Консультация для родителей и педагогов. «Развитие речевых и певческих навыков с помощью артикуляционных, дыхательных, речевых и ритмических упражнений и игр».
консультация по музыке
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным
средством их воспитания и развития. Развитие детского певческого голоса начинается с развития речи и речевого аппарата.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие речевых и певческих навыков с помощью артикуляционных, дыхательных, речевых и ритмических упражнений и игр».
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным
средством их воспитания и развития.Развитие детского певческого голоса начинается с развития речи и речевого аппарата.
Содержание деятельности по развитию певческого голоса дошкольников
Работа по развитию певческого голоса проводится поэтапно:
1 этап – подготовительный, речевой.
2 этап - основной, переход от речи к пению
3 этап-исполнение песенных произведений
Основными видами деятельности на подготовительном этапе являются:
- - артикуляционная гимнастика;
- - игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
- - развивающие игры, «рисование голосом»
- -речевые игры, ритмические игры, пальчиковая гимнастика.
Цель, которых легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
Задачи:
- - «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
- - обострить интонационный слух;
- - подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
- - сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. На речевом этапе удобно работать над формированием таких певческих навыков, как дикция и дыхание. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».
Наш забавный язычок –
Щелк, щелк, щелк, щелк.
Чистим зубки мы умело
Вправо, влево, вправо, влево.
Мы нисколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали.
Словно пчелы пожужжали,
Ж-ж-ж-ж-ж….
Как машины порычали.
Р-р-р-р-р-р….
Как лошадки вскачь пустились
Вовремя остановились!
Тпр-р-р-р-р-р…
Упражнение «Гуси»
на устранение зажатости нижней челюсти.
Педагог. Гуси, гуси,
Дети. Га-га-га
Педагог. Петь хотите?
Дети. Да-да-да
Педагог. Ротик открывайте
Дети. Га-га-га.
Педагог. Песню запевайте.
Дети. Га-а-га.
Игровая дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2 взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
«НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.
Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»
«ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привёз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки.
Делая соответствующие движениядети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.
«ДЫХАНИЕ»
Тихо - тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И. п. - стоя, руки опущены.
1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек). 2 - плавный выдох через нос.
Развивающие игры «Рисование голосом» Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям интонациями голоса «рисуем» различные образы (ветер, волны, облака, дождь, солнце и т.д.), Все эти упражнения помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.
Игры на развитие звуковысотного слуха.
Большая и маленькая собачка. (Лает низким высоким голосом)
Высоко –низко (самолет поднимается вверх и вниз. На звук А голос поднимается вверх вниз)
Речевые и ритмические игры.
«Имена»
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
- Каждый друг за другом называет свое имя.
- Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
- Затем проговаривая свое имя, каждый его слог отмечает хлопками.
- Проговаривая свое имя и шлепая по коленям.
- Закрывать глаза и произносить имя друг за другом.
- Как еще можно произнести свое имя ? (шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т.д.)
- Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу все должны сесть на свои места или встать у окна.
- Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко - тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяя его динамику по руке ведущего.
«Камушки»
Тук-тук камушки, (2 удара камушками-руки вперед)
Тук-тукзвонкие, (2 удара камушками-руки вперед)
Буль-буль-буль, шумит волна,-(3 удара, показать волну)
А где рыбки ти-ши-на. (2 удара, руки опустить на колени)
«Барабан»
Педагог. Мне купили барабан
Дети. Бам-бам-бам!(3 хлопка по коленям, или по барабану)
Педагог. Я на нем играю самДети. Бам-бам-бам!
(3 хлопка по коленям, или по барабану)
2-этап. Основной - переход от речи к пению.
Виды деятельности
- Музыкально-дидактические игры.
- Игровые распевания, валеологические распевания, разучивание песни.
- На втором этапе можно беседы по темам: «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?».
- Знакомство детей с певческой установкой.
Весёлые клоуны.
Первый клоун. Если хочешь стоя петь - головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись.
Второй клоун. Если хочешь сидя петь-не сутулься, как медведь,
Сядем прямо, ровно, спину держим стройно, Ноги твердо в пол упрем-и поем!
Третий клоун.
Делать мягким вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста!
Словно волны у реки, звуки гласные легки,
Будто птицы на лету -А-Э-И-О-У
Спинки-тростинки.
Мы проверим спиночку
Спиночку- тростиночку.
Вот она какая -
Спиночка прямая!(Сл.М. Картушина)
«Сидит дед».
Сидит дед ему сто лет,
Затем садятся прямо и весело поют:
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Валеологические песенки-распевки. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат во время проведения образовательной деятельности, подготавливают голос к пению.
Литература:
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992
- М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» 2004 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...
Консультация для родителей "Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания".
Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Консультация для родителей . Развитие физиологического и речевого дыхания.
Профилактика речевых нарушений...
Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического восприятия у дошкольников",
Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой...
Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...