонации, художественного вкуса. С другой стороны, разучивание более трудной и новой в качественном отношении музыки может дать толчок слуховому развитию учеников и внести положительные изменения и в унисонное пение. В таких случаях работа над совершенствованием унисона и исполнением песен на два голоса должна проходить параллельно.
Второе условие успешного перехода к многоголосному пению — подготовительный период. Первоначально идет слуховая подготовка, направленная на различение двух музыкальных планов. Школьники учатся сначала различать в песнях, которые они разучивают, собственно мелодию и сопровождение, а затем в аккомпанементе находить тему и гармонию. Далее мелодия и аккомпанемент анализируются в доступной форме в инструментальных и оркестровых произведениях. Необходимо постепенно приобщать, учеников к восприятию на слух сочинений полифонического склада. Параллельно даются специальные упражнения: определение и исполнение в интервалах верхнего и нижнего звуков; пение звукоряда, у которого часть ступеней исполняется про себя; исполнение несложных мелодий без сопровождения; пение канонов на два голоса.
Пению канонов может с успехом предшествовать работа над ритмическими канонами. Это особенно увлекательно с использованием набора простейших детских ударных музыкальных инструментов. Каноны, по мнению многих опытных педагогов-музыкантов, являются результативным связующим мостиком между одноголосным и многоголосным пением. Каноническое двухголосие (иногда даже и трехголосие) наиболее доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания.
Спорная до сегодняшнего дня проблема — с какого вида двухголосия следует начинать работу. Некоторые педагоги считают целесообразным начинать с параллельного движения голосов. Сторонники этой точки зрения объясняют свою позицию тем, что параллелизм облегчает детям и разучивание, и исполнение партий.
При таком движении голосов, рисунок мелодии, ритмическая основа, регистр — одинаковые. Но, вместе с тем, при терцовом изложении появляется трудность — чередование больших и малых гармонических терций. Это часто приводит к потере ориентации в одной или другой партии и переходе на более уверенно звучащую.
Другая точка зрения — начинать двухголосие с самостоятельного движения голосов, где мелодические и ритмические линии, верхней и нижней партий существенно отличаются одна от другой. Разучивание потребует большей затраты времени и сил, однако при твердом выучивании каждой партии дети поют уверенно и сознательно.
Исследования, а также практика многих педагогов, говорят о целесообразности включения в начало работы над двухголосием произведений, имеющих разные виды сочетания голосов.
Важная проблема — выразительность исполнения. Поскольку выразительное пение в первую очередь связано со словом, внимание к нему играет в обучении важную роль, тем более что правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование. Установлено, что развитие эмоциональности и формирование вокально-хоровых навыков тесно взаимосвязаны: эмоционально окрашенное пение содействует активизации ряда вокально-формирующих процессов, влияет на певческую интонацию. Эмоциональное отношение должно проявляться на всех фазах разучивания произведения. Как показали наблюдения эмоциональная настроенность и правильная готовность к пению — важные закономерности, характеризующие нормальное звучание детского певческого голоса, наиболее рациональное и здоровое пение в коллективном обучении такое, при котором функционирует весь сложный нервно-двигательный голосообразующий аппарат. При таких условиях возможно постепенное и систематическое совершенствование выразительного, эмоционального, качественного исполнения школьников.
Глава II. Специфика хормейстерской работы с вокальным коллективом в общеобразовательной школе на примере ансамбля «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2»
2.1. Формирование навыков вокально-хоровой техники в ансамбле «Исток»
Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – в коллективе «Исток» это многоэтапный процесс:
- непосредственное первое эмоциональное впечатление;
- анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана;
- работа по разучиванию и усвоению материала;
- накопление вокально-хоровых умений;
- неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения;
- концертное выступление с целью донести музыкально-поэтический образ до слушательской аудитории.
Процесс обучения в ансамбле сопровождается получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Чтобы добиться выразительного художественного хорового исполнения, с каждым учащимся проводится комплекс упражнений по формированию вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков.
Владение вокальной техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил в ансамбле формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения вокального ансамбля «Исток».
Для того, чтобы правильно и эффективно развивать вокально-хоровые навыки, необходимо соблюдать важнейшее условие – певческую установку, то есть правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения. Поэтому с первой встречи учащиеся знакомятся с главными правилами певческой установки: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов дети учатся:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
- корпус держать прямо, без напряжения;
- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.
