Открытые уроки
рабочая программа по музыке
открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urokv_1_kl.doc | 54.5 КБ |
otkrytyy_urok_v_5_kl.doc | 61.5 КБ |
otkrytyy_urok_v_6_kl.doc | 43.5 КБ |
urok_no_7_vo_2_kldoc.doc | 51 КБ |
urok_no_11_v_4_kl.pptx | 2.45 МБ |
muzyka_i_izo.doc | 39 КБ |
integrirovan_muz_i_izo_v_5_kl.ppt | 2.92 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
урок № 10 в 1 классе
Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»
Цель урока:
Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их роль (место) в жизни русского человека, познакомить с видами исполнения народной музыки.
Задачи:
Обучающие
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки, используя народные шумовые и музыкальные инструменты (Деревянные ложки, трещотка, рубель, бубен, колокольчик)
3. Откликаться на изменение характера музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах, музыкально - ритмические движения, ритмическая импровизация).
Развивающие
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2. Развивать речь учащихся.
3.Развивать у обучающихся первоклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
4. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма урока: Урок-сказка.
Используемые методы:
- Частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).
- Педагогические технологии:
- ИКТ; Технологии детского музицирования; Технологии здоровье-сбережения обучаемых, развития, воспитания; Технологии формирования певческой культуры учащихся; Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся.
Примечание:
Урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки
Оборудование к уроку: ноутбук, муз. центр, учебник (УМК): авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, рубель, дудочка, колокольчик)
Новые понятия: Оркестр русских народных инструментов, тембр.
Этапы урока: Организационный. Актуализация знаний.
1. Мотивационно-целевой этап.
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок мы начнём с иллюстраций учебника. Откройте учебник, стр. 28. Что изображено на картинках?
Дети: Музыкальные инструменты.
Учитель: Тема нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
Для чего нам нужны народные инструменты?
Дети: Чтобы на них играть.
2. Ориентировочный этап.
Учитель: Ребята, послушайте музыку и определите: музыка какого народа звучит в записи?
Примечание. Звучит музыка «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Дети: Звучит музыка русского народа.
Учитель: Какие инструменты помогли вам определить, что это музыка русского народа?
СЛАЙД 3
Дети: Балалайка, дудочка, гармонь.
Примечание. Учитель делит детей на 3 группы
Учитель: Пока звучит музыка, первая группа изображает игру на балалайке,
Вторая - игру на дудочке
Третья – на гармошке
Примечание. Звучит «Полянка»
Дети изображают игру на музыкальных инструментах.
Учитель: Голоса дудочки, гармошки, балалайки звучат одинаково?
Дети: Нет, они звучат по-разному.
Учитель: Правильно, ребята, тембр этих инструментов разный. В музыке тембром называют окраску звучания.
СЛАЙД 4
Учитель: Ребята, что нового узнали вы о музыкальных инструментах: балалайке, дудочке и гармошке?
Дети: То, что голоса инструментов не одинаковы. У них разный тембр.
Учитель: Сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов русские люди! И у каждого инструмента свой тембр.
3. Поисково-исследовательский этап.
Учитель: Сегодня герои нашего урока необычные - это русские народные музыкальные инструменты, с которыми мы познакомимся на уроке.
Мы узнаем, что могут рассказать нам русские народные музыкальные инструменты о себе? С помощью чего будут рассказывать о себе инструменты?
Учитель: На нашем уроке вы услышите «Сказку про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».
Объяснение нового материала.
Слайд
Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд 5-6-7-8
Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
мелодию р.н.п. «На горе-то калина».
Слайд 9
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
СЛАЙД 10-11
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.
Учитель: Какое настроение в музыке?
Дети: Весёлое, радостное.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 12-13 оркестр народных инструментов
Учитель: Посмотрите какие инструменты русского оркестра изображены на картинке?
СЛАЙД 14- 22
4. Практический этап.
Учитель: Сейчас я вам исполню р.н. мелодию «Ах, вы сени», вы внимательно её послушаете и скажете мне, одинаково ли звучала музыка?
Примечание. Учитель играет музыку в 2 регистрах.
Дети: Нет. Сначала музыка звучала ниже, а потом выше.
Учитель: Правильно, ребята. Вы уже знаете о том, что звуки бывают низкие и высокие.
Я приглашаю вас исполнить эту мелодию в оркестре, когда музыка будет звучать низко, будут играть только ложечники, а когда музыка зазвучит высоко, вступят остальные инструменты. Будьте внимательны.
Примечание. Дети играют в оркестре русскую народную мелодию «Ах, вы сени».
5.Рефлексивно-оценочный. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Дети: Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами.
Учитель: О чём рассказали в сказке русские народные музыкальные инструменты?
Дети: О том, как путешествовали по свету.
Учитель: С помощью чего рассказывали музыкальные инструменты?
Дети: С помощью музыки.
Предлагаю вам показать свои знания в игре «Затейник». С помощью жестов изобразить игру на любом инструменте русского оркестра, а затейник должен угадать: на каком народном инструменте русского оркестра мы играем.
Примечание: Участвует весь класс. Игра повторяется несколько раз.
По считалке выбирается затейник, который выходит за дверь. Дети договариваются, игру на каком инструменте они будут изображать (затейник меняется с каждой игрой). Затем Затейник заходит и говорит: «Здравствуйте, ребята, где вы были, что делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
6.Заключительный этап.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч.
Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов «Полянка».
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе
Тема раздела : «Музыка и литература»
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цель урока: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении.
Задачи урока:
Образовательная: -познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: -развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
- развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
Воспитательная:- воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
Планируемые результаты
-предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками. Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение, работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: ПРЕЗЕНТАЦИЯ, компьютер, интерактивная доска
Музыкальный материал:
- «Марш Весёлых ребят» -слушание
- Увертюра «Дети капитана Гранта»,
- Урок танца «Мэри Поппинс, до свидания!».
- «Мы маленькие дети » «Приключения Электроника»
- «Песенки друзей» из мультфильма
Ход урока
1.Организационный этап
Вход в класс. Приветствие.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.
– Ребята, начать наш урок я хочу словами Арама Хачатуряна, а вы попробуйте сформулировать тему нашего урока: Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием” , посовещайтесь в парах между собой.(уч-ся предлагают свои варианты ответов.), если есть затруднения , я направлю ваше мышление стихотворением – загадкой
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
Работа в парах. Ученики предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Ученики: «Музыка в кино, на телевидении». (запишите тему урока в тетрадь)
А так как у нас урок музыки, и тема всего раздела связь музыки и литературы, то ,что мы должны будем выяснить?.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): «Какова роль музыки и литературы в кино и на телевидении?»
- Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Актуализация знаний.
На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия.
Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Хотите познакомиться с ним поближе? Итак, дата рождения – 1895 год. Родители – братья Огюст и Луи Люмьер. Место рождения – Франция, Париж,
Да, сейчас этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука.
Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).
Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?
Как, вы, думаете, для чего она нужна? (учащиеся отвечают).
–Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.
Музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с музыкальными произведениями, написанным специально к кинофильму.
У: Перемотаем воображаемую киноплёнку на несколько десятилетий вперёд. Мы с вами попадаем в 1934 год. На экраны выходит музыкальная комедия «Весёлые ребята»
Главные роли в фильме исполняют известный певец Леонид Утёсов и артистка кино Любовь Орлова. Л.Утёсов играет роль талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Обратите внимание на фамилию. Будучи принятым за молодого заграничного дирижёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а служанка Анюта (Л.Орлова) известной певицей.
У: Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» -слушание
- Кому показалась музыка знакомой? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Что можем сказать о музыке, какая она?
Д: Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.
У: А кто же композитор? Затрудняетесь? Музыку к фильму написал советский композитор И.О.Дунаевский. Именно он сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Этот фильм принёс широкую известность композитору.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И.О.ДУНАЕВСКОГО.
У: В этом году исполнилось 115лет(30 января 1990 год) со дня рождения композитора. Он написал музыку к 18 фильмам. Самые известные: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Вратарь» и др. Он писал музыку к спектаклям – мюзиклам (30), 4 балета, 10оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки.