Сидеть, положив ногу на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении. Если поющий, откидывает голову или наклоняет её, гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали то вверх, то вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится не точной. Только выработав правильную осанку в сочетании со свободной манерой двигаться, можно смело выходить на сцену. Все движения и жесты проверяются участниками ансамбля перед зеркалом. Хорошее общее впечатление от внешности артистов, их манер, поз и жестов влияет в дальнейшем на успех исполнения вокального номера.
На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокальных умений в их элементарном виде: одновременное начало пения, свободное открывание рта, протяженность звучания.
На не сложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием ансамбля и строя в унисонном хоре. В процессе дальнейшей работы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем с учащимися эти навыки. Работаем над расширением певческого диапазона, красотою тембра, подвижностью голоса.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, сознательно упрощаются прочие элементы выразительности, подбираются попевки с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе.
Для работы над чистотой интонацией используется дифференцированный метод. Все дети делятся на группы. В 1 группу определяются учащиеся, способные исполнить всю песню без поддержки музыкального инструмента. Во 2 группу входят дети, поющие правильно, но с помощью музыкального инструмента или голоса учителя. 3 группа состоит из тех, кто может спеть лишь отдельные фразы в песне. В 4 группу входят дети, правильно интонирующие отдельные звуки. Разучивая определённую песню, предлагаются задания: 1 и 2 группы поют всю песню, 3 и 4 группы соответственно включаются в пение на определённых музыкальных фразах или звуках. В соответствии с результатами работы учащиеся переходят из одной группы в другую.
Работая над ансамблем в двух-трехголосии, предлагаются упражнения без текста для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте хоровых партий. Одним из условий в работе над вокально-хоровыми упражнениями является охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Например, выработка навыков напевного, протяжного звучания legato можно сочетать с выработкой легкости подвижности голоса, с навыками non legato.
В процессе выработки у школьников вокально-хоровых навыков в качестве упражнений использую музыкальный материал разучиваемого репертуара. Это помогает преодолеть конкретные трудности в той или иной песне.
Таким образом, формирование вокально-хоровых навыков у учащихся происходит как бы по спирали, то есть одновременное включение в работу почти всех элементов вокально-хоровой техники на первом этапе обучения и углубление их в последующие периоды.
На чистоту и красоту звука, выразительность исполнения существенно влияет правильное певческое дыхание. Оно представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования. Изначально упражнения на вдыхание, задержку набранного воздуха, выдыхания проводится медленно, чтобы дети могли отчётливо контролировать правильность своих ощущений и в процессе тренировок запомнить эти ощущения. Первыми положительными результатами можно считать плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков. Каждое занятие начинается с дыхательных упражнений, речевой гимнастики и разрядки. Развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа.
На первом году занятий музыкальный материал (короткие музыкальные фразы, умеренные темпы) не мешает воспитанию непродолжительного и неглубокого дыхания у маленьких детей. В дальнейшем постепенно продолжительность выдоха увеличивается, дыхание укрепляется. Затем появляется задача — выработка быстрого, но спокойного вдоха в песнях подвижных и между фразами, не разделенными паузами. Далее от детей требуется умение распределять дыхание в песнях напевного характера с различными динамическими оттенками и при усилении и ослаблении звучности. Вырабатывается также навык цепного дыхания. Цепное дыхание - это коллективный навык, который основан на воспитании чувства ансамбля у певцов.
Вырабатываются основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Важнейшая часть всей вокально-хоровой работы ансамбля - артикуляция. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Поэтому проводится специальная работа по его активизации. Умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения. В работе с ансамблем применяются:
- пение гласных с губными согласными «б», «п», «м», что активизирует работу губ, помогает энергичнее произносить гласные («би», «ба», «бо», «бу»);
- пение гласных с согласной «в» полезное для губ и языка («Вова», «Вера»);
- распевание скороговорок («Бык-тупогуб»).
Артикуляционные упражнения помогают учащимся избавиться от дефектов в произношении.
Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения ансамбля.