У: Если мы перемотаем воображаемую киноленту ещё на несколько десятилетий вперёд, мы вновь увидим знакомую фамилию Дунаевский в титрах фильма. Но это уже пишет сын Исаака Осиповича – Максим.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.ДУНАЕВСКОГО.
У: Сын пошёл по стопам своего отца. Он пишет музыку к самым популярным фильмам 20столетия: «Д,Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «В поисках капитана Гранта», «граница- таёжный роман» и др. Он так же писал музыку к мюзиклам, 30 фильмам, организовал свой ансамбль «Фестиваль», сотрудничал как автор песен с М.Боярским, Н.Караченцовым, Т.Булановой и др. известными звёздами. Его можно с гордостью назвать композитором – современником. В этом году М.Дунаевский отметит свой 70 летний юбилей.
Самым популярным фильмом для детей, к которому писал музыку композитор, стал фильм «Мэри Поппинс, до свидания!». Может кто-нибудь смотрел этот замечательный фильм?
Главную роль сыграла Наталия Андрейченко . Фантистическая история, некогда рассказанная П. Трэверс и заново изложенная в наши дни. В семье Бэнксов прямо из воздуха появилась няня, идеально отвечающая их строгим требованиям. Прекрасная, добрая, ни на кого не похожая. И все было так хорошо... пока добрую волшебницу не унесло ветром. Дети никак не хотели поверить в ее исчезновение, и Мэри Поппинс (а так ее звали) не могла не вернуться. В картине много танцев, музыки и песен. Давайте посмотрим муз. фрагмент.
У: Сейчас вы услышали и увидели отрывок его муз. шедевра, что можно сказать о музыке? Какая она? Что хочется делать?
Д: Хочется петь , танцевать, веселится…
У: Нарисовал композитор музыкальный портрет Мэри Поппинс? Какая она получилась?
Д: Леди, утонченная, красивая, правильная…
У: Как вы думаете, был бы фильм таким популярным, если бы не было ни одной песни, героиня бы ни разу не спела, в фильме только бы звучала разговорная речь, иногда музыкальное сопровождение.
Д: Не был бы, потому что без стихов не бывает песен.
5.Первичная проверка понимания
Учитель: Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли? Для этого в группах выполним следующие задания:
1группа. Задания:
1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( драматург )
2) кто осуществляет постановку спектакля: (режиссер )
3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи:
Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.
2 группа. Задание.
Откуда берется сюжет?
Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи.
(Ответ: а), б), в), ж),з)
3 группа.
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "режиссер", "литературный сценарий (киносценарий)".
Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария.
Литературный сцена́рий — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев.
Чтение и обсуждение ответов учащихся.
Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня “ слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.
– Назовите мне песни из ваших любимых фильмов, (учащиеся перечисляют песни).
А сейчас исполним песню из кинофильма «Приключения Электроника»
«Мы маленькие дети » (разучивание первого куплета)
. Музыка в телепередачах и мультфильмах.
. Сейчас музыка стала неотъемлемой часть телепередач, стала их визитной карточкой.
-Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах? (учащиеся отвечают)
-А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? (учащиеся дают ответы).
В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов. Назовите мультфильмы , в которых звучат песни.
Назовите самый музыкальный мультфильм. Бременские музыканты
Предлагаю исполнить самую известную песню из мультфильма.
Исполнение «Песенки друзей» из мультфильма.
Киномузыка
- Подчеркивает настроение героев, их эмоциональное состояние,
- передает действие, движение,
- является главным героем,
- раскрывает содержание фильма, спектакля, передачи,
- муз. тембр, динамика, лад – ведущие средства для создания экранных образов.
Литературный сценарий
- строится на основе литературного источника, исторического факта, жизненной ситуации,
- пишется режиссером совместно с композитором, т. к. они сообща создают художественные образы,
- подразумевает четкое, последовательное выстраивание музыкального ряда в соответствии с линией сюжета (дается характеристика героев, подчеркнуты усиления и спады напряженности событий).
- Самоконтроль учащихся во время работы в группах.
- Коррекция.
Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
- Какой у нас был главный вопрос урока?
-Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
ВЫВОД О РОЛИ МУЗЫКИ В КИНО: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
У: Я благодарю вас за интересные ответы, поддержку на уроке, за чистое пение и любознательность.
У: На этом наш урок закончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
Урок № 17 в 6-а классе
Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Цель урока: осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи урока:
Обучающие:
- помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни:
- Д. Тухмановым, М.Светловым, А. Розенбаумом, Ю. Кимом, В. Высоцким, Б.Окуджавой, О.Митяевым; ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
- определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?; расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;
Развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.
Используемое оборудование: ПРЕЗЕНТАЦИЯ, компьютер, проектор, экран, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», инструмент аккордеон
Ход урока:
Звучит песня «Гаудеамус» (студенческий гимн). Приветствие!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача - ответить на вопрос, в чем же ценность такой музыки?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы обучающихся) Вы незнакомы с этой песней? В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней.
Слайд №1.
Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус» на латинском языке, которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.
Цель нашего урока - ответить на вопрос,
Слайд№2.
Что такое авторская песня, в чём её ценность?
Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
(ответы обучающихся)
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы обучающихся)
Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете его.
Авторская или бардовская песня. Само слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нашего уха. Но не все, наверно, вы знаете, что так называли народных певцов древних кельтских племен. В дальнейшем они стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.
Слайд№3.
Ваганты – так называли их в Средневековье. Поэзия вагантов – часть средневековой церковной литературы, и вместе с тем она тесно связана народной смеховой культурой, ярко проявляющейся в карнавальных празднествах, балаганах, ярмарочных представлениях.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов эпохи Средневековья. Знаменитая песня «Гаудеамус», с которой начался наш урок, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.
Слайд№4.
Послушаем эту песню.
Слушание «Гаудеамус».
Учитель: в наше время широкую популярность получил альбом песен, рок-сюита «По волнам моей памяти» современного композитора Давида Фёдоровича Тухманова.
Слайд№5
Среди стихов поэтов разных эпох и стран, к которым обращается композитор, есть и образец средневековой поэзии. Песня под названием «Из вагантов» рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного юношу-школяра.
Слайд№6.
Слушание «Из вагантов» Д.Тухманова.
Учитель: Ребята, скажите, что объединяет эти две песни? ( ответы обучающихся) В подтверждение ваших слов я хочу привести отрывки подстрочного перевода песни «Гаудеамус» ( чтение строк).
«Гаудеамус»
Да здравствует университет,
Да здравствуют профессора!
Да здравствует каждый студент,
Да здравствуют все студенты,
Да вечно они процветают!
Да здравствуют все девушки,
Изящные и красивые!
Да здравствуют и женщины,
Нежные, достойные любви,
Добрые, трудолюбивые!
Да здравствует и государство,
И тот, кто им правит!
Да здравствует наш город,
Милость меценатов,
Нам покровительствующая.
Да исчезнет печаль,
Да погибнут скорби наши,
Да погибнет дъявол,
Все враги студентов
И смеющиеся над ними!
А что отличает их друг от друга? (ответы обучающихся) Молодцы! Если «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, то песня Тухманова – скорее сольная, что подчеркивается развитым и прихотливым мелодико – ритмическим рисунком. Поэтому по – разному нужно петь эти две песни.
Учитель: В середине XX века в нашей стране зародился новый музыкальный жанр – авторская песня.
Слайд№7.
Это – своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими или туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы – исполнители этих песен? Ребята, назовите, кого вы знаете из современных композиторов- бардов? (Это – Б.Окуджава, Татьяна и Сергей Никитины, Юрий Ким, А.Розенбаум, В.Высоцкий, А.Макаревич, О.Митяев и др.)
Учитель: Ребята, во время урока вы среди композиторов-бардов назвали мне известного барда Б. Окуджаву. Ребята, может, кто-то нам расскажем что-нибудь об этом композиторе?
Слайд№17. (слушание ответов учащихся).
Слайд №18.
Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание песни?
(сдержанная и уверенная интонация).
Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Б.Окуджавы и других композиторов-бардов от общепринятого песенного творчества композиторов? ( в этих песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви, воспевают дружбу, всё, что самое главное должно быть в жизни каждого человека. Они поются легко, просто, в кругу друзей.)
Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока.
(в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей;
доступна для исполнения и восприятия любого человека; это ее индивидуальность, в каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме)
Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами исполним, ранее разученную песню композитора-барда О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой».
Распевание. Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой»
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? (ответы учащихся). На следующем уроке мы продолжим с вами разговор на эту тему и разучим новую авторскую песню. Задание на дом: найти в сети интернет или любой другой литературе значение слов романс, речитатив, баллада, серенада. Спасибо всем за работу на уроке.
И закончить наш урок мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни:
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, на ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая.
Предварительный просмотр:
Урок № 7 во 2 классе
Цель урока: Познакомить с жанром «марш»; рассмотреть жизненные обстоятельства, при которых звучит марш, научиться различать разные виды маршей. Развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа. Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.
4 Для кого пишут марши ? Когда и где вам приходилось слышать
марши ? Какие музыкальные инструменты наиболее приемлемы для звучания марша ?. Ход урока:
5 Марш (итал. marcia, фр. marche, от marcher идти) род музыки, сопровождающей или рисующей
стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
6 Пионерские марши Взвейтесь кострами » Композитор В. Фролов
7 Спортивные марши Футбольный марш СССР (М. Блантер) « Закаляйся, как сталь » ( И. О.
Дунаевский)
8 Петр Ильич Чайковский ( )
9 В чем особенность этих маршей? «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»
10 Военные марши «Прощание славянки» В. Агапкин «День Победы» Д. Тухманов
11 Детские марши «Вместе весело шагать» В. Шаинский «Пусть всегда будет солнце» А. Островский
12 исполняем песню «Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам. И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором. Спой - ка с нами перепелка перепелочка: раз иголка, два иголка, будет елочка. Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка. Раз словечко, два словечко, будет песенка». Припев:
13 В небесах зари полоска заполощется. Раз березка, два березка, будет рощица. Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка. Раз словечко, два словечко, будет песенка. Припев: Нам счастливую тропинку выбрать надобно. Раз дождинка, два дождинка, будет радуга. Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка. Раз словечко, два словечко, будет песенка. Припев
14 Проверь себя
15 О каком ките идет речь? Такая музыка известна давно, она помогает сопровождать движения
людей и на параде и, на спортивных соревнованиях, и даже утром, когда вы делаете зарядку. песня танец марш
16 Определи характерные черты марша Мелодичность Кантилена Напевность Танцевальность
Пластика движений Подвижный темп Четкий ритм Бодрый характер Умеренный темп Интонации шага
17 Какой инструмент помогает киту Маршу?
19 Используемые ресурсы: https: ru.wikipedia.org http: froland.ru http: yandex.ru
Тема: « Звучащие картины.
Эти разные марши.»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: путешествие.
Цель: Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).
2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.
Музыкальный материал:
1. С.Чернецкий “Встречный марш” – вход, слушание.
2. Марш “Триумфальной победы” – слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.
3. М.Блантер “Марш футболистов” – слушание, ритмические упражнения под музыку.
4. Марш из балета “Щелкунчик” Чайковский (фрагмент)
5. П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К.Орфа).
6. Фрагмент из песни “Пряничный Теремок”
7. Песня “Пряничный Теремок”
Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты “шуршунчики”, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видеофрагмент, аудифайлы.
Ход урока
1. Организационный момент – вход.
Звучит маршевая музыка С.Чернецкий “Встречный марш”. Дети входят в класс, маршируют на месте, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест - стульев.
Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)
Учитель:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показывает “крылышки”).
Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.
Учитель: Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Удобно маршировать под эту музыку?
Дети: Да!
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром – марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.
А может кто-то из вас знает, что такое марш?
Дети: Когда ритмично считают.
Учитель: Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.
Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Давайте прохлопаем ритм. I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .
Учитель:– – Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.
2. Основная часть.
Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка.
Звучит “Встречный марш” – слушают
Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?
Дети: Под эту музыку можно маршировать.
Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей. Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.
Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.
Звучит Марш “Триумф победителей” (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель по музыку). Отмечают ритм.
Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (на доске нарисованные широкие полоски)
Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где? У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)
Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.
Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?
Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
Отмечают ритм.
Учитель: О каком марше идёт речь?
Дети: Это марш спортивный.
Учитель: Верно.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!
В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!
Звучит “Марш футболистов”. Слушают
Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (на доске нарисованные узкие полоски)
Отмечают ритм.
Учитель: Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)
Ответы детей: уверенно, празднично, ярко, легко и т.д.
Учитель: Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?
Дети: Конечно, спортивный.
Учитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.
Дети: П.И. Чайковский Марш из балета “Щелкунчик”
Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.
Звучит “Марш деревянных солдатиков”
Дети: фортепиано.
Учитель: Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?
Дети: барабан и труба.
Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.
Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками играем все вместе.
Звучит “Марш деревянных солдатиков” “дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)
Учитель: Ребята вы готовы встретиться с Принцессой? Тогда смотрите все внимательно на экран.
Мультзарисовка “Звучит “Марш деревянных солдатиков”
Вокально-хоровая работа
Попевка : Тра-та-а, тра-та-та ….
Ту-ру-ру…
Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент и назовите произведение.
Дети: Песня “Теремок”
Какие два кита соединились в этой музыке (песня + марш)
Работа над припевом
Учитель: Вокруг себя повернись и в гнома превратись. К Принцессе пришли в гости сказочные гномики и принесли в подарок песню, которую мы с вами исполним. Четко пропеваем все слова и отмечаем сильную долю “шуршунчиками” самодельными музузыкальными инструментами.
Во время исполнения следите за мелодией, пропеваем четко все слова и выдерживайте ритмический рисунок. Во время проигрыша (когда мы не поём, мы будем четко и ритмично маршировать)
Исполнение песня “ Пряничный Теремок домик” (Приложение 2)
Д/з. Нарисовать иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского “Марш деревянных солдатиков”
3. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.
– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
– С какими маршами мы познакомились?
(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность).
Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.
Оценка – барабанчики.
(Дети встают и под звуки песни “Пряничный Теремок” маршируя выходят из класса.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальные инструменты
Русские народные инструмен ты
Скоморохи
оркестр
Что такое оркестр? ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, одно и то же музыкальное произведение. Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра.
Создатель первого оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев
Группы народных инструментов Струнные Духовые Ударные гусли домра балалайка свирель рожок жалейка бубен трещотка бубенцы ложки
Оркестр Русских народных инструментов струнные духовые ударные
Артист
В русском народном стиле
На листочке, на страничке- То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки. НОТКИ Загадка
настроение
радость
грусть
удивление
Улыбнись и пой!
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО
в 5 классе (2 часа)
Тема урока: «Зимние посиделки»
Провели: Коробенкова Ирина Викторовна, учитель музыки
Бурлакова Светлана Яковлевна - учитель изобразительного искусства
Презентация:
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока:
Ученики сидят в классе группами за столами.
- Вот и прошла зима. Осталась позади осень с её хлопотами по уборке урожая, заготовке на зиму овощей. За окном зима (презентация, слайд 1).
- Посмотрите, что у нас за окном? (ответы учащихся)
- Да, южная зима с её ветрами, дождями и снегами (презентация, слайд 2,3).
- Посмотрите на карту нашей родины (карта России) (презентация, слайд 4).
- Вы скажите – карта – это география, а при чём здесь музыка, ИЗО?
- Послушайте старинную русскую народную песню и посмотрите на современные кадры, которые вы, наверное, не так давно видели по телевидению (кадры с заметённых дорог и песня «Степь да степь кругом») (презентация, слайд 5,6,7).
- А современна ли эта песня? (На экране картина зимней природы). Исполняется соло песня «Уж ты зимушка, зима», ответ – да, она рассказывает о природе, а природа и тогда и сейчас преподносит людям такие сюрпризы) (презентация, слайд 8 - 11).
- Скажите, пожалуйста, на всей ли территории земли русской эта песня исполнялась одинаково? (нет, ведь это народная песня и передаваясь из поколения в поколение, добавлялись новые куплеты, какие-то подголоски, новое проведение голосов).
Работа с рабочими тетрадями (стр. 38):
- Попробуем и мы сейчас спеть эту же песню, но немного по-другому (исполнение песни на два голоса, рабочая тетрадь страница 38).