Важным моментом в работе с певческим коллективом является правильный выбор репертуара. В работе с ансамблем используются три вида репертуара учебный, концертный и конкурсный. К учебному репертуару относятся ежеурочные упражнения, распевки, используемые как необходимый тренаж и голосовая настройка для овладения вокально хоровой техникой, и сами песни, которые связаны с календарными датами, внутришкольными событиями.
К концертному репертуару относятся произведения, которые готовятся для исполнения на общешкольных, районных концертах. Для их исполнения проводится большее количество репетиций, связанных с построением учащихся, выходом на сцену, и более тщательной обработки технических м художественных элементов. К конкурсному репертуару относятся произведения, которые готовятся учащимися к конкурсу, где большую роль играет вокальное мастерство, аранжировка песни, сопутствующая пластика и яркая эмоциональность исполнения. Для подбора репертуара ансамбля «Исток» используются возможности районной библиотеки, а также средства сети Интернет.
Таким образом, совершенствуя вокально-хоровую работу с учащимися ансамбля, создаются благодатные условия для воспитания успешной творчески активной личности.
2.2. Культурно-просветительская деятельность вокального ансамбля
Творческая и культурно-просветительская деятельность коллектива «Исток» направлены на развитие творческих способностей обучающихся, привлечение внимания учащихся к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям, воспитание патриотических чувств. Для этого в МОУ «Октябрьская СОШ № 2» созданы комфортные условия развивающей образовательной среды, включающие: - организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); -участие в песенных конкурсах, музыкальных фестивалях; -организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры.
Ансамбль «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2» существует с 2004 года. В первый состав входили учащиеся 12-14 лет. В настоящее время в коллективе занимаются дети двух возрастных групп младшая и старшая в возрасте от 12 до 18 лет. Ансамбль возглавляет руководитель. Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля выполняют все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. Важной особенностью вокального ансамбля является разновозрастность участников, которая выражается в особых взаимоотношениях между участниками коллектива, потребностью приобщить детей к коллективной творческой деятельности, в которой каждый участник смог бы ощутить свою личную значимость, применить свои знания умения и навыки в вокально-техническом и словесном материалах, выразить свою творческую индивидуальность, показать способность к творческой само-актуализации через решения поставленных вокально-художественных задач.
Вокальный ансамбль «Исток» - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В основе работы ансамбля лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению, отношение к культуре и истории нашей страны.
Вокальные занятия проводятся на базе оборудованного кабинета музыки. Для занятий в кабинете имеется музыкальная аудио и видео аппаратура (музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны), музыкальный инструментарий (фортепиано, детские музыкальные инструменты, синтезатор). Концертные и репетиционные занятия проводятся на сцене. Помещение для занятий регулярно проветривается, проводится влажная уборка, соблюдается температурный режим. Особое внимание в ансамбле уделяется санитарно-гигиеническим правилами вокальной работы. Дети знают, что нельзя петь в хоре во время и в ближайшие дни после инфекционного заболевания, в состоянии сильного переутомления, натощак. Время непрерывного пения (работы голосовых связок) не превышает 20 минут. Пение чередуется с другими формами музыкальных занятий - игрой, музыкальной грамотой, слушанием музыки.
Для успешного существования вокального ансамбля подобран репертуар. Репертуар отвечает задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар включены произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Репертуар носит воспитательный характер, соответствует возрасту и пониманию детей, возможностям данного исполнительского коллектива. Основу репертуара составляют сочинения русских классиков советских композиторов, а также современных авторов. Приоритетным направлением в подборе репертуара является обращение к патриотическим произведениям.
При выборе произведений также учитываются следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента «фонограмма»).
Для полноценной работы составлено удобное для детей расписание занятий. Чтобы учащихся ничего не отвлекало, они никуда не спешили, чтобы не посещали занятия на голодный желудок. Со временем дни и часы занятий были закреплены и не меняются в течение нескольких лет. Строгий порядок помог организовать четкую ритмичную работу, дисциплину участников и настроил их на серьезный лад. Как правило, участники заняты два раза в неделю, по два-три часа в одну репетицию с десяти - пятнадцатиминутным перерывом. Наиболее активный сезон - с сентября до июня. В связи с наступлением летних каникул занятия ансамбля прерываются. В этот период у руководителя имеется больше возможностей усилить индивидуальные занятия, уроки с небольшими группами, ансамблями. В вопросах организации и руководства проявляется демократический стиль, в котором сочетаются строгость и доброжелательность по отношению к участникам.