- И так на протяжении многого времени обрастали песни новыми куплетами, новыми голосами – красками. Русские композиторы – М. И. Глинка (на экран портрет), Н. А. Римский-Корсаков (портрет), П. И. Чайковский (портрет) и другие композиторы любили собирать народные песни и на этой основе создавать уже свои, подлинно русские оперы, симфонии, балеты (презентация, слайд 12,13,14).
Работа учебниками (стр. 87):
- Послушайте музыку русского композитора 20 века Георгия Свиридова (презентация, слайд 15). на стихи Сергея Есенина «Поёт зима», текст в учебнике на странице 87. (кадры на экране сопровождают исполнение) (презентация, слайд 16 - 20).
Беседа с использованием учебника:
- Что помогло Свиридову создать картину сурового холода, заполнившему весь мир (хоровая разноголосица, в которой, отразились и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый зимний мир).
- Россия огромная страна. Посмотрите на карту нашей Родины. Вот наш город Волжский, вот Волгоград, двигаемся далее на север нашей Родины. Москва, а вот и Родина Деда Мороза – Великий Устюг (презентация, слайд 21, 22). А как же зима без Деда Мороза. Сколько сказок сложено в народе о нём. Какие вы знаете? (ответы учащихся)
Тогда давайте перенесёмся при помощи волшебного зеркала в те давние времена, когда люди собирались, как на осенних посиделках, вместе, занимались работой, пели песни, сочиняли сказки, рассказывали разные истории, делились новостями. Что же в наше время выполнит роль волшебного зеркала? Конечно компьютер. Во все времена люди мечтали узнать мир, перенестись за тридевять земель на ковре-самолёте, поговорить через расстояния с близкими, любимыми. И вот соединились знания и фантазия, мечта и мы имеем - и сотовые телефоны и можем говорить с мамой, друзьями, подругами, через экран телевизора, компьютера познать окружающий нас мир. Давайте преобразим наш компьютер и сделаем его нашим волшебным зеркалом (на экран комп. надевается оправа «зеркало»).
Скажем все дружно: «Свет мой зеркало, скажи, да всю правду доложи, как там жили на Руси, да что делали» (дети повторяют) (презентация, слайд 23).
На экране появляется заснеженная деревня 5 мин.) (презентация, слайд 23).
Задание: Нарисуйте зимний сюжет
Из комнаты «быта» выходит девица с прялицей, усаживается и начинает напевать «Уж ты зимушка, зима».
На экране меняется картина – всадник на коне (презентация, слайд 24).
- Проезжал добрый молодец, услышал песню незнакомую, да и пригорюнился – нет в их селе такой голосистой девицы. Рассказал он дома о новой песне им услышанной. Пригорюнились парни, да девицы. Ну и что ж, да запели на свой лад (исполняется двухголосный вариант этой песни). Так и покатилась песня от села, до села, обрастая новыми куплетами, звонкими подголосками. И зазвучали отголоски той давней песни в музыке композиторов и поэтов (Звучит хор Г. Свиридова на стихи С. Есенина «Поёт зима» На экране презентация).
- Таким же путём до нас дошли и изделия русских мастеров и каждое имело свой неповторимый облик. Вот изделие Суздальских мастеров, их расписные предметы быта расписывались на светлом дереве (показ внутри дерево светлое), а вот хохломские расписывались по чёрному фону (показ), славился Гусь Хрустальный своими неповторимыми изделиями из стекла (показ), изделия Гжельских мастеров имели свой неповторимый почерк (презентация, слайд 25 - 33).
Задание: Распишите заготовку в стиле Гжельских мастеров
Итог урока.
Выставка работ с песней «Чудо, чудо, чудеса». 5мин. Сопровождает песня «Ах ты, Русь моя»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волжский Москва
Михаил Иванович Глинка
Никол а й Андр е евич Р и мский-К о рсаков
Пётр Ильич Чайковский
Георгий Васильевич Свиридов
Волжский Москва
Москва Великий Устюг
Москва Филимоново
все
Москва «Гжельский куст»
Москва Городец
Москва с. Хохлома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...