Учебно-воспитательная работа - это составная часть и непременное условие творческой деятельности вокального ансамбля «Исток». В результате учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива. Занятия в коллективе способствуют развитию творческих способностей, артистических наклонностей ребенка, более внимательное отношение к одаренным детям.
Само понятие учебно-воспитательной работы раскрывает две стороны ее - учебную и воспитательную, которые находятся в неразрывной взаимосвязи, представляют собой единый педагогический процесс. Первая из них выполняет функцию обучения, а вторая - воспитательную функцию.
Воспитание осуществляется в процессе обучения участников профессиональным навыкам и усвоения ими специальных знаний, необходимых для хоровой исполнительской деятельности. Поскольку воспитание возможно только на конкретном материале, в конкретных формах работы, направленных на усвоение профессионально-технических навыков исполнения, постольку функция обучения в общем содержании учебно-воспитательного процесса является ведущей и задача идейно-эстетического воспитания участников хора реализуется непосредственно в ходе обучения. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
В ансамбле соблюдается чёткий ритм и хороший темп репетиций. Руководитель старается обо всём позаботиться заранее и всё продумать: от плана проведения репетиции до подготовки помещения к занятиям. Выбрав произведение, руководитель ансамбля внимательно изучает его. Определяет общий план исполнения, анализирует трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения с детьми проводится беседа о его содержании и характере. Учащиеся узнают краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны: прослушивание аудиозаписи в исполнении высококвалифицированного коллектива, воспроизведение этого произведения или основной мелодии руководителем. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность. Процесс разучивания произведений и работы над художественно -технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Поэтому сначала происходит разбор произведения по партиям - это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией. Затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. В процессе художественной отделки вокального произведения вкраиваются и чисто технические приёмы, что тоже необходимо и закономерно. Для изучения произведение заранее размечается по частям в соответствии со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. К разучиванию от одной части к другой дети переходят лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание продолжается. После ознакомления со всем произведением возвращаемся к закреплению трудного места. Таким образом, процесс работы над произведением с ансамблем не ограничивается фазами с чётко очерченным кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление - последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
Концерт – это важное событие, как для участников творческого коллектива, так и для художественного руководителя. Это своего рода подведение итогов достигнутого, возможность общения со зрителем посредством музыкального языка. Концертная деятельность оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на него, воспитывают, формируют его взгляды, чувства.
Одной из основных частей культурно-просветительской деятельности являются традиционные школьные мероприятия:
- традиционные праздники, посвященные первому звонку, Дню учителя, Дню защитника Отечества, Дню 8 марта, Дню Победы;
- тематические родительские собрания с концертным выступлением по окончанию учебного года;
- тематические вечера;
- выпускные вечера;
- спортивные праздники;
- новогодние праздники.
Эти мероприятия всегда проходят с неизменным успехом, привнося в школьную жизнь атмосферу торжества, а участникам и слушателям передают чувство сопричастности к миру искусства.
Культурно – просветительская деятельность ансамбля расширяет горизонты художественного познания учащихся. Одним из важных направлений деятельности активное участие коллектива учащихся в социокультурном пространстве микрорайона. Ансамбль «Исток» постоянный участник мероприятий для жителей поселка, которые проходят в Доме культуры. Участвует с концертными номерами традиционно в праздновании Дня поселка.
Ансамбль «Исток» осуществляет выездные выступления на районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, а по возможности – на областных, всероссийских.
На протяжении нескольких лет ансамбль победитель и призер районного конкурса патриотической песни «Поклон тебе, солдат России» и участник областного одноименного конкурса.
В процессе выступлений перед широкой аудиторией обучающиеся приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и культурно-пропагандистской.
После выступлений проводится тщательный анализ и самоанализ, выносятся замечания, поощрения на основе просмотра видеозаписей и впечатлений. На основе анализа выступлений в дальнейшем ведется подготовка и реализация новых концертных номеров, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня, работа с малыми формами: дуэты, трио. Солисты ансамбля победители и призёры районных и областных тематических конкурсов. В 2015 году солистка Елена Бехелёва приняла участие во Всероссийском фестивале детско-юношеского творчества «Таланты и поклонники» МЧС в г. Перми и была награждена специальным дипломом «За патриотизм в творчестве».
Культурно-просветительская деятельность ансамбля оказывает влияние на профориентацию учащихся. Три воспитанника ансамбля продолжили дальнейшее обучение в образовательных учреждениях культуры г. Гжель, г. Егорьевска, г.Химки, г.Рязани.
Сочетание учебных и воспитательных задач, единство учебно-воспитательного и творческого процессов в ансамбле «Исток» обеспечивает интересную, плодотворную работу в нем.
Заключение
Различные системы и методики работы с голосом при всем их разнообразии, преследуют одну цель – открыть детям путь к музыке, помочь раскрыть каждому творческий потенциал, поверить в себя и в свои возможности.
Детский вокальный коллектив – удивительный организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой, несущий энергетику юности, оптимизма и обаяния. Руководитель детского вокального коллектива – интересная и увлекательная работа, где надо преодолеть много трудностей, многому научиться, постоянно искать, пробовать, экспериментировать, думать и анализировать. Главное в работе с детским вокальным коллективом является умелое сочетание обучения, музыкального воспитания и исполнительства.
В главе I проведено исследование специфики обучения музыке в общеобразовательной школе, где важным видом деятельности является хоровое пение. Рассмотрены возрастные характеристики детских голосов. У учащихся 1-9 классов с голосом ребёнка происходят сильные изменения, отражающиеся в трёх периодах развития: предмутационный 7-12 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 16-18 лет. Эти периоды характеризуются изменением строения голосового аппарата и другими физиологическими особенностями, происходящими с организмом. Продолжительность периодов индивидуальна для каждого ребёнка, поэтому учителю необходимо знать внешние признаки их прохождения и строить уроки таким образом, чтобы не нанести вред голосу ребёнка.
В ходе изучения методических основ вокальной работы рассмотрены основные вокально-хоровые навыки: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения; методы дифференцированного обучения С. Бранделя, приём «атакирования» верхнего регистра голоса А. Раввинова, игровая методика со звукоподражанием на высоких тонах В. Белобородовой, исправление интонации через специальное внимание к вокальной работе Н. Куликовой,
особенности работы над двухголосием В. Попова и Ю. Алиева.
Во второй главе освещены хормейстерские приемы, имеющие практическое применение в работе с ансамблем «Исток» МОУ Октябрьская СОШ № 2». Для эффективности воспитания вокально-хоровых навыков интонирования, разборчивости и осмысленности дикции, артикуляции, дыхания применяется дифференцированный подход. С целью перехода на двух-трехголосное пение проводится подготовительная работа для достижения унисона, используются каноны, упражнения по развитию гармонического слуха.
Представленный опыт культурно-просветительской деятельности вокального ансамбля «Исток», показал, что использование вышеперечисленных методов и приемов в работе с детским коллективом значительно повышает уровень формирования вокально-хоровых навыков и исполнительской культуры, обогащает знания учащихся о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, а так же способствует развитию творческих способностей каждого исполнителя. Ансамбль «Исток» активно принимает участие в мероприятиях, концертах разного уровня. Занимает призовые места на районных конкурсах патриотической песни. Солисты ансамбля являются участниками и призерами межрайонных, областных и Всероссийских фестивалей.
Прямая обязанность хормейстера в работе с детским коллективом в условиях общеобразовательной школы поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового воспитания и совершенствование методов и приемов, для достижения музыкально-образовательных и воспитательных целей.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе/Пособие для учителя. – М. 1983 г.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М. 2000 г.-с.56-57
- Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М. Просвещение, 1983. - с.12
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: 2-е изд. – М. 1973 г.
- Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первого класса. Издательство Академии педагогических наук РСФСР.- 1956г. – с. 38-41
- Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения. - М. 1981 г.
- Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании/Музыкальное воспитание. - М. Просвещение, 1978. - Вып. 1. – с. 49-55.
- Брандель С. Дифференцированное обучение пению в 1 классе общеобразовательной школы. 1970 г.- с.6-8
- Горюнова Л.В. Пение как состояние души/Искусство в школе. – Выпуск 2,3. 1994 г.
- Далецкий О.В. Постановка голоса и методика обучения пению. - М., МГИК, 1990 г.
- Далецкий О.В. Вокальная подготовка. - М., 2003 г.
- Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М. Музыка ,1987 г. - с. 3-9.
- Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951г.
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М., 2003 г.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. – М. 1984 г.
- Куличкин А.П. Музыка в системе развивающего обучения.- Рязань, 2012 г.
- Лебедев К.М. Мастера хорового искусства. - М.,2002г.
- Локшин Д.Л. Работа в хоре. - М. 1960 г.
- Лукишко А.И. Методические рекомендации и указания для студентов специализации «Руководитель самодеятельного академического хорового коллектива». - Рязань, 1992 г.
- Музыкальная энциклопедия. Т.1/ сост.Ю.Келдыш – М.,1973 г.
- Музыка в школе. Выпуски 2011-2015 гг.
- Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально хоровая школа от древности до ХХI в.. – М., 2003г.
- Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999 г.
- Осеннева М.С., Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений – М., 2003 г.
- Примерные программы по учебному предмету музыка 5-7 класс. -М. «Просвещение» 2010 г.
- Программы образовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. М., 2010 г.
- Птица К.Б. О музыке и музыкантах. - ИЧП, 1995 г.
- Соколов В., Попов В., Л.Абелян «Школа хорового пения», выпуск 2-М.,1978 г.- с.24
- Соколов В.Г. «Хороведение». Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности. Издательство «Советская Россия», М.,1971 г.
- Соколов В.Г. Работа с детским хором/Сборник статей.- М., 1981 г.-с.12-13
- Спутник музыканта/ сост. А.Островский – М.,1964 г.
- Струве Г. Школьный хор. – М., 1981 г.
- Стулова Г. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М., 1988 г.
- Работа в хоре / ред. Д.Локшин. – М, ВУСПС, 1960 г.
- Романовский Н. Хоровой словарь. - М.,2002 г.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947 г.
- Тигров К. Руководство хором. – М., 1964г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года №1897, зарегистрирован в минюсте России 14.11.2013 г.)
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М. 1990 г.
Приложение
Защита дипломной работы.
Здравствуйте, уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии.
Разрешите представить итоговую аттестационную работу на тему: «Хормейстерские аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы».
Занятия вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе в настоящее время чрезвычайно актуальны. Наблюдается устойчивый интерес педагогов и детей к этому виду художественного творчества. Свидетельство тому – появление многочисленных фестивалей, конкурсов вокально-хорового творчества с участием большого количества исполнителей. В школах активно дискутируются вопросы вокально-хоровой культуры, все больше организуются различных групп, ансамблей, хоровых коллективов. Это показатель несомненных успехов в деле музыкального образования и воспитания. Пение занимает ведущее место в музыкальной деятельности на уроках музыки. Школьная практика сегодняшнего дня выдвигает ряд проблемных вопросов, связанных с вокально-хоровой работой, среди которых вопросы о специфике начального периода вокальной деятельности, о выборе методов и приемов, необходимых для эффективной результативной работы с детьми, о создании условий успешного формирования музыкальных способностей. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Пение в вокальном ансамбле развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного пения. Для того, чтобы обучать других, учитель должен владеть приемами вокального мастерства, быть профессионалом. Поэтому совершенствование в теории и методах обучения пению всегда актуальны.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вокальном ансамбле общеобразовательной школы.
Предмет исследования - хормейстерская деятельность учителя музыки в вокальном ансамбле «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2».
Цель исследования - определить наиболее эффективные педагогические методы и приемы в организации вокально-хоровой работы с детским коллективом.
Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности обучения музыке в условиях общеобразовательной школы;
- проанализировать возрастные характеристики детских голосов;
- изучить методические основы вокальной работы с детьми;
- представить хормейстерские приёмы и принципы работы в ансамбле «Исток»;
- обобщить опыт культурно-просветительской деятельности ансамбля «Исток».
Методы исследования. В ходе исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, обзор периодических изданий, изучение методической литературы по проблеме исследования, педагогические наблюдения, беседы с учащимися, анализ учебных планов и программ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются особенности музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе, специфика обучения музыке на современном этапе, возрастные характеристики детских голосов, методические основы вокальной работы с детьми. Во второй главе представлены аспекты хормейстерской работы с вокальным коллективом в общеобразовательной школе на примере ансамбля «Исток» МОУ «Октябрьская СОШ № 2», приемы формирования навыков вокально-хоровой техники в ансамбле и культурно-просветительная деятельность вокального ансамбля. Заключение содержит выводы по основным пунктам проведенного исследования. Список литературы включает в себя сорок наименований. Приложение содержит фотоматериалы, нотные примеры, репертуар ансамбля «Исток», достижения коллектива.
Исследования, лежащие в основе данной работы, проводились на базе МОУ «Октябрьская СОШ № 2» МО Михайловский муниципальный район Рязанской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы руководителями детских вокальных коллективов, творческих объединений и кружков общеобразовательных школ.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Различные системы и методики работы с голосом при всем их разнообразии, преследуют одну цель – открыть детям путь к музыке, помочь раскрыть каждому творческий потенциал, поверить в себя и в свои возможности.
Детский вокальный коллектив – удивительный организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой, несущий энергетику юности, оптимизма и обаяния. Руководитель детского вокального коллектива – интересная и увлекательная работа, где надо преодолеть много трудностей, многому научиться, постоянно искать, пробовать, экспериментировать, думать и анализировать. Главное в работе с детским вокальным коллективом является умелое сочетание обучения, музыкального воспитания и исполнительства.
В главе I проведено исследование специфики обучения музыке в общеобразовательной школе, где важным видом деятельности является хоровое пение. Рассмотрены возрастные характеристики детских голосов. У учащихся 1-9 классов с голосом ребёнка происходят сильные изменения, отражающиеся в трёх периодах развития: предмутационный 7-12 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 16-18 лет. Эти периоды характеризуются изменением строения голосового аппарата и другими физиологическими особенностями, происходящими с организмом. Продолжительность периодов индивидуальна для каждого ребёнка, поэтому учителю необходимо знать внешние признаки их прохождения и строить уроки таким образом, чтобы не нанести вред голосу ребёнка.
В ходе изучения методических основ вокальной работы рассмотрены основные вокально-хоровые навыки: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения; методы дифференцированного обучения С. Бранделя, приём «атакирования» верхнего регистра голоса А. Раввинова, игровая методика со звукоподражанием на высоких тонах В. Белобородовой, исправление интонации через специальное внимание к вокальной работе Н. Куликовой,
особенности работы над двухголосием В. Попова и Ю. Алиева.
Во второй главе освещены хормейстерские приемы, имеющие практическое применение в работе с ансамблем «Исток» МОУ Октябрьская СОШ № 2». Для эффективности воспитания вокально-хоровых навыков интонирования, разборчивости и осмысленности дикции, артикуляции, дыхания применяется дифференцированный подход. С целью перехода на двух-трехголосное пение проводится подготовительная работа для достижения унисона, используются каноны, упражнения по развитию гармонического слуха.
Представленный опыт культурно-просветительской деятельности вокального ансамбля «Исток», показал, что использование вышеперечисленных методов и приемов в работе с детским коллективом значительно повышает уровень формирования вокально-хоровых навыков и исполнительской культуры, обогащает знания учащихся о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, а так же способствует развитию творческих способностей каждого исполнителя. Ансамбль «Исток» активно принимает участие в мероприятиях, концертах разного уровня. Занимает призовые места на районных конкурсах патриотической песни. Солисты ансамбля являются участниками и призерами межрайонных, областных и Всероссийских фестивалей.
Прямая обязанность хормейстера в работе с детским коллективом в условиях общеобразовательной школы поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового воспитания и совершенствование методов и приемов, для достижения музыкально-образовательных и воспитательных целей.
Данные положения выносились на защиту итоговой аттестационной работы.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы
методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....
Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?...
«Модель деятельности учителя информатики в условиях малокомплектной школы»
Современный период развития общества характеризуется глобальным влиянием на него информационных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков, образуя единое информационное п...
Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.
Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....
Деятельность учителя музыки на уроке в классах эстетического профиля в общеобразовательной школе.
Основной целью деятельности учителя музыки является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, особенно в деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля, в которых, на наш взгляд, именн...
"Организация деятельности учителя музыки в условиях введения ФГОС"
Описание педагогического опыта